Беларусь: элита уже выбрала преемника Лукашенко
Что будет делать с этим Лукашенко?
Главный
вопрос белорусской политики после 2020 или 2025 года, неважно,
действительно, упирается в приход «Лукашенко-2», в гарантию прихода во
власть именно преемника политики Лукашенко. такое может произойти только
при непосредственном участии самого Лукашенко, когда он успеет передать
власть преемнику.
В первых числах августа ИА REGNUM
разместило довольно дискуссионный и в этом плане, несомненно, интересный
текст научного сотрудника Института философии НАН Беларуси Алексея
Дзерманта «Белоруссия: что будет после Лукашенко?»,
в котором автор высказал ряд весьма интересных с точки зрения дискуссии
о будущем Беларуси и о преемнике нынешнего президента республики
Александра Лукашенко тезисов. Рассмотрим их более подробно.
Начнем с главного тезиса статьи, который изложен автором в самом ее начале: «Тот,
кто знаком с реальным положением дел в стране, скорее всего, даст
вполне очевидный ответ: после Лукашенко будет «новый Лукашенко»».
В качестве обоснования автор приводит следующую аргументацию: «Не
важно, какая у него будет фамилия, потому что и сегодня это не столько
личность, сколько функция. А функциональный вакуум всегда требует
соответствующего наполнения. Эта «наполненность» возможна только на
основании преемственности и выполнения нескольких условий:
1.
Сохранение и развитие крупной индустрии, промышленности как
экономического базиса страны, завершение начатых больших проектов
(БелАЭС, китайско-белорусский парк «Великий камень») и реализации новых.
2. Обеспечение безопасности как внутренней, так и внешней, то есть тесная связь с силовым аппаратом.
3.
Идеологическая преемственность с БССР и Республикой Беларусь Лукашенко
как во властной вертикали, так и в среде влиятельных интеллектуалов.
Политик,
который сможет обеспечить эти условия и будет «новым Лукашенко» и,
вероятнее всего, он будет выходцем из силовых структур, опирающимся на
поддержку России, возможно, Китая и не сильно раздражающий Запад, по
крайней мере, в начале своего правления. Невыполнение этих условий будет
означать крах не просто системы, построенной при Лукашенко, но всего
столетнего развития Беларуси как исторического субъекта. То есть, и
большинство белорусского общества, и белорусская элита будут делать
весьма однозначный выбор и даже если возникнет какой-то кризис
переходного этапа, страна организуется также, как и в 1994 г., когда
избрали первого президента».
Версия, конечно, интересная.
Возможно, именно она наилучшим образом отвечала бы
национально-государственным интересам республики в контексте евразийской
интеграции и выстраивания самостоятельного политического и
экономического центра мира, независимого от англосаксонских элит. Но, к
сожалению, она имеет целый ряд серьезных объективных и субъективных
ограничений, которые делают ее, на мой взгляд, трудно реализуемой. В
силу чего Беларусь, скорее всего, ждет гораздо более неблагоприятный
сценарий развития ситуации.
Во-первых, история
девятнадцатого-двадцатого веков тех стран, которые относят себя к
европейской цивилизации, а Беларусь, особенно последние годы, к ней
себя, несомненно, относит, практически не знает примеров, когда одного
диктатора, а о том, что он диктатор, пусть и в положительном смысле,
говорил неоднократно и сам Лукашенко, сменял другой диктатор. Особенно
она не знает таких примеров в двадцатом веке. Чили, Ливия, Ирак,
Югославия, СССР (предатель Хрущев после Сталина, предатель Горбачев
после Андропова), Китай, масса примеров других стран и лидеров, говорят о
том, что после диктатора (сильного харизматичного лидера) приходит либо
клоун, либо предатель.
Во-вторых, приход нового диктатора после
прежнего невозможен по той простой причине, что первый зачищает
политическую поляну от конкурентов так, что на ней перестает что-либо
колоситься выше сантиметра от слоя почвы. Так и в Беларуси – не то, что в
окружении президента, на всей политической поляне республики не
осталось не то, что хотя бы одного «диктатора» или «харизматичного
политика», «сильного лидера», но вообще мужчин с признаками мужчины.
Основная масса чиновников, депутатов всех уровней, лидеров партий, что
провластных, что оппозиционных – это политические евнухи. Поэтому, даже
чисто физически, второго продолжателя «дела Лукашенко» практически
просто нет в республике. И это проблема всех сильных лидеров – создают
сильную страну, но при этом так зачищают политическую поляну, что некому
передать наследство. Сталину было кому – Берии, но против него
объединились все остальные, пусть и не настолько сильные игроки, и Берия
пал.
Так и Лукашенко – он может оставить наследника, но где
гарантии, что чиновничья элита вся не соберется против и не съест
преемника? Таких гарантий нет, так как преемник должен обладать харизмой
Лукашенко. А таких людей сегодня в политике республики нет и не
предвидится. Даже среди силовиков. Почему тут аргумент Алексея Дзерманта
страдает? Дело в том, что нынешние белорусские силовики не понимают
природы политической власти, так как живут уже в выстроенной Лукашенко
политической системе власти, они за нее не боролись. Для них силовые
структуры – власть, и они не понимают, что силовые структуры – это
только инструмент. Если они власть – то мы получаем либо Чили Пиночета,
либо Германию Гитлера. Но Беларусь Лукашенко – это ни то, ни другое.
Потому что есть начинка проекта, некая суть, при всех нюансах
внешнеполитической эквилибристики последних пяти-восьми лет. И от этого
уйти нельзя. А вот какой начинкой будут насыщать проект Беларуси после
Лукашенко его преемники – это большой вопрос.
Если говорить
конкретно по персоналиям, то на сегодня я вижу только две возможные
кандидатуры-преемника Александра Лукашенко – это Виктор Лукашенко, его
сын, помощник по национальной безопасности, и Владимир Макей, нынешний
министр иностранных дел. И если есть еще надежда на то, что сын будет
двигаться в русле политики отца, то этого абсолютно нельзя сказать в
отношении Владимира Макея, особенно понимая, что происходит во внешней
политике республики и наблюдая за трансформациями Минска, в котором уже
нисколько не скрываясь от главы государства готовят свой белорусский
Майдан.
Более того, Виктор Лукашенко и Владимир Макей – это
сегодня главные конкуренты на белорусский престол после Лукашенко. И
если сравнивать их аппаратный вес сегодня, то Владимир Макей легко
обойдет на выборах президента Виктора Лукашенко, так как практически вся
республиканская элита сегодня уже под ним, и президентские выборы они
будут делать под него. Такая ситуация будет в том случае, если Лукашенко
не сможет передать власть преемнику еще при жизни – страх у чиновников
исчезнет, и они запросто лягут под Макея.
Почему? Проект Макея
предлагает европеизацию Беларуси, католизацию, отрыв от Русского мира,
вывод ее из-под лобового столкновения России и Запада (как будто это
возможно), превращение во вторую такую Швейцарию, где чиновники правят
спокойным народом и капитализируют свои политические и чиновничьи активы
кто в малый бизнес, кто в ресторанную сеть, кто в сеть гипермаркетов, а
кто и в сеть торговых центров, например, «Момо».
В результате
этой мягкой игры в «суверенитет» Беларусь становится через несколько лет
элементом польской (на самом деле американской – еще вильсоновской)
концепции Междуморья со всеми вытекающими для внешней политики,
экономики, промышленности, образования и так далее.
Сегодня в Минске уже происходит тотальная десакрализация столичного центра. Имеется
в виду площадь у Ратуши и улица Зыбицкая. Каждые выходные там
организуются концерты, другие массовые мероприятия, массовые гуляния
молодежи до утра. При этом можно спокойно прямо на улице употреблять
спиртное, возможно, другие природные и синтетические возбудители до
утра, милиция при этом никого не разгоняет, наоборот, охраняет. Кто-то
скажет – да что здесь такого, во всем западном мире так. И это
действительно так – власть в западном мире давно захватили сатанисты и
сейчас ведут к власти в США Хиллари Клинтон.
Мне, как человеку не
один год проработавшему в системе принятия решений на высшем
государственном уровне в республике, удивительно, что силовые структуры
Беларуси до сих не обратили внимание на то, что прямо у них под носом
готовят Майдан. В Киеве в начале нулевых начиналось все точно также.
Сначала, чтобы молодежь не пила по подъездам на окраинах (или особенно в
западной провинции), их научили съезжаться на выходные в центр Киева,
где также каждые выходные организовывались шоу и концерты, а потом,
когда они к этому привыкли, перенесли акцент с музыкальной части на
политическую. И уже тогда было поздно что-то менять. Почему? Потому
что произошла десакрализация центра города как места власти, места, где
власть принимает решения – толпа стала думать, что она принимает
решения.
Почему в свое время было правильным решение проводить
акции оппозиции в Минске в сквере на окраине? – Потому что где
проводишь, такое твое и влияние. И прозападная оппозиция так до сих пор и
не вылезла с политической окраины. А тут сама власть пригласила толпу
пьяной молодежи в центр города (до администрации президента – сто
метров), а потом чиновники и силовики начнут удивляться, почему они
потеряли центр города и контроль над ситуацией.
Означает ли проект Макея «преемственность БССР и лукашенковской Беларуси» - нет, и это мы сегодня видим, как во внешней политике, так и в десакрализации центра Минска.
Означает ли проект Макея «сохранение
и развитие крупной индустрии, промышленности как экономического базиса
страны, завершение начатых больших проектов (БелАЭС,
китайско-белорусский парк «Великий камень») и реализации новых» -
нет, проект Макея это проект Беларуси не как научно-промышленного
кластера (советская БССР и лукашенковская Беларусь), а это проект
Беларуси как торгово-развлекательно-увеселительного центра для всей
Европы со всеми вытекающими выводами.
Уже сегодня
деиндустриализация Беларуси - из-за отсутствия реальной экономической и
промышленной интеграции с Россией - происходит довольно серьезными
темпами. О чем говорит и количество белорусских гастарбайтеров за
границей – уже около 1 млн. из 5 млн. граждан республики, находящихся в
трудоспособном возрасте, то есть около 20%. То есть проект Макея будет
означать «будет означать крах не просто системы, построенной при
Лукашенко, но всего столетнего развития Беларуси как исторического
субъекта».
Не соглашусь и с еще одним тезисом Алексея Дзерманта: «В
российском информпространстве, особенно на фоне ситуации в Украине, все
чаще Беларусь стали описывать, иногда намеренно, в исключительно
мрачных тонах. Беларусь дрейфует на Запад, в стране поднимает голову
национализм, чтобы не потерять Беларусь России нужны какие-то другие
активные действия — суть этого потока информации примерно такова. О
действиях, как всегда, мало конкретики. Но логика вполне предсказуема:
России надо экономически задавить страну, свергнуть Лукашенко, а его
заменить генерал-губернатором или обычной марионеткой».
Хочется отметить, что данная трактовка политики России - «России надо экономически задавить страну, свергнуть Лукашенко, а его заменить генерал-губернатором или обычной марионеткой» - не имеет ничего общего с действительностью, поэтому является либо
специально распространяемым мифом, либо откровенной ложью, в чем,
естественно, не хочется заподозрить автора. России нужна сильная и
стабильная Беларусь, потому что сегодня практически весь периметр границ
России с постсоветскими странами является целью дестабилизации мировой
«партии войны». И цель политики России, как самой крупной страны мира,
наоборот заключается в максимальной стабилизации периметра. Но так как
Россия сильно выросла в финансово-экономическом плане за последние
пятнадцать лет, а Беларусь осталась практически на прежнем месте, то
прежняя модель белорусско-российской интеграции, не наполненная никаких
экономическим содержанием за исключением бюджета «Союзного государства»
не устраивает политические и экономические элиты России. Они говорят –
«Не хотите нашу модель интеграции, хорошо, тогда давайте свою». И что в
ответ? – Ничего. Но весь мир глобализируется. И если Беларусь не хочет
стать экономической «черной дырой», то надо не просто отказываться от
всего, а что-то предлагать в ответ, свою концепцию, но ее нет.
Поэтому
России здесь нужен не генерал-губернатор – своих хватает, а политик,
лидер страны, отвечающий уровню современной политики, который сделает
Беларусь еще более стабильной в политическом и экономическом плане
территорией и гармонично впишет ее в российско-китайский евразийский
экономический проект. Лукашенко это худо-бедно, через сопротивление,
подчеркну, нынешней, вроде целиком и полностью управляемой элиты, но
делает. В этом плане даже «Великий камень» - проект, отвечающий
интересам России. Но где гарантия, что этой же линии будет
придерживаться преемник? Такой гарантии на сегодня нет.
Ну, и, конечно, не выдерживает критики следующий пассаж автора: «Действия
по такому крайнему сценарию приведут к неизбежному хаосу, возможно,
гражданской войне с перспективой перекинуться в Россию и взрыву всего
пространства между Балтийским и Черным морями. Фактически попытка
дестабилизировать Беларусь будет означать втягивание России в настоящую
холодную, возможно, и горячую войну на всем протяжении своих западных
границ». Элита одной страны южнее Беларуси, в 4,5 раза больше по
населению и в 10 раз (!) больше по экономическому потенциалу, тоже так
думала – о «неизбежном хаосе», «гражданской войне с перспективой
перекинуться в Россию» и «взрыву всего пространства» европейской
безопасности и так далее. Вышел громкий конфуз и геополитический пшик в
отношении России, но который отозвался огромными людскими,
экономическими, промышленными потерями для Украины и, скорее всего, ее
скорой ликвидацией в нынешнем виде.
Поэтому надо как-то
осторожнее быть с такими прогнозами. Тем более, что люди, которые такое
прогнозировали на Украине, уготавливая ей такое «светлое будущее» как
выступить плацдармом для войны Запада с Россией, свою страну профукали
ни много, ни мало, а всего за два года, но Беларусь-то гораздо меньше.
Поэтому если что и подрывают такие «прогнозы», то только национальную
безопасность республики.
С чем соглашусь в статье Алексея Дзерманта, это с тем, что «реальный
запрос в развитии союза России и Беларуси — связывание наших экономик в
наднациональные корпорации, освоившие новые технологии в биоинженерии,
сельском хозяйстве, машиностроении, военной и космической сфере, где
государства, а не частный спекулятивный капитал будут гарантировать
справедливое участие, разделение расходов и прибыли». Сказано хорошо
и правильно. Однако логичный вопрос возникает – мы знаем о российских
проектах финансово-промышленной интеграции. Их, как хорошо известно,
заморозила белорусская сторона. Хорошо. Но где белорусские проекты
финансово-промышленной интеграции?
Также соглашусь и с тем, что «белорусской
элите необходимо понять, что мышление только в категориях национального
суверенитета в современном глобальном мире уже архаично и влечет потерю
стратегического видения. Российской элите для работы с белорусами нужно
понимание того, что их может реально вовлечь в общий проект. И это
не критика самих по себе политически нейтральных «вышиванок» или
фантазии об изобретении белорусской нации в польско-сталинских
пробирках. Россия может и должна привлекать возможностью соразвития,
соучастия в больших проектах, в том, что открывает будущее. Такой опыт у
России и русской цивилизации есть. Последнее его воплощение — советский
проект, лучшие черты которого, как небезосновательно считается, во
многом сохраняются в Беларуси. «Новый Лукашенко» — это тот, кто
сможет трансформировать этот опыт для новых условий и разделить его с
Россией, где он будет востребован все больше и больше».
Тут
можно подписаться под каждым словом автора. Никто из тех, кто выступает
за стабильную и сильную Беларусь, стабильную и сильную Россию, за
братский союз народов наших стран – возражать против этого не будет.
В
заключение же хочу сказать о главной проблеме данного текста. На мой
взгляд, автор обошел главный и самый острый вопрос поднятой им самим
темы, просто постулировав и бодро отрапортовав, что на смену Лукашенко в
ритме вальса «весь в белом» придет Лукашенко-2. Тот, кто видит, что
происходит во властных кабинетах Минска и областных центров, прекрасно
понимает, что это уже далеко не так.
Лукашенко уже не такой
резкий как раньше. И просто так взять, и еще раз поменять «верхи» он не
сможет – кадровой скамейки нет вообще – чистки сделали свое дело. Более
того, для создания «большой семьи» в последние годы он пошел на то, на
что категорически был не согласен ранее – дал возможность чиновникам и
бизнесменам легализовать свои капиталы в обмен на политическую
лояльность. Это все, конечно, правильно, но второй стороны –
легализованного в общественно-политическом и информационном пространстве
народного мнения как противовеса заговору элит и олигархата (что,
кстати, имеется в России) – не создано.
Но как известно, аппетит в
таких вещах границ не знает. Рано или поздно элитам надоест сидеть по
своим кабакам и торговым центрам, и они захотят политического шоу. И тут
уже будет не до реиндустриализации и нового подъема белорусской науки и
промышленности. Достаточно посмотреть, к чему привело пятнадцатилетнее
политическое шоу Украину – к распаду. А потенциально страна, при другом
курсе, могла бы претендовать на то, чтобы стать пятой европейской
экономикой после России, Германии, Франции и Британии. Но «що маемо, то
маемо» - сегодня Украина вплотную приблизилась к тому, чтобы быть
разделенной между Россией, Польшей, Венгрией и Румынией.
Поэтому
главный вопрос белорусской политики после 2020 или 2025 года, неважно,
действительно, упирается в приход «Лукашенко-2», в гарантию прихода во
власть именно преемника политики Лукашенко. На мой взгляд, такое может
произойти только при непосредственном участии самого Лукашенко, когда он
успеет передать власть преемнику. И при новом президенте всем своим
авторитетом и связями гарантировать преемственность внутри- и
внешнеполитического курса (кстати, то, что Нурсултан Назарбаев сможет
снять «кольцо всевластья» и передать при жизни власть преемнику –
большой вопрос, соответственно, как и будущее Казахстана). Если же
преемник останется один на один с республиканской элитой, уже
почувствовавшей «кровавый вкус Майдана» и барышей, которые за этим
стоят, они его съедят и не подавятся – слишком долго они голодали и с
завистью смотрели на своих российских и украинских коллег.
Юрий Баранчик
ИА REGNUM Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 381
Рейтинг поста: