События в Республике Южный Судан вновь
стали развиваться по военному сценарию. Ещё недавно казалось, что у
страны появился шанс на мир. В соответствии с подписанным в августе
прошлого года Мирным соглашением между основными враждующими
политическими партиями, в столицу вернулся бывший вице-президент и лидер
Народно-освободительного движения/армии Судана (НОДС/А) Риек Машар. Он
вновь был приведён к присяге в качестве первого вице-президента, было
сформировано правительство национального единства по формуле разделения
власти между правительством и оппозицией.
Однако всё внезапно изменилось 7 июля,
когда правительственные войска и вооружённые силы, верные бывшему
вице-президенту, вновь начали военные действия. Масштаб этих действий
заставил срочно собраться Совет Безопасности ООН – экстренное заседание
состоялось уже в ночь на 9 июля. Молниеносная реакция Совбеза была
вызвана в первую очередь тем, что гражданское население хлынуло в
поисках спасения в расположение Миссии ООН в Южном Судане (МООНЮС),
однако и сама Миссия подверглась нападению: погибло несколько китайских
миротворцев.
До сих пор никто не может внятно
объяснить, что же стало причиной возобновления военных действий. Оба
главных действующих лица - президент С.Киир и вице-президент Р.Машар -
уже провели встречу для обсуждения того, как остановить начавшиеся
столкновения. Однако значительная часть их войск вышла из-под контроля и
отказывается подчиняться приказам.
Кстати, на самой встрече президента с
первым вице-президентом произошла провокация, организованная
пресс-секретарем Р.Машара. Он распространил сообщение о том, что встреча
в президентском дворце якобы имела целью заманить первого
вице-президента и арестовать его. Войска, верные Р.Машару, ринулись
штурмовать дворец…
За несколько недель до кризиса
Генеральный секретарь ООН в своём очередном докладе о ситуации в Южном
Судане отмечал, что имеются сообщения об ужесточении вооруженных
столкновений между Народно-освободительной армией Судана (НОАС) и НОДС/А
(оппозиция), с одной стороны, и неизвестными вооруженными группами – с
другой. Столкновения происходят в округе Вау в Западном Бахр-эль-Газале
(1), а также в ряде других районов.
Руководство ООН выглядит растерянным.
Выступая на заседании Совбеза, заместитель Генерального секретаря ООН по
миротворческим операциям сообщил членам Совета, что у него
«складывается впечатление», что ситуацию в столице в настоящее время
полностью контролирует Народно-освободительная армия Судана (НОАС). То
есть членам СБ ООН предложили принимать решение в ситуации, когда у
руководства ООН есть лишь «впечатления». Не добавило ясности и
выступление представителя самого Южного Судана, который на заседании
Совета Безопасности всё время говорил о нападениях «неизвестных
вооружённых лиц» (2).
Нет сомнений, что нынешний кризис был спланирован и организован. Страну вновь бросили в пекло гражданской войны.
Само создание Южного Судана как
независимого государства означало для сил «глобального управления» лишь
отсечение нефтеносных районов от Республики Судан и постановку этой
нефти под свой контроль. В то же время власти Южного Судана оказались
крепким орешком. Так, сначала они пошли на полное прекращение добычи
нефти, что и стало причиной первой войны 2013-2015 годов. Вместе с тем
южно-суданское общество сумело выйти из этой войны и вступить на путь
мира. Новая война – это попытка полной смены всей элиты в Южном Судане
(как правительства, так и оппозиции). Нынешняя элита показала, что не
собирается действовать под диктовку сил «глобального управления». Задача
смены этих строптивцев определяет и варианты действий, предложенные
сегодня Совету Безопасности ООН.
В настоящее время СБ ООН рассматривает
проекты серьёзного усиления военного компонента Миссии ООН в Южном
Судане, но главное – предоставление ей полномочий по проведению
наступательных военных операций. В частности, речь идёт о создании
специального батальона. Это предложение было поддержано только что
состоявшимся саммитом Африканского союза в столице Раунды Кигали. Однако
добиться согласия властей Южного Судана на такое расширение
международного присутствия в стране будет непросто.
Важно отметить, что в связи с последними
событиями в Южном Судане изменилась дипломатическая позиция России. Если
ранее Россия выступала категорически против введения эмбарго на
поставки оружия в эту страну, то сейчас постоянный представитель России в
СБ ООН В.И.Чуркин заявил,
что Россия больше не возражает против введения эмбарго в принципе, хотя
эмбарго не спасёт ситуацию в эти критические часы и дни.
Уже прозвучали голоса о том, что
нападение на миротворческие силы ООН следует рассматривать как
«международное преступление», что говорит о планах передачи Южного
Судана под внешнее управление Международного уголовного суда. Напомним,
что Южный Судан не подписал статут МУС, но Совет Безопасности ООН уже
дважды передавал ситуацию в странах, не являющихся членами статута МУС
(Ливия и Судан), прокурору МУС.
В свою очередь Международный уголовный
суд несколько лет назад сыграл ключевую роль в разделе Судана и создании
нового государства Южный Судан. Находящийся у власти в Судане почти три
десятка лет президент аль-Башир и слышать не хотел ни о каком
референдуме о независимости юга, но затем внезапно согласился на его
проведение, причём на условиях, которые совершенно очевидным образом
вели к разделу страны. Причина видна невооружённым глазом: Международный
уголовный суд, выдавший ордер на арест аль-Башира ещё в 2008 году,
отказался от исполнения ордера, «обменяв», как можно понять, отказ от
ареста на согласие аль-Башира дать зелёный свет отделению нефтеносных
южных провинций страны.
Сегодня мы наблюдаем подготовку внешнего
военного вмешательства в Южном Судане под флагом миротворческой операции
ООН, а также попытку дискредитации элиты Южного Судана с перспективой
полной её замены. Примет ли этот вариант действий Совет Безопасности
ООН, станет ясно в ближайшие дни.
Ответственными за подготовку проектов
резолюций СБ ООН по Южному Судану являются Соединённые Штаты Америки,
которые в настоящее время готовят новый проект…
1) Доклад Генерального секретаря ООН по
Южному Судану (за период с 1 апреля по 3 июня 2016 года) // Документ
ООН:S/2016/552, с. 4
2) См. документ ООН: S/PV.7737, с. 6.