22 июня Владимир Путин выступил на последнем заседании Госдумы РФ нынешнего созыва.
Глава государства охарактеризовал работу парламентариев как достойную и обозначил перспективы на будущее. По его словам, депутаты внесли достойный вклад: «и в безопасность, и в международные дела, но нет ничего важнее экономики и социальной сферы». «Вашу работу, ее итоги, безусловно, можно оценить как достойные, — сказал Путин. — Во многом благодаря принятым вами законам мы выполняем социальные обязательства перед нашими гражданами, развиваем важнейшие отрасли экономики, совершенствуем политическую систему государства».
По мнению президента, необходимо обязательно продолжить практику ежегодных отчетов о состоянии российского законодательства, это очень полезное и нужное дело.
«Готовность к консолидации ради дела — отличительная черта вашего созыва, — сказал Владимир Путин, обращаясь к депутатам. — Важно, чтобы эти традиции, в том числе строгое следование правилам парламентской этики, были восприняты и продолжены новым составом».
При этом президент отметил, что законодательная власть является самостоятельной ветвью власти и ее работе не должны мешать ни «чьи-либо конъюнктурные интересы», ни «желание поскорее оформить какое-либо решение».
Следует отметить, что выступление главы российского государства оказалось приурочено к скорбной дате — Дню памяти и скорби, приуроченным к началу гитлеровского нашествия на Советский Союз. В этой связи Владимир Путин призвал все страны сплотиться для борьбы с международным терроризмом. Глава государства сравнил его с подъемом нацизма перед Второй мировой войной. «Какой урок еще нужен (помимо Второй мировой войны), чтобы сегодня, отбросив старые идеологические разногласия и геополитические игры, объединиться в борьбе с международным терроризмом?» — задал он риторический вопрос, выступая перед депутатами Госдумы. «Опасность распространения этой общей угрозы нарастает на наших главах», — предупредил российский лидер.
«Необходимо создавать современную, внеблоковую, равную для всех государств систему коллективной безопасности», — убежден Путин. «Россия открыта для обсуждения этого важнейшего вопроса и неоднократно заявляла о своей готовности к диалогу, но пока мы вновь, как этой было накануне Второй мировой войны, не видим положительной ответной реакции», — призвал Владимир Путин.
Александр Аверин о гибридной войне по-американски
Вместо сплочения перед лицом современных угроз НАТО, напротив, «усиливает свою агрессивную риторику и свои агрессивные действия вблизи границ РФ. «В этих условиях мы обязаны уделить особое внимание решению задач, связанных с повышением обороноспособности нашей страны», — подчеркнул президент РФ.
Выступая в День памяти и скорби, Путин напомнил, что Вторую мировую войну развязали нацисты. «Их идеология ненависти, слепая вера в собственную исключительность и непогрешимость, стремление к мировому господству привели к величайшей трагедии 20 века», — отметил глава РФ. «Главный урок прошедшей войны известен: ее можно было бы и предотвратить, требовалось своевременно и твердо обуздать распоясавшихся нацистов и их пособников», — убежден президент.
Он призвал извлечь выводы из Второй мировой войны, когда мир не проявил воли и сплоченности перед лицом нацизма, для нынешней борьбе с терроризмом.
«Мировое сообщество не проявило бдительности, воли, сплоченности, чтобы не допустить войны, сохранить миллионы и миллионы жизней, какой урок еще нужен, чтобы сегодня отбросить старые и растрепавшиеся идеологические разногласия и геополитические игры, объединиться в борьбе с международным терроризмом, опасность распространения этой общей угрозы нарастает на наших глазах», — сказал Путин в ходе выступления в Госдуме РФ.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров видит много общего в ситуации предвоенных лет и в современном международном положении.
— Как и в конце 1930 годов, в мире появился явный агрессор в лице западной цивилизации. Только теперь он объединён под патронажем США.
«СП»: — Противостоять отдельно взятой нацистской Германии было проще?
— Я бы так не сказал. С тех пор баланс сил в мире существенно изменился. Например, гоминьдановский Китай был очень слабым государством. Появились и такие мощные страны, не входящие напрямую в орбиту западного влияния, как Индия, Иран, Бразилия. Ситуация в геополитическом плане не хуже, но очень неблагоприятна для России.
«СП»: — Почему Запад снова противостоит России? Это ведь не СССР, который представлял экзистенциальную угрозу самим фактом существования альтернативного общественно-политического (коммунистического) строя.
— Запад сдерживает наиболее сильную в военном отношении страну, которая стоит на пути его глобальной экспансии. Проигрывает экономическое и идеологическое соревнование в мире, теряя свои политические позиции, Запад стремится «консолидировать» лидирующую роль. Несмотря на то, что он утрачивает статус глобальной монополии, благодаря объективным тенденциям. Не только в области экономики, науки и техники, но также и в демографии.
Чтобы сохранить свою гегемонию, Запад перешёл к её силовому обеспечению. Нанося удары в самых разных точках — на Ближнем Востоке, на постсоветском пространстве, усиливая давление на Китай в Южно-Китайском море. Россия выступает как основная сдерживающая сила, поскольку ни одна другая страна не может противостоять ему в военном отношении.
«СП»: — Во многом благодаря «ядерному щиту»…
— Это ключевое отличие от ситуации 75-летней давности. Хотя, наивно полагать, что это единственное, что спасает Россию. Вообще, современные боевые действия ведутся совсем иными способами. Это сетецентрическая, гибридная война, которая не подразумевает масштабного немедленного вторжения. Это, скорее, напоминает медленное удушение путем различных санкций, информационной агрессии и дестабилизации внутриполитической ситуации. Включая совершение диверсий и терактов на территории противника. Использование клиентских государств вроде постмайданной Украины, Грузии для ведения войны обычными средствами. Война в Донбассе это, по сути, война против русского населения.
Русскоговорящие люди дискриминируются и в странах Прибалтики, где, собственно, происходит наращивание натовской группировки. Не случайно BBC сняло скандальный псевдодокументальный фильм о начале Третьей мировой войны, где действия НАТО спровоцированы мифическими «врагами Латвии», затаившимися в русскоязычных регионах и якобы только и ожидающих вторжения РФ.
Это средство психологического давления на Россию с целью ограничить нашу активность, как в отношении Грузии, так и Украины с Прибалтикой. Майданный режим, а также власти стран Балтии будут издеваться над русскоговорящим населением, чтобы подорвать политический авторитет российского руководства. По принципу, если не можете защитить своих, то вы геополитические неудачники.
«СП»: — Не стоит забывать, что на подходе думские выборы, а не за горами начало президентской кампании.
— Я практически не сомневаюсь, что это приведёт к активизации «пятой колонны» с целью осуществления «цветного переворота». В идеале Запад хочет получить у нас внутренний вооружённый конфликт, как на Украине. И в этот момент может быть поставлен вопрос о введении западных «миротворцев» на территорию РФ.
Ещё одно уязвимое направление — НАТО может прорваться в Среднюю Азию и перекрыть наши коммуникации по Каспию с Ираном, «взорвать» изнутри союзный Казахстан. И оттуда провоцировать нестабильность на Северный Кавказ и наши южные регионы (со стороны Украины).
С одной стороны, это ограничит способность Москвы оказывать влияние на международной арене. С другой, спровоцирует внутреннее недовольство.
«СП»: — Несмотря на временное перемирие, между Москвой и Вашингтоном стремительно нарастает напряженность по поводу сирийского конфликта…
— Американцы периодически обвиняют Москву в том, что российские ВКС наносят удары по якобы «правильным» экстремистам. В связи с чем, Вашингтон может закрыть небо над Сирией своими системами ПРО. Ответ с нашей стороны будет симметричным. А это означает возможность обмена ударами по воздушным целям (самолётам). В свою очередь, этот конфликт может перерасти в региональную войну. Для США турки — это такой же «расходный материал», как и украинцы.
«СП»: — Владимир Путин в своём думском выступлении акцентировал внимание на необходимости координации усилий мирового сообщества в борьбе против международного терроризма.
— На мой взгляд, международный терроризм — это один из инструментов гибридной войны Запада за сохранение мировой гегемонии. Думаю, что фраза о борьбе с международным терроризмом давно превратилась в разновидность дипломатического политеса. Всем понятно, кто стоит за этим явлением. Понятно, что американцы не будут всерьёз воевать с собственными ставленниками.
Наоборот, нужно открыто говорить с самых высоких трибун, что западные страны выступают в качестве спонсоров международного терроризма. Эта горбачёвская тактика «кота Леопольда» точно не доведёт до добра. Кстати говоря, Сталин в 1940—1941 гг. тоже допускал ошибки, когда отказывался называть вещи своими именами — говорить, что Гитлер наш главный враг.
«СП»: — В экспертной среде бытует мнение, что Генералиссимус тянул время для проведения форсированной индустриализации и технического переоснащения Красной армии.
— Да нечего было тянуть. Нужно было атаковать Германию ещё в 1940 г., когда Франция не пала.
«СП»: — Вмешаться было весьма проблематично, учитывая, что покорение Третьей французской республики заняло чуть более месяца.
— Нужно было заранее готовиться к открытию второго фронта.
«СП»: — Можно ли сказать, что ООН более эффективна в деле обеспечения международного мира и безопасности, чем Лига Наций?
— По-прежнему, всё решает право сильного. Сейчас ведётся много разговоров о реформировании ООН. Понятно, что все лезут Совбез, но этот орган не может раздуваться до бесконечности. Благодаря этому институту худо-бедно поддерживается послевоенный миропорядок. Напомню, что статус постоянных членов Совбеза получили державы-победительницы. Включая Францию, которая во многом обязана символу французского Сопротивления генералу де Голлю и, опять же, товарищу Сталину.
«СП»: — Насколько реалистично предложение президента России создать равную для всех систему коллективной безопасности?
— Я считаю, что это опять же проявление дипломатического политеса. Иногда нужно говорить правильные вещи, даже, если они изначально нереализуемы. Повторюсь, Запад стремится удержать своё мировое лидерство. А совместная с Россией система коллективной безопасности будет ограничивать его экспансионистские амбиции.
Чтобы создать новую систему безопасности, агрессор должен быть разгромлен. Поэтому российскому руководству стоит быть готовым к продолжению гибридной войны. Если Россия уступит США в гонке вооружений, она проиграет. Но нужно не забывать и об экономическом фундаменте, реализовывать проект евразийской экономической интеграции с участием Китая, Индии, Ирана. А не выклянчивать у Запада, как это делают наши известные либеральные деятели, кредиты и технологии. Для России неприемлемы экономические уступки в обмен на геополитическую капитуляцию. Хочется верить, что времена «козыревщины» остались в прошлом. Чем на больший компромисс ты идёшь, тем агрессивнее ведёт себя противник.
Все разговоры про снятие санкций инициирует прозападная «пятая колонна». Люди уже давно не обращают на них никакого внимания, но западные «трояны» постоянно муссируют вопрос о снятии санкций. Как будто от этого что-то зависит. Соответственно, политики США и ЕС предлагают Москве немного прогнуться, чтобы получить заветную «морковку» в виде отмены ограничений.
Президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов согласен с тем, что современная ситуация во многом перекликается с событиями 75-летней давности.
— Другое дело, что повторение трагедии 22 июня 1941 г. на сегодняшний день невозможно. Хотя на протяжении всей предвоенной поры шла такая же мощная информационная демонизация СССР, его руководства и лично Иосифа Сталина.
Все западные СМИ (кроме коминтерновских) преподносили советскую Россию в виде некоего геополитического монстра. Так что, в плане информационной войны ничего не изменилось. Особенно резкое обострение произошло на фоне финской кампании 1939−1940 гг. Тогда, напомню, нас исключили не из G8, а из Лиги Наций. Советский Союз обвинили в агрессивном поведении.
«СП»: — Насколько советско-финская война была вынужденным шагом со стороны Москвы?
— По сути дела, финская армия в 1939 г. стояла под Ленинградом. Будучи руководителем Финляндии, маршал Маннергейм пытался убедить парламент пойти навстречу советским требованиям. Поскольку в планы Берлина входил боковой удар по СССР через Финляндию, Советское руководство обратилось с предложением арендовать на 30 лет несколько островов в Балтике. В качестве компенсации, предложили Финляндии территории в Восточной Карелии. Однако Москва получила отказ, пошла в наступление. И Маннергейм, как блестящий генерал-лейтенант Русской армии (ещё в Первую мировую), преподал серьёзный урок красным командармам.
Если проводить параллели, то Гитлер в 1938 г. после «Мюнхенского сговора» западных держав был признан журналом Time «Человеком года». Это чудовищная позиция, учитывая, что этот, с позволения сказать, человек нарушил к тому времени все основные положения Версальского договора, включая запрет на формирование ВС численностью свыше 100 тысяч «штыков». Немцы оккупировали демилитаризованную Рейнскую области, осуществили «аншлюс» Австрии, разделали Судеты.
«СП»: — Кто, по вашему, сегодня достоин такой «чести» в качестве персонального или собирательного человеконенавистнического образа?
— Да кто угодно, исламские экстремисты, украинские националисты… Когда крупный мировой капитал захотел бросить вызов России, на щит была поднята фашистская идеология. Кстати говоря, дедушка президента США Джорджа Буша-младшего инвестиционный банкир Прескотт Шелдон Буш спонсировал немецкий нацизм. И сегодня ИГ*, а также украинских нацистов спонсируют транснациональные финансовые кланы, «родовые гнёзда» которых находятся в США и Великобритании. А посмотрите, как американцы используют Эрдогана, который держит в заложниках всю Европу, сбивает российские самолёты, торгует нефтью ИГ и уничтожает курдов.
Не нужно сегодня «метать бисер перед свиньями», рассуждая о системе коллективной безопасности. Ещё одна аналогия — начиная с 1935 г. мы предлагали оборонный союз французам и чехам, и полякам, и финнам (всего 12 стран). И все, как один, отказались. В августе 1939 г. СССР был последней (!) страной, заключившей пакт о ненападении с нацистской Германией.
Приведу такой пример: на предвоенных переговорах у нас делегацию возглавил нарком Ворошилов, а из Британии и Франции приехали генерал-майоры, которые не имели даже мандата на заключение соглашения.
«СП»: — Предположим, мы предлагаем Лондону, Парижу, Берлину, Афинам заключить стратегическое соглашение, но «из-за океанского далека» приходит команда «отбой»…
— Всё верно. Давайте делать ставку на собственные силы. Потому что нас осаждают санкциями, а саудиты, турки, которые спонсируют экстремистов, остаются безнаказанны. Нельзя верить ни одному слову из Лондона, Брюсселя, Вашингтона. Никаких «похлопываний по плечу»: Запад и НАТО это наши главные противники. Это должно быть чётко прописано с оборонительной доктрине РФ. Хватит рассказывать байки про терроризм — мы знаем, откуда растут ноги. Пусть противодействием терроризму занимают наши спецслужбы. А РВСН, сухопутные войска, авиация нужны для совершенно других целей.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.