Отношения между Китаем и Россией демонстрируют прочность
Сян Ланьсинь – профессор мировой истории и политики в Академическом Институте международных исследований и проблем развития в Женеве.
Резюме:Наблюдатели склонны недооценивать прочность основы нынешних
китайско-российских отношений. Сближение двух стран видится многим
просто как брак по расчету. Однако, по оценке Пекина и Москвы, их
отношения находятся на историческом пике.
Наблюдатели склонны недооценивать прочность основы нынешних
китайско-российских отношений. Сближение двух стран видится многим
просто как брак по расчету. Однако, по оценке Пекина и Москвы, их
отношения находятся на историческом пике. Мы можем рассматривать это
беспрецедентное явление через призму двух аналитических схем:
концептуальной, отражающей сходящиеся представления о будущем
миропорядке, и рабочей, призванной согласовывать национальные интересы.
Мир меняется, и международный порядок необходимо обновить. С Pax Americana покончено, Вашингтону пора приспосабливаться к новым реалиям. Россия и
Китай разделяют общее стратегическое видение, направленное против
однополярного глобального строя. Обе страны считают, что США переживают
относительный упадок, а мир уже стал многополярным.
Соединенные Штаты неадекватно реагируют на закат своего
могущества и страдают от психологического расстройства, часто
обозначаемого как запоздалый постимперский синдром: его выражением
служит необоснованный страх перед усиливающимися державами.
Пекин и Москва полагают, что их страны встали на путь
восстановительного государственного строительства. США же, находящиеся
на стадии спада, реагируют на это чрезвычайно болезненно, видя повсюду
угрозу своему доминированию. Американская нервозность – серьезное
препятствие для достижения новыми державами своих целей.
Западные дебаты имеют, по крайней мере, два серьезных изъяна. Первый –
интеллектуальная привычка (она распространяется как на нравственные
оценки, так и на практические выводы) применять собственные стандарты
при анализе международного поведения страны, не принадлежащей к западной
цивилизации. Запад упорно не готов признавать в качестве легитимного
никакой способ ведения мировой политики, если в ее основе – модель
управления, отличная от западной.
В западных теориях международных отношений доминирует
интеллектуальная парадигма «порядок против хаоса», одержимая идеей
соотношения сил. Отсюда и неизбывная уверенность в том, что для
поддержания стабильности нужна иерархия. Источник ее – либо гегемония,
либо баланс сил.
Но китайская культура не приемлет гегемонии. Тот, кто претендует на
монополию в сфере мирового управления, на самом деле подрывает для себя
такую возможность. Ведь подобные проявления неизбежно ведут к
возникновению острых сомнений относительно права гегемона быть носителем
общемировой морали. Гегемон попросту начинает вести себя откровенно
бесцеремонно. А если нравственно несостоятельная система не допускает
реформ, она в итоге придет к самоотрицанию. Но порядок не строится и
другим способом – установлением баланса сил или войной. Его созидают
политические лидеры, безупречные в моральном отношении.
И вот, с какого угла ни посмотреть, внешняя политика Пекина впервые
за три столетия может стать значимой альтернативой западным моделям.
Быстрый рост экономико-политической силы Пекина показывает, что страна,
не принадлежащая к Западу, способна быть не менее умелой, могущественной
и готовой действовать на международной арене. В этом отношении
признание законной роли Китая в качестве мирового игрока подразумевает,
прежде всего, обращение с ним как с равным партнером, несмотря на
доминирование Запада.
Вторая проблема – отсутствие аналитических механизмов или адекватного
языка для объяснения новой динамики мирового порядка, катализированной
усилением Китая. Во-первых, КНР не считает, что его укрепление бросает
вызов Западу. Страна просто переживает исторический процесс
национального возрождения. Это означает, как пишет в недавно изданной
книге Генри Киссинджер, что «китайская ДНК восстанавливает свои позиции». Этим можно объяснить
столь большой интерес к внешней политике Пекина: «Сталкиваясь с новыми
вызовами XXI века и живя в мире, где ленинизм потерпел крах, Ху Цзиньтао
и Вэнь Цзябао обратились к традиционной мудрости».
Трудности восприятия политики КНР не на шутку озадачили
западных наблюдателей и вынудили их прибегнуть к аллегориям из мира
животных. Сравнения варьировались от уютного мишки панда, которого
хочется прижать к себе, до устрашающего дракона, изрыгающего огонь и
пламя.
Например, прокитайских политиков характеризуют как «обнимающихся с
пандой», а противостоящих внешней политике Пекина величают «убивающими
дракона». Это не проясняет поведение Китая, а лишь затрудняет понимание.
Метафоры только подтверждают, что теории международных отношений
тяготеют к вымыслам и фантазиям.
Путинская Россия на данном историческом этапе разделяет и
поддерживает китайский взгляд на мировой порядок. Обе страны полагают,
что отчуждение Соединенных Штатов от Пекина и Москвы можно объяснить
глубоко укоренившимся страхом утраты гегемонистского статуса
«единственной незаменимой сверхдержавы» (Олбрайт).
Есть много указаний на то, что Вашингтон попросту боится. С точки
зрения Пекина, решение США перезапустить машину сдерживания в духе
холодной войны, переместив внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион,
или «стратегия выравнивания баланса» в Азии были продиктованы ничем
необоснованным страхом. Москва полагает, что, ослепленный победой в
холодной войне, Вашингтон умышленно проигнорировал важный вклад СССР в
ее окончание. В результате западный альянс воспользовался хаосом на
постсоветском пространстве, чтобы вплотную приблизить сферу своего
влияния к границам России.
Китайско-российские связи оказались стабильным стратегическим
партнерством и ни в коем случае не браком по расчету, что резко
контрастирует с взаимной подозрительностью и ухудшающимися отношениями
между Вашингтоном и Пекином. Отношения Китая и России основаны на
взаимопонимании и уважении национальных интересов. Резкие изменения на
международной арене после окончания холодной войны еще больше сблизили
Москву и Пекин. Вместе с тем, ни одна из сторон не заинтересована в
формальном союзе, так как в нем нет необходимости. Китай и Россия
успешно разрешили большинство исторически спорных вопросов, преодолев
все препятствия, такие как демаркация границ, а также инициировали и
успешно создали первую многостороннюю региональную структуру: Шанхайскую
организацию сотрудничества, не направленную против США или западного
блока. Скорее она обеспечивает безопасные условия для активного
взаимодействия двух стран и их центральноазиатских партнеров. Китай
надеется, что такой формат сотрудничества во главе с двумя крупными
странами станет образцом, в особенности для Соединенных Штатов и КНР.
Китайцы предлагают Вашингтону «новый тип отношений между великими
державами», но американская сторона до сих пор его не приняла.
Связи между Китаем и Россией быстро развивались последние 20 лет. В
частности, значительно расширились двусторонняя торговля и инвестиции. В
2011 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером России. Только в 2014
г. вложения в Россию выросли на 80%, и тенденция к их дальнейшему
наращиванию достаточно устойчива. В начале 1990-х гг. ежегодный объем
двусторонней торговли составлял около 5 млрд долларов, а к 2014 г. он
приблизился к отметке 100 млрд долларов. В том же году Пекин и Москва
подписали знаковый договор о строительстве газопровода, по которому к
2018 г. в Китай ежегодно будет перекачиваться 38 млрд кубометров
российского природного газа. Две страны планируют заключить важные
соглашения в области генерации атомной энергии, производства
аэрокосмической техники, высокоскоростного железнодорожного транспорта и
развития инфраструктуры. Более того, они сотрудничают в недавно
созданных многонациональных финансовых организациях, таких как Азиатский
банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития БРИКС и
золотовалютный резерв стран БРИКС. Инициатива «Один пояс – один путь»,
которую поначалу россияне восприняли с подозрением, теперь сопрягается с
важным для Москвы проектом Евразийского экономического союза.
Тем временем Китай стал одним из крупнейших импортеров российских
вооружений, и две страны обсуждают ряд совместных проектов в области
исследования и разработки вооружений. Расширенное китайско-российское
оборонное сотрудничество включает регулярный обмен и консультации
высокопоставленных военных, совместные маневры, в том числе более 12
учений по противодействию терроризму, проведенных на двусторонней основе
или под эгидой ШОС за 10 лет. По мере укрепления экономических и
военных связей происходит и политическое сближение. С 2013 г. Си и Путин
встречались 12 раз.
Конечно, в России есть те, у кого подъем Китая вызывает беспокойство. Все еще слышны разговоры о «китайской угрозе».
Согласно опросам общественного мнения, что около 60%
респондентов полагают, что китайская миграция в приграничные регионы
Дальнего Востока может угрожать территориальной целостности России;
41% считают, что дальнейшее усиление Китая не отвечает интересам
России. Однако эта озабоченность не дает никаких оснований для
заключений западных аналитиков, будто Пекин и Москва чужды друг другу.
Кризис в Сирии и на Украине показывает, что Китай и Россия в состоянии
успешно сохранять тесное партнерство в трудных условиях. Китай не
занимал чью-то сторону, но выражал понимание болезненного восприятия
Россией кризиса на Украине с учетом истории отношений этих стран.
Китайские руководители недвусмысленно указывают на причины, вызвавшие
этот кризис, включая целую цепочку «цветных революций» при поддержке
Запада в постсоветских государствах, а также давление на Россию
вследствие расширения НАТО на восток.
Что касается Сирии, то Пекин поддерживает мнение России о том, что ее
военная интервенция по просьбе сирийского правительства нацелена на
противодействие террористическим группировкам. Китай надеется, что
переговоры между сторонами, вовлеченными в конфликт, будут
способствовать его мирному разрешению.
Отношения между Китаем и Россией достигли высшей точки со времен
Екатерины Второй. Они зиждутся на прочном основании и надолго останутся
стабильными. Китайско-американские отношения будут осложняться.
Поскольку никому не удается убедить американских лидеров отказаться от
гегемонистских фантазий и политики, стратегическое партнерство между
Пекином и Москвой будет оставаться здоровым противовесом «однополярной
глупости» Вашингтона и сдерживать подобную политику.