Историю
о том, как бывшая "житница черной Африки" – Южная Родезия, победив
расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового
чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых
решили пойти и в ЮАР – члене БРИКС и партнере России. С учетом того,
что радикализм вновь популярен и у белых, и у черных, эта история тоже
закончится плохо.
Скандальный законопроект, позволяющий
правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу
чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе. Речь идет о
"принудительном выкупе", и в Претории полагают, что это "самое важное
решение со времен падения апартеида", которое должно "покончить с
исторической несправедливостью". Президент Джейкоб Зума и руководство
правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально
оговариваются, что процесс "не должен привести к кровопролитию", как это
случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь
последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже
стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не
прекращаются внутренние распри.
Платить и каяться
Пора
проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против
белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности,
поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира
вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей
проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов
подпольных или полуподпольных организаций "белого сопротивления". И
столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую
структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться
страшное.
Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена
новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не
существовало. "Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему
народу", – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной
годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал
импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в "непочтении к
конституции", но парламент проголосовал против его отстранения от
власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных
сумм на реконструкцию "крааля Нкадла" – его родовой деревни в провинции
Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную
резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся
зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности,
например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо
Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение
было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).
На
этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки.
Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие
студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге,
требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге
преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому
преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих
языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую
литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых
студентов-буров. Заодно "восставшие за справедливость" уничтожили
известную галерею произведений искусства и памятников "времен
апартеида", расположенную в том же кампусе.
Подобное теперь в
моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники
историческим личностям – основателям или бывшим кураторам
университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете
Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной
краской статую Йаапа Марэ – многолетнего спонсора университета и
знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время
англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего
премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того
времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров
столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в
кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты "борьбы за
гражданские права".
Дальше – больше. Из вузов начали изгонять
профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со
студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча
(доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного
Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и
белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно
закрыть три крупных университета от греха подальше.
В такой вот
обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент
закон о конфискации "белой" земли. Строго говоря, это не совсем закон, а
поправка к уже имеющемуся "Закону о реституции прав на землю", который
был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18
лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019
года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и
аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом
пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может
отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной
компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.
До
1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство
просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять
раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить
экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не
только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы
– в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу
(Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с
их земель – если, конечно, ему заплатят. "Там, где реституция
невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций", –
сказал его адвокат Джером Нгвенья.
Великое перемалывание
Южная
Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для
использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти
15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры
довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения
хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои
продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока
мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай
и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров,
размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось
исторически. Сама история их образования такова, что "земельная
реституция" имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того
проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.
У
людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное
представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых
отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла
на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и
национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало
кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из
корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной
оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие
народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и
плодами которой пользовались.
Это не совсем так. Там, куда
высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и
французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть
нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение
вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной
Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры
уходили организованно (это называлось "трек"), на знаменитых крытых
повозках, запряженных волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их
выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом
континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили
готтентоты (они же хой-хой и бушмены) – кочевые племена капоидной расы,
до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было
у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и
присвоить.
Африканеры отличались исключительным протестантским
трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не
знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми,
но определенно были белыми – такими же, как англичане. Но английская
экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а
закончилось все это "Великим треком" – массовым исходом буров на своих
треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на
плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом
зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали
что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть
очень точным словом "мфекане" – "перемалывание". Гонимые засухой, они
двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая
попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая
деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их
приближении заранее и уходили. Получился "эффект домино": территория
современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена
безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы
(Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате.
До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане
зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух
миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном
христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от
голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в
джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово
гибли от простуды и малярии.
Зулу на земле никогда не работали,
это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины
зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке,
Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И
вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками,
бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, – убили и съели
африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по
результатам которых образовалась более-менее понятная граница между
империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и Оранжевой
Свободной Республикой.
Таким образом, никаких претензий вида
"захвата земли у бедных негров" к бурам быть не может. Африканеры почти
триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для
сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где
была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их
догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в
неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой
жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было
работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.
Этот
короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После
этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и
уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за
всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в
ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали
редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные
лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное
уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры
в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.
Правда,
в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными
вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у
Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее
на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его
земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных
позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон,
не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с
заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с
мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных
километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после
победы бурских наемников над "оппозицией", как ни странно, выполнил
свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как
эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.
"Один бур – одна пуля"
"Восстановление
справедливости" в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые
были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не
соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил
захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого
права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за
скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам
национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали
земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами
не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны
есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались
в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.
Так
начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к
президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы
поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не
президент и даже не министры экономического блока, а глава службы
безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что "наша земля –
только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим". О
дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто
овощеводство хотел поправить.
Югоафриканский проект "земельной
реституции", конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и
так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов
мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от
происхождения. "Апартеид наоборот" теперь обычное бытовое явление,
несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не
попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно
вооружаются.
На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда.
Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции,
которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но
один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по
литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть
"Бесчестие", в которой описана как раз история гибели семейной фермы со
всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным
ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового
белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая
популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и
Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина
Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме –
наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде
активно обсуждаются версии заказного убийства.
На первый взгляд
может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон
исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от
коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но
это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из
основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с
непредсказуемым результатом ради неких "высших целей". Он вообще-то
язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать
землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, "Один бур –
одна пуля". Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в
Европе "Один человек – один голос". |