Смогут ли Штаты потеснить Россию на вьетнамском рынке вооружений?
Президент США Барак Обама в ходе своего визита в Ханой и встречи с
президентом Вьетнама Чан Дай Куангом объявил о полном снятии эмбарго на
поставки оружия в эту страну.
— Принятые нами изменения смогут
обеспечить для Вьетнама доступ к оборудованию, необходимому для защиты
страны, — отметил Обама, назвав запрет «пережитком холодной войны».
Напомним, эмбарго на поставку вооружений во Вьетнам США ввели в 1984
году, девять лет спустя окончания в стране Гражданской войны и отражения
американской агрессии. Прерванные отношения Вьетнам и Соединенные Штаты
официально восстановили лишь в 1995 году. В 2014 году на фоне
обострения ситуации в Южно-Китайском море американцы сделали шаг
навстречу Вьетнаму: сняли эмбарго на поставку оружия морской отрасли и
даже выделили $ 18 млн. для закупки шести патрульных катеров
производства американской компании Metal Shark. Ханой воспринял это как
поддержку США в его позиции в территориальном споре с Китаем (Ханой и
Пекин ведут спор из-за архипелага Спратли на юго-западе моря и вокруг
коралловых Парасельских островов на севере) и рядом других государств…
Президент Вьетнама Чан Дай Куанг заявил, что Вьетнам «чрезвычайно
высоко оценивает решение США о снятии оружейного эмбарго», и назвал его
«надежным доказательством полной нормализации американо-вьетнамских
отношений». И действительно — стороны не ограничились рамочными
высказываниями: в присутствии Обамы и Чан Дай Куанга была подписана
крупнейшая в истории гражданской авиации Вьетнама сделка. Согласно
контракту, американский самолетостроительный концерн Boeing Co. получил
заказ на 100 самолетов модели 737 MAX 200 от вьетнамской авиакомпании
VietJet Aviation на сумму около $ 11,3 млрд.
В СМИ этот
контракт вызвал бурную реакцию, поскольку западные журналисты сразу же
предположили, что и в сфере военных закупок между США и Вьетнамом
возможны прорывные миллиардные контракты, что означает «конец
доминированию Москвы на вьетнамском рынке вооружений». Напомним, что
Вьетнам — традиционный партнер России в военно-технической сфере — более
90% импортируемой продукции военного назначения Вьетнам закупает у нас.
За последние годы между Москвой и Ханоем подписаны контракты
общей стоимостью более 4,5 млрд. долларов. На настоящий момент Россия
поставила Вьетнаму 4 из 6 дизельных подводных лодок проекта 06361
«Варшавянка» с ракетным комплексом «Club-S» (пятая доставлена на
вьетнамскую военно-морскую базу Камрань, шестая проходит заводские
ходовые испытания), восемь патрульных катеров проекта 10412, два фрегата
проекта 11661Э «Гепард-3.9» (на очереди следующая пара — третий и
четвертый были спущены на воду в апреле 2016-го), ракетные катера
проекта 12418 (шифр «Молния»). Осуществлялись поставки подвижного
берегового ракетного комплекса «Бастион», а также геоинформационной
системы «Горизонт» для ПБРК. В перечне заказанной Вьетнамом военной
техники значатся также истребители Су-30МК2 (c 2004 по 2012 г. по трем
контрактам ВВС Вьетнама получили 24 истребителя, в 2013 году заключен
контракт на поставку еще 12 машин стоимостью около $ 600 млн.)
Смогут ли теперь американские компании потеснить на вьетнамском рынке российских оружейников?
По мнению
научного сотрудника Центра анализа стратегий и технологий, главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, решение США серьёзным образом не повлияет на вьетнамский рынок вооружений.
— Какие-то радикальные изменения исключены, во-первых, потому, что
Россия по основным платформам и средствам поражения остается ведущим
поставщиком для Вьетнама. Во-вторых, для этой страны важна цена, а наша
техника дешевле американской. Но кое-что вьетнамцы все-таки могут
закупить у Соединенных Штатов.
Они могут договориться о закупке
запчастей и ремонте военной техники американского производства,
стоявшей на вооружении бывшей южновьетнамской армии и захваченной в
первой половине 1970-х. Некоторое количество такой трофейной
бронетехники до сих пор остается на вооружении Вьетнамской народной
армии, например, бронетранспортеры М113, V-100 и V-150 Commando. Также
Вьетнам могут заинтересовать американские береговые РЛС, средства связи,
радиоэлектронной борьбы, возможно, какая-то шифровальная техника, а
также какие-то образцы стрелкового вооружения. Это, конечно, небольшие
суммы, но тем не менее.
Из более крупных контрактов возможна
покупка военно-транспортных самолетов, в первую очередь C-130 Hercules.
Мы не производим самолеты такой категории, а военно-транспортная авиация
Вьетнама — довольна слабая и устаревшая. Также, на мой взгляд, не
исключены договоренности о поставках военно-транспортных вертолетов типа
Boeing CH-47 Chinook.
Но я сильно сомневаюсь, что вьетнамцев
заинтересует американская бронетехника. Все-таки основу его танкового
парка составляют Т-62, Т-54 и Т-55 и их китайские аналоги Туре 59, а
также советские легкие танки ПТ-76, северокорейские ПТ-85, китайские
Туре 62 и Туре 63.
ПВО Вьетнама базируется на
советско-российских средствах (ЗРК «Квадрат», ЗРК С-125, ЗРС С-300ПС,
ЗРК «Стрела-10», ПЗРК «Игла»), поэтому в этом сегменте закупки
американских систем также полностью исключены. К тому же, у американцев
нет такого широкого набора средств ПВО, который предлагает отечественный
производитель.
Таким образом, хотя с Вьетнамом в сфере
военно-технического сотрудничества взаимодействует Израиль и ряд
европейских стран, но в целом российскому доминированию на этом рынке
вооружений ничего не угрожает. Тем более что Китай в силу известных
причин там вряд ли когда-нибудь будет широко присутствовать.
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ,
главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский
также считает, что снятие Штатами оружейного эмбарго с Вьетнама приведет
лишь к закупке тех нишевых продуктов, которые Россия не предлагает.
— Если говорить о видах вооружённых сил, то Вьетнам сейчас в первую
очередь заинтересован в усилении своего военно-морского флота. Для него
модернизация сухопутной армии стоит отнюдь не на первом месте, поэтому
надеяться на крупные контракты по бронетанковой технике и артиллерии
пока не стоит никому, в том числе и России.
Единственное, что,
на мой взгляд, могло бы заинтересовать вьетнамцев из «арсенала» США и
что не может производить Россия — это самолеты базовой патрульной
авиации. Например, P-3 Orion Boeing или P-8 Poseidon, предназначенные
для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах
патрулирования. Да и то, речь может идти о закупке буквально нескольких
штук.
На этом, пожалуй, и все. Основу ударной мощи вьетнамских
ВМС пока составляют ракетные катера советской и российской постройки, и в
этой сфере Вьетнам, как известно, продолжает оставаться одним из
крупнейших зарубежных операторов российской техники.