Пекин и Москва сблизились, но не стали союзниками
Фу Ин – председатель комитата по
международным делам Всекитайского собрания народных представителей и
специально приглашенный вице-председатель Китайского центра
международного экономического обмена.
Резюме:Российско-китайские отношения – стабильное стратегическое
партнерство и ни в коей мере не брак по расчету. Тем не менее Китай не
заинтересован в формальном альянсе с Россией или в создании
антиамериканского или антизападного блока.
Опубликовано в журнале Foreign Affairs, № 1, 2016 год. © Council on Foreign Relations, Inc.
В то время как в отношениях России с Соединенными Штатами и
западноевропейскими странами нарастает охлаждение, относительно теплые
связи Китая и России вызывают особый интерес. На Западе обсуждают
природу российско-китайского партнерства и задаются вопросом, перерастет
ли оно в альянс.
После окончания холодной войны в западных оценках российско-китайских
отношений и их будущего доминировали две точки зрения. Согласно первой,
связи между Пекином и Москвой уязвимы, зависят от многих составляющих и
характеризуются неопределенностью. Это «брак по расчету», и две страны
вряд ли сблизятся больше, зато вполне могут отдалиться друг от друга.
Сторонники иной точки зрения полагают, что основу российско-китайских
связей формируют стратегические и даже идеологические факторы. Обе
державы рассматривают США как возможное препятствие для достижения своих
целей и в конечном итоге могут создать антиамериканский, антизападный
союз.
Ни одна из этих точек зрения не отражает реальность.
Российско-китайские отношения – стабильное стратегическое партнерство и
ни в коей мере не брак по расчету. Это сложные, прочные и устоявшиеся
связи. Сближение обусловлено изменениями в международной системе после
окончания холодной войны. Некоторые западные аналитики и представители
власти утверждали (и, возможно, даже надеялись), что конфликты в Сирии и
на Украине, в которые серьезно вовлечена Россия, приведут к
напряженности, а то и разрыву между Пекином и Москвой. Но этого не
произошло.
Тем не менее Китай не заинтересован в формальном альянсе с Россией
или в создании какого-либо антиамериканского или антизападного блока.
Пекин скорее надеется, что Китай и Россия укрепят отношения так, чтобы
создать благоприятные условия для достижения целей своего развития и
поддержки друг друга путем взаимовыгодного сотрудничества. Таким образом
будет предложена модель, позволяющая крупным странам преодолевать
разногласия и сотрудничать в интересах укрепления международной системы.
Крепкие связи
Несколько раз с конца XIX до середины XX века Китай вступал в альянс с
Российской империей, а затем с Советским Союзом. Но договоренности
оказывались недолговечными, оставаясь союзом неравных государств, ищущих
выгоды. В последующие десятилетия два мощных коммунистических
государства иногда сотрудничали, но чаще их отношения характеризовались
соперничеством и недоверием. В 1989 г., в период упадка Советского
Союза, отношения наконец нормализовались. Стороны заявили, что будут
развивать двусторонние связи на основе «взаимного уважения суверенитета и
территориальной целостности, взаимного ненападения и невмешательства во
внутренние дела друг друга, равенства, взаимной выгоды и мирного
сосуществования». Спустя два года СССР рухнул, но российско-китайские
контакты по-прежнему строились по принципу «никакого альянса, никакого
конфликта, никакой направленности против третьих стран».
Вскоре молодая Российская Федерация взяла на вооружение так
называемый атлантистский подход. Стремясь завоевать доверие и получить
помощь Запада, Россия не только следовала его предписаниям в проведении
экономических реформ, но и шла на уступки по важным вопросам
безопасности, включая сокращение стратегических ядерных вооружений.
Ситуация развивалась не так, как надеялась Москва: экономика перестала
работать, а региональное влияние страны упало. Россия, разочарованная
тем, что, как ей казалось, США и Европа не выполнили своих обещаний, а
также раздраженная разговорами о расширении НАТО на восток, начала
уделять больше внимания Азии. Китай и Россия объявили, что будут
относиться друг к другу как к «дружественным странам» и еще в 1992 г.
опубликовали совместное заявление, в котором говорилось, что свободу
народов выбирать пути своего развития необходимо уважать, в то время как
различия в социальных системах и идеологиях не должны препятствовать
прогрессу взаимоотношений.
С этого момента российско-китайские отношения постепенно улучшались и
укреплялись. За 20 лет двусторонняя торговля и инвестиции значительно
возросли. В 2011 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером России.
Только за 2014 г. китайские инвестиции в Россию увеличились на 80%, и
тенденция сохраняется. Чтобы оценить рост экономических связей,
представьте: в начале 1990-х гг. годовой двусторонний торговый оборот
составлял около 5 млрд долларов, в 2014 г. он достиг почти 100
миллиардов. В том же году Пекин и Москва подписали знаковое соглашение о
строительстве трубопровода, по которому к 2018 г. в Китай будет
поставляться 38 млрд кубометров российского газа. Стороны также готовят
крупные соглашения в сфере атомной энергетики, аэрокосмонавтики,
скоростных железных дорог и инфраструктурного развития. Кроме того, они
сотрудничают в рамках новых многосторонних финансовых институтов –
Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового банка развития
БРИКС и пуле валютных резервов БРИКС.
Контакты в сфере безопасности также укрепились. Китай стал одним из
крупнейших импортеров российского вооружения, обсуждаются проекты
совместной разработки оружия. Оборонное сотрудничество включает
консультации высокопоставленных военных и совместные учения, в том числе
антитеррористические, которые не раз проводились за последние 10 лет на
двусторонней основе или под эгидой Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС). За 20 лет тысячи китайских военнослужащих
обучались в России, а многие российские военные прошли краткосрочные
курсы в Университете национальной обороны Китая.
С укреплением экономических и военных связей улучшились и
политические отношения. В 2008 г. Китаю и России удалось мирно разрешить
территориальные споры, осложнявшие отношения на протяжении десятилетий –
проведена официальная демаркация границы протяженностью 4200 км и
устранена главная причина напряженности. В последние годы регулярно
проходят встречи глав государств, правительств, спикеров парламентов и
министров иностранных дел двух стран. С 2013 г., когда Си Цзиньпин занял
пост председателя КНР, он пять раз посетил Россию, за этот же период
президент России Владимир Путин трижды побывал в Китае. Всего Си и Путин
встречались 12 раз, при этом с Путиным Си общается чаще, чем с другими
иностранными лидерами.
Преодоление разногласий
Несмотря на достигнутый прогресс, разногласия существуют, и соседи не
всегда смотрят на вопросы внешней политики одинаково. Россия
традиционно ориентирована на Европу, в то время как Китай больше заботит
Азия. Дипломатический стиль двух стран тоже отличается. Россия более
опытна в играх на мировой арене и предпочитает силовые, активные, часто
неожиданные маневры. Китайская дипломатия, напротив, более реактивна и
осторожна.
Подъем Китая вызвал беспокойство некоторых россиян, которым трудно
приспособиться к изменившемуся балансу сил между КНР и Россией. В России
по-прежнему говорят о «китайской угрозе», хотя это выражение – явный
пережиток прошлого. Опрос, проведенный российским Фондом «Общественное
мнение» в 2008 г., показал: около 60% россиян опасаются, что китайская
миграция в приграничных районах Дальнего Востока ставит под угрозу
территориальную целостность страны; 41% считают, что усиление Китая
навредит России. Пекин постоянно ищет новые инвестиционные и торговые
возможности за границей, что привело к расширению сотрудничества с
бывшими советскими республиками, поэтому россияне опасаются, что КНР
будет конкурировать в борьбе за влияние в сопредельных государствах.
Отчасти из-за этого Москва сначала колебалась по поводу «Экономического
пояса Шелкового пути», но в итоге поддержала инициативу Пекина. В то же
время некоторые китайцы затаили обиду на Россию. Несмотря на
урегулирование пограничного вопроса, китайские эксперты иногда
критически высказываются по поводу 1,5 млн кв. км китайской территории,
аннексированной царской Россией в конце XIX века.
Однако эти разногласия вряд ли подтверждают спекуляции западных
аналитиков о том, что Пекин и Москва отдаляются друг от друга. Подобные
мнения периодически высказывались в последние два года на фоне ухудшения
отношений России с США и Евросоюзом из-за кризисов в Сирии и на
Украине. Несмотря на некоторые разногласия, Китай и Россия стремятся
развивать двусторонние отношения и понимают, что им нужно объединить
усилия в интересах национальной безопасности и развития. Их
сотрудничество способствует поддержанию баланса в международной системе и
облегчает решение ряда международных проблем. Иногда они согласны друг с
другом, иногда нет. Но способны признавать и преодолевать эти
разногласия, продолжая расширять поле консенсуса. Как отметил министр
иностранных дел КНР Ван И, российско-китайские отношения предлагают
новый подход к внешнеполитическим связям и могут стать моделью для
других стран.
Кризисы в Сирии и на Украине продемонстрировали, как Китаю и России
удается эффективно управлять партнерством. Многие в Соединенных Штатах
считают отношение КНР к конфликту на Украине неопределенным и
подозревают, что Пекин встал на сторону России. На самом деле после
аннексии Крыма в 2014 г. официальный представитель МИД КНР однозначно
заявил, что независимость, суверенитет и территориальная целостность
Украины следует уважать. Китай подчеркнул, что все стороны украинского
конфликта должны урегулировать разногласия посредством диалога, создать
координационные механизмы, воздержаться от действий, усугубляющих
ситуацию, и помочь стране поддержать экономическую и финансовую
стабильность. Пекин не принял чью-либо сторону: справедливость и
объективность являются для него основополагающими принципами, когда дело
касается внешней политики.
Но китайские дипломаты и руководители не забывают о том, что привело к
кризису, включая серию поддержанных Западом «цветных революций» на
постсоветском пространстве и давление на Россию из-за расширения НАТО.
Стоит учитывать сложные исторические, этнические, религиозные и
территориальные вопросы в отношениях России с бывшими советскими
республиками. Украинский кризис – результат всех этих факторов. По
словам Си Цзиньпина, кризис «не приходит ниоткуда».
Что касается Сирии, то Пекин считает, что Россия вмешалась по просьбе
сирийского правительства, чтобы бороться с силами террористов и
экстремистов. Хотя Вашингтон призывал сирийского президента Башара Асада
уйти в отставку, он поддерживает цель России – остановить «Исламское
государство» (ИГИЛ, организация запрещена в России. – Ред.).
Таким образом, с одной стороны, США критикуют интервенцию России, а с
другой – выражают готовность взаимодействовать с ней в борьбе с
терроризмом. Действия Москвы – не совсем то, чего хотели Соединенные
Штаты, но это не самое плохое развитие событий для американских
интересов. С точки зрения Китая, Россия и США заинтересованы в
противодействии жестоким террористам ИГИЛ. Китай надеется, что
переговоры России, Соединенных Штатов, Ирана и других региональных
игроков позволят добиться прогресса в урегулировании конфликта.
Но пока сложно представить, насколько может продвинуться
сотрудничество Вашингтона и Москвы без общего представления, что
приведет к миру и порядку в Сирии. Многие в Китае обеспокоены тем, что
позиции США и России до сих пор подвержены влиянию холодной войны.
Американские политики и эксперты по-прежнему говорят о России как о
противнике, проигравшем холодную войну. В свою очередь, российские
руководители и специалисты часто критикуют Америку за высокомерное,
имперское поведение. Некоторые аналитики с обеих сторон полагают, что
противостояние по Сирии и Украине может привести к новой холодной войне.
Но, по мнению Китая, нынешняя конфронтация больше похожа на ее
затянувшееся окончание. Пока неясно, воспользуются ли Москва и Вашингтон
возможностью оставить в прошлом старую вражду.
Отказ от игры с нулевой суммой
Учитывая взаимосвязанность отношений Китая, России и США, ни один
анализ российско-китайских связей не будет полным без рассмотрения
ситуации между Пекином и Вашингтоном. Связи КНР и Соединенных Штатов
более широкие и сложные, чем российско-китайские. На Китай и США в сумме
приходится треть мирового ВВП. В 2014 г. торговый оборот достиг почти
600 млрд долларов, а объем взаимных инвестиций превысил 120 миллиардов.
37 лет назад, когда КНР установила дипломатические отношения с
Соединенными Штатами, никто не ожидал такого мощного партнерства.
Но нельзя отрицать структурных сложностей в двусторонних отношениях.
Политические ценности и системы управления двух стран существенно
различаются. Многие американцы воспринимают наращивание экономической
мощи Китая и его укрепляющееся международное влияние как угрозу
глобальному доминированию Вашингтона. Китай быстро превратился во вторую
крупнейшую экономику мира. Когда Соединенные Штаты вторглись в Ирак в
2003 г., ВВП Китая составлял приблизительно 1/8 от американского. Спустя
восемь лет, к моменту вывода войск США из Ирака, ВВП Китая вырос уже до
половины американского. Согласно многим оценкам, к 2020 г. ВВП Китая
приблизится к показателям Соединенных Штатов. Эти изменения заставляют
опасаться, что Пекин и Вашингтон движутся к столкновению. Строительство,
которое КНР ведет на островах Спратли в Южно-Китайском море, вызвало
активные дебаты: как США реагировать на то, что некоторые американские
эксперты называют экспансионизмом. Пекин, в свою очередь, считает
провокацией присутствие американских военных кораблей в Южно-Китайском
море вблизи своей территории. Отдельные аналитики считают, что
американская политика в отношении Китая может измениться: вместо
конструктивного сотрудничества начнется сдерживание.
На фоне этих дебатов в сентябре 2015 г. состоялся государственный
визит Си Цзиньпина в Вашингтон. Председатель Си прямо высказался по
поводу идеи, что развитие Китая является вызовом для глобального
лидерства Соединенных Штатов: «Путь, по которому идет Китай, – это путь
мирного развития, и Китай не представляет угрозы для других стран».
Позже он добавил: «Люди должны отказаться от старых концепций "ты
проигрываешь, я выигрываю”, или игры с нулевой суммой, и создать новую
концепцию мирного развития и взаимовыгодного сотрудничества. Если Китай
будет успешно развиваться, это принесет пользу всему миру, в том числе
США. Если Соединенные Штаты будут успешно развиваться, это тоже принесет
пользу всему миру и Китаю».
Китайские руководители связывают быстрый подъем своей страны с
успешной интеграцией в мировую экономику. Они считают КНР бенефициаром
международного порядка, ядром которого является ООН, и активным
сторонником таких принципов, как суверенное равенство и невмешательство
во внутренние дела, закрепленных в Уставе ООН. Китай считает, что ему
еще долго придется сосредотачивать усилия прежде всего на собственном
экономическом и социальном развитии, и поэтому высоко ценит мир и
стабильность международной обстановки. КНР настроена защищать свои
интересы и будет жестко отвечать на провокации, посягательства на
территориальный суверенитет или угрозу правам и интересам страны, но его
главная цель по-прежнему – поддержание мира и стабильности. Китай
придерживается политики сохранения международного порядка,
Азиатско-Тихоокеанского регионального порядка и дальнейшей интеграции в
глобализированный мир.
Улучшение китайско-американских отношений – важная часть
дипломатических усилий Пекина. В сентябре состоялся первый
государственный визит Си Цзиньпина в Вашингтон, но с 2013 г. он уже пять
раз встречался с президентом Бараком Обамой и трижды говорил с ним по
телефону. В июне 2013 г., на саммите в Саннилендс (Калифорния), лидеры
беседовали более семи часов. После встречи Си Цзиньпин заявил, что Китай
и США будут следовать «новой модели отношений крупных держав»,
основанной на неконфликтности, неконфронтационности, взаимном уважении и
взаимовыгодном сотрудничестве. С тех пор два лидера продолжают
обсуждение этой темы: в ноябре 2014 г. в Пекине состоялся «диалог в
резиденции Интай», продолжавшийся почти пять часов. В ходе визита в
Вашингтон Си Цзиньпин и Обама беседовали в общей сложности более девяти
часов и вместе посещали запланированные мероприятия. Эти продолжительные
встречи помогли достичь понимания и не допустить конфронтации, которая,
по мнению некоторых американских аналитиков, неизбежна.
Государственный визит оказался особенно продуктивным. Стороны
достигли согласия по широкому спектру вопросов, включая координацию
макроэкономической политики, противодействие изменению климата,
здравоохранение, борьбу с терроризмом и нераспространение ядерного
оружия. Си Цзиньпин и Обама также откровенно обсудили проблемы
кибербезопасности, чувствительные в отношениях Пекина и Вашингтона;
лидеры прояснили намерения двух стран, договорились организовать диалог и
объединить усилия для разработки кодекса поведения в сфере
международной кибербезопасности. Это подтверждает способность двух стран
продвигать глобальное сотрудничество по ключевым темам.
Конечно, у Пекина и Вашингтона по-прежнему могут быть разногласия по
Южно-Китайскому морю, Тайваню, правам человека, торговой политике и
другим вопросам. Намерения США и их военных союзников в
Азиатско-Тихоокеанском регионе вызывают серьезную обеспокоенность Китая,
особенно после того как в 2011 г. Вашингтон объявил о повороте к Азии.
Некоторые американские союзники в регионе претендуют на суверенную
территорию Китая и нарушают его права в море в надежде, что, сблизившись
с Соединенными Штатами, они смогут вовлечь их в свои конфликты с
Пекином. Это опасный путь, напоминающий блоковую политику времен
холодной войны.
Некоторые эксперты в Китае и других странах полагают, что, если США
станут навязывать региону блоковую политику, Пекину и Москве придется
задуматься о формировании собственного блока. Но китайское руководство
не одобряет такие аргументы. КНР не стремится к блокам или альянсам,
кроме того, подобные договоренности противоречат китайской политической
культуре. Россия тоже не планирует создавать такой блок. Китаю и России
следует придерживаться принципов партнерства, а не строить альянс. Что
касается КНР и США, то им стоит продолжать развивать новую модель
отношений крупных держав, в которой будет преобладать диалог,
сотрудничество и преодоление разногласий.
Три стороны каждой истории
Отношения Китая, России и Соединенных Штатов напоминают
неравносторонний треугольник, в котором наибольшее расстояние разделяет
Москву и Вашингтон. Наиболее позитивными и стабильными внутри
треугольника являются отношения России и Китая. Китайско-американские
связи характеризуются частыми всплесками и спадами, а
российско-американские стали очень напряженными, особенно учитывая
санкции, введенные США против России. Пекин и Москва осуждают применение
силы и введение Вашингтоном санкций против других стран, а также
двойные стандарты, которых он придерживается во внешней политике.
Соединенные Штаты и их союзники могут интерпретировать сближение
Китая и России как протоальянс, нацеленный на подрыв американского
миропорядка или по крайней мере представляющий для него угрозу. Но, с
точки зрения Пекина, трехсторонние отношения не должны рассматриваться
как игра, в которой двое участников объединяются против третьего.
Активное развитие российско-китайского взаимодействия не нацелено на
нанесение вреда США, и американцам не нужно влиять на эти отношения.
Точно так же сотрудничество Пекина и Вашингтона не затронет Россию и не
скажется на напряженности между Москвой и Вашингтоном. Китаю не следует
формировать альянсы, основанные на блоковой политике, или становиться
союзником других стран.
Нынешний мировой порядок является краеугольным камнем глобальной
стабильности, но он несовершенен. В 2005 г. Китай и Россия опубликовали
совместное заявление о «мировом порядке в XXI веке», в котором призвали
сделать международную систему более справедливой, укрепить ее
легитимность принципами и нормами международного права. Заявление ясно
давало понять, что Пекин и Москва считают эволюцию своих отношений – от
недоверия и соперничества к партнерству и сотрудничеству – образцом
того, как страны могут преодолевать разногласия и взаимодействовать ради
сохранения глобального порядка и уменьшения вероятности конфликта
великих держав и войны.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста: