Борьба
США за мировые рынки сбыта достигла апогея. Механизм нынешняя
администрация придумала беспроигрышный: вовлечь как можно большее число
государств во всевозможные коммерческие союзы, подразумевающие
практически неограниченные зоны беспошлинной торговли, чтобы
державы-конкуренты не смогли создать законные барьеры на пути
американских товаров. Уже подписано соглашение о создании
Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Еще более важной представляется
Вашингтону организация Трансатлантического торгового и инвестиционного
партнерства (ТТИП), ведь так можно получить мощный административный
ресурс для экспансии на европейский рынок.
Сейчас США ставят
перед собой и Евросоюзом задачу прийти к соглашению по
Трансатлантическому партнерству до окончания президентского срока
Барака Обамы (январь 2017 года). В противном случае, как заявил
заместитель министра торговли США Стефан Селиг, работа над учреждением
потенциальной зоной беспошлинной торговли затянется на годы.
А
ведь речь идет о потребительском рынке емкостью около 820 млн человек.
Кроме США и стран ЕС, в ТТИП будут включены Канада, Мексика, Швейцария,
Лихтенштейн, Норвегия и Исландия, а также страны — кандидаты в члены
ЕС, то есть, возможно, Турция и — чем черт не шутит! — Украина. Тогда
перед Америкой откроются самые лакомые куски европейского рынка, причем
для проникновения туда не нужно будет заниматься такими глупостями,
как демпинг или создание конкурентных преимуществ.
Последний
раунд переговоров США и ЕС, по словам Селига "на данный момент наиболее
успешный", прошел в апреле. Замминистра торговли сообщил, что Брюссель
и Вашингтон дали своим командам четкие указания: "быть прагматичными и
сделать все возможное для того, чтобы добиться прогресса по ТТИП при
нынешней администрации".
"Очевидно, что это потребует
политической воли с обеих сторон. Это будет сложное решение с точки
зрения открытия рынка в некоторых чувствительных областях. Это
естественно, что самые сложные решения остаются под конец", — сказал
Селиг.
Под "чувствительными областями" имеется в виду, прежде
всего, экспорт из США в Европу пищевых продуктов из генетически
модифицированных организмов (ГМО). В начале мая, напомним, немецкая
газета Süddeutsche Zeitung со ссылкой на секретные документы по
переговорам о ТТИП, ставшие достоянием экологической организации
"Гринпис", фактически обвинила Вашингтон в давлении на Брюссель.
Оказывается, США в процессе ведения переговоров пообещали создать
препятствия экспорту автомобилей из Евросоюза в Америку, если ЕС не
пойдет на уступки по импорту американской сельскохозяйственной
продукции. Вашингтон тем самым хочет добиться разрешения на экспорт в
Европу продуктов с запрещенными в ЕС компонентами — ГМО и обработанным
гормонами мясом.
Скандал разразился громкий. Однако в Вашингтоне все равно верят в успех переговоров с Брюсселем. И продолжают гнать лошадей.
"Нам
и европейским коллегам ясно, что если мы упустим возможность завершить
переговоры в этом году, уйдут месяцы, а может быть и годы, прежде, чем
мы сможем вновь включиться в конструктивную работу и вести переговоры
по существу", — заявил Селиг.
У этой спешки есть и еще одна
немаловажная причина. Подписание договор о ТТИП на руку американским
энергетическим компаниям, которые мечтают наводнить Европу своим
сжиженным природным газом (СПГ). Трансатлантическое партнерство
значительно снизит конкурентоспособность европейцев на газовом рынке. У
производителей из США появится возможность продавать свой более
дорогой газ в ЕС, а "Газпрому" могут просто перекрыть или ограничить
доступ в Европу в административном порядке.
Для этого
действовать надо быстро. Ведь Германия, даром что союзник США, может не
устоять перед соблазном стать главным транзитером российского газа в
ЕС и продавить-таки сооружение трубопровода "Северный поток 2". Успеть к
2017-му надо еще и потому, что в будущем году истекают полномочия не
только Обамы, но и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, и ее возможный сменщик
может оказаться не столь проамерикански настроенным.
Транстихоокеанское
партнерство тоже имеет для США стратегическое значение, но по другим
причинам. В первую очередь, организация ТТП преследует цель ослабить,
насколько это возможно, экономическое влияние Китая в
Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Высокопоставленные чиновники в
Вашингтоне этого никогда не скрывали. Уже упомянутый замминистра
торговли, в частности, отметил избыточную производительность в Китае,
особенно продукции черной и цветной металлургии, что негативно влияет
на мировой рынок и США. Скажем, переизбыток стали в Китае составляет
400 млн тонн — это втрое больше годового объема производства этого
металла в США. По словам чиновника, имеющие господдержку компании Китая
экспортируют сталь на американский рынок за счет американских же
работников.
"Мы потеряли около 14 тыс рабочих мест с начала 2015
года, ряд производств по стали закрылись. И это просто неприемлемо, —
подчеркнул Селиг. — Мы сделаем все, чтобы защитить их".
Напомним,
договор о создании Транстихоокеанского партнерства подписали в октябре
прошлого года 12 стран: США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Австралия,
Новая Зеландия, Япония, Бруней, Вьетнам, Сингапур и Малайзия. ТТП
предполагает беспошлинное движение товаров на всем пространстве зоны и
другие льготы для стран-членов. В качестве зоны свободной торговли эта
ассоциация, по планам ее создателей, должна охватить до 40% мирового
рынка.
Однако соглашение о ТТП еще должна ратифицировать каждая
из стран-участниц. В том числе — США, где это должен сделать Конгресс,
республиканское большинство которого выступает против документа. Но это
не самое страшное препятствие: дело в том, что в Транстихоокеанском
партнерстве, как и в Трансатлантическом, есть свои "чувствительные
области", которые могут рассорить его участников.
Как отметил американский экономист нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц,
Новая Зеландия грозится выйти из соглашения, так как недовольна тем,
как Канада и США контролируют торговлю молочными продуктами. Австралии
не нравится то, как США и Мексика регулируют торговлю сахаром. А США
недовольны тем, как Япония регулирует торговлю рисом. И все это было
сказано спустя два дня после подписания договора о ТТП.
Кроме
того, Стиглиц подметил, что в рамках данного соглашения необоснованные
преференции на едином тихоокеанском рынке могут получить американские
фармацевтические и табачные компании. Этот факт тоже не может
порадовать потенциальных партнеров США по ТТП.
"Никого не должно
удивлять, что международные соглашения Америки создают не свободную
торговлю, а управляемую. Так происходит, когда к процессу принятия
решений не допускаются представители интересов, не связанных с
бизнесом. Не говоря уже о народных избранниках в Конгрессе", —
подытожил в октябре свои рассуждения Стиглиц. Суета американской
администрации вокруг нужных им партнерств, спешка и давление на
потенциальных партнеров могут породить волну противодействия как ТТИП,
так и ТТП. Такое сопротивление способно стать, в конечном счете,
непреодолимым препятствием на пути к превращению мира в один большой
управляемый из Вашингтона рынок. |