Наблюдая
за постоянными шараханиями из стороны в сторону наших прибалтийских
соседей, задумался, почему все так странно выглядит. Нелогично. С одной
стороны — постоянные крики об оккупации "в те времена" и демонстрация
откровенной русофобии, с другой — постоянные визиты в Россию различных
представителей от экономических структур разного уровня.
Получается,
политика политикой, а бизнес — бизнесом? Опять нелогично. Вообще, если
глубоко не копать, то логику проследить сложно. Но можно. И на поверку,
логика находится весьма легко и просто.
Все началось не вчера.
Начну с небольшого экскурса в историю. А именно в тридцатые годы
прошлого века, когда темная империя Советский Союз подмяла под себя
гордые, но маленькие прибалтийские государства и сделала их своими
республиками.
Хотя
насчет государств — это я погорячился, да. Та же Литва, если кому
интересно, до момента окончательного попадания в СССР меняла
независимость на принадлежность и обратно как носки. Ну да ладно, речь
не о том.
А речь о том, что, как и положено империи, СССР начал
злобно угнетать свои новые приобретения. А так как в этих республиках
ровным счетом не было ничего из полезных ископаемых, и вывозить было
реально нечего, то началась индустриализация. И были построены десятки
промышленных объектов на прибалтийских территориях.
Построены и
запущены. И территории, которые испокон веков были задворками и
огородами других империй, вдруг преобразились и стали развиваться.
Развились...
Особенно красочно это демонстрировалось и
преподносилось после того, как республики в очередной раз стали
независимыми. То есть, после 1991 года. Но к вопросу независимости мы
вернемся чуть-чуть позже, тут интересный аспектик возникнет.
Вроде
бы да, ВВП на душу населения с 1993 по 2008 гг. в Прибалтике вырос аж в
3,6 раза. Если в долларах на душу населения, то в Латвии 18 тысяч, в
Литве 19,5 тысячи, в Эстонии 22 тысячи.
А в России он вырос только в 2 раза и составил 21,6 тысячи тех же американских долларов.
Вроде
бы все логично и все сходится. "Отпущенные на волю" государства начали
самостоятельный путь развития и демонстрацию небывалого роста экономики.
Однако
давайте повнимательнее посмотрим, а за счет чего прибалты так успешно
развивались и поднимали этот самый ВВП. Понятно, что не за счет шпрот и
своего могучего сельского хозяйства и промышленности. Собственное
производство так и не стало сильной стороной прибалтов, чтобы они об
этом не говорили. Все выглядело более чем скромно, что в тоннах, что в
рублях или долларах.
А контрсанкции последнего времени со стороны
России очень здорово ударили по этому самому ВВП. Шум и крики от Европы
все помните? Польские яблоки, молдавские сливы, бельгийские груши и так
далее? Прибалтов как-то на общем фоне слышно не было, хотя поставляли
они в Россию от 60 до 80 процентов своей сельхозпродукции.
На самом деле прибалты, как в поговорке про "А и Б", сидели на трубе. Не совсем, конечно, на трубе, но похоже.
Львиная
доля прибылей прибалтийских теперь государств складывалась из денег,
полученных от России. То есть, фактически мы содержали и пока продолжаем
содержать тех, кто в нас старательно плюет. Парадокс, правда?
А
все просто. Никто же не отнял у прибалтов порты. Роскошные, заново
выстроенные после войны порты на Балтике. Через которые проходил
грузооборот объемом примерно 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия
платила до 1 млрд. долларов в год. Миллиард немного? Возможно.
Смотря по чьим меркам. А по меркам Прибалтики — вполне. Почти 4,5%
суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии вместе взятых за 1998 год. Потом
же начался рост экономики и у нас, уже после 2000 года. Естественно,
экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в
прибалтийских портах.
По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе:
Рига — 41,1 млн. т.
Клайпеда — 36,4 млн. т.
Таллин — 28,3 млн. т.
Вентспилс — 26,2 млн. т.
И где тут шпроты и молоко, ударно пополняющие бюджеты прибалтийских стран?
Кстати,
о трубе. Труба есть. И сидит на ней Латвия. Огромный и современный по
тем меркам терминал в Вентспилсе. Один из двух в СССР, где кроме нефти
можно было транспортировать, например, аммиак. Очень дорогое сырье,
кстати. Второй терминал был в Одессе...
Труба Вентспилса
позволяла перекачивать более 30 млн. т. нефти в год. Перевалка
обходилась примерно в 0,7 доллара за баррель, а баррелей в тонне 7,33.
Применив страшное оружие калькулятор, получаем цифру в 154 миллиона
долларов. И то по самым скромным прикидкам.
К 2009 году общий
объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т, из которых
через прибалтийские порты в год проходило 140 миллионов. Это уже другие
расклады. Это 700 миллионов долларов. Увесисто, учитывая, что
фактически никаких особых затрат Латвия на строительстве не несла.
Сплошная халява и денежный поток со стороны "оккупантов".
Это в
других странах, победнее, этих цифр не знают. А то бы к Лаврову уже
очередь выстроилась с просьбой о такой оккупации. Или к Путину.
Хорошо,
труба. Но раз есть порт — значит, есть и перевалка морских контейнеров.
Даже сегодня, когда в активную работу включились Санкт-Петербург,
Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс)
приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тысячи штук), Литвы
(Клайпеда) — 6,5% (359,4 тысячи штук), Эстонии (Таллин) — 3,8% (208,8
тысячи штук).
За перевалку одного контейнера берут от 180 до 230
долларов США, что на троих портовладельцев в год составляет больше 200
млн. долларов в год.
А ведь кроме нефти, угля и контейнеров,
Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, лес, металлы. До
2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского
морского экспорта, обеспечивая странам не менее 18−19% их совокупного
ВВП. Сюда еще следует приплюсовать и железнодорожный транзит. Он тоже
денег стоит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из
России в среднем 32 поезда в сутки, что только Таллинскому порту
приносило около $117 млн. долларов ежегодно.
А хорошо устроились, да?
И
вот после этого всего еще и звучат какие-то постоянные вопли о
"советской оккупации". Ничего себе оккупация, наследие которой дает 30%
того самого ВВП, которым так кичатся в Прибалтике. И постоянно говорить о
каких-то там долгах России перед странами Балтии... Кто кому должен?
Не стоит еще забывать о рабочих местах, которые обеспечивала им Россия в портах, на железнодорожных узлах и так далее.
Теперь плавно перехожу к основному тезису. И звучит он так:
Халява не может быть вечной!
Тем более откровенно антироссийской направленности.
Мы
наблюдаем сегодня, что произошло с одной страной, правители которой
возомнили, что сидя на трубе в Европу, они могут диктовать условия.
Результат очевиден. Труба будет в другом месте, а стране Европа больше
не светит, поскольку без трубы она ничего из себя сегодня ценного для
Европы не представляет. Увы, но факт.
А началось-то все не вчера.
Хотя как посмотреть. Я думаю, что точкой отсчета начала конца
прибалтийских монополий стало 15 июня 2000 года, когда Министерство
транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в
Усть-Луге.
Хотя правильнее говорить о целой программе,
предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на
Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. тонн в 2004
году до 10,3 млн. тонн в 2009-м и 87,9 млн. тонн в 2015-м.
А по
итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего
контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра будет только
увеличиваться.
Использование своей инфраструктуры без таможенных
оформлений и валютных операций более выгодна российским экспортерам. И
ключевое слово здесь — собственная.
Да, наследие Советского Союза
в некоторой степени нам дается тяжело, особенно в таких вопросах, как
транспортировка грузов через территории бывших советских республик. Но
процесс перехода запущен, и, уверен, в итоге транспортное "окно в мир"
станет на 100% российским.
Это и к тому относится, что некоторые
силы у нас в стране огульно рассказывают на всех углах о
"стране-бензоколонке", в которой ничего не строится, кроме танков.
Оказывается, строится. И строится так, что надобность в прибалтийских
транзитерах отпадает с каждым днем все больше и больше. Сами сможем.
Взаимодействие
с Прибалтикой в транспортных вопросах неуклонно падает. По
железнодорожным перевозкам — в пять раз. По контейнерным — в четыре. По
объему генеральных грузов — в три. Только за 2015 год перевозка нефти и
нефтепродуктов через порты стран Балтии упала на 20,9%, каменного угля —
на 36%, даже минеральных удобрений — на 3,4%. Да, по минудобрениям
прибалты еще сохраняют позиции. Пока сохраняют...
А если взять
цифры открытых источников за первый квартал 2016 года... Относительно
снижения товарооборота в прибалтийских портах, там вообще зрада. Или
перемога, смотря с какой стороны поглядеть.
Рига — снижение на 13,8%. Таллин — снижение на 16,3%.
На фоне этого падения товарооборота становятся понятными участившиеся визиты представителей сектора экономики стран Балтии.
Опомнились... Иначе и не скажешь.
Первыми,
как ни странно, сообразили в Эстонии. Там оперативно подсчитали, что к
концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться
примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысячи придется сокращать на
железной дороге, из которых как минимум 500 человек — в ближайшие 2−3
месяца. Вообще, в сегодняшних реалиях тотальная убыточность железных
дорог Прибалтики в целом, уже не вызывает сомнений. Понятно, что
пассажирскими перевозками никогда не компенсировать деньги, которые
"ушли" по российским дорогам в российские же порты.
Доигрались, с чем и поздравляем. Дальше-то что?
А
дальше печаль и тоска в стиле Украины. Не стоит лишний раз говорить, но
скажу: что Украина, что Прибалтика все эти 20 лет независимости жили
исключительно благодаря огромному терпению России. А терпению вдруг
пришел конец.
И выяснилось, что и без украинской трубы мы
проживем, и без литовских, латвийских и эстонских портов. Сложнее,
конечно, но процесс запущен. Да, ситуация складывалась так, что наша
сторона была вынуждена терпеть хамство в ответ на уговоры и увещевания в
стиле "Ребята, давайте жить дружно!"
Теперь будем наблюдать, что
же дальше-то, как пойдет процесс развития могучих экономик стран
Балтии, без подпитки со стороны России.
Конечно, это не завтра и
не послезавтра. Думаю, в течение 4-5 лет, когда товарооборот России и
Прибалтики будет приближаться к уровню нуля, можно будет начать
наблюдать превращения Латвии, Литвы и Эстонии в их историческое
состояние. А именно в бедные, глухие и, самое обидное, никому не нужные
хуторки-задворки. Не нужные никому: ни России, ни США, ни Европе.
А
то, что это мы будем наблюдать, сомнений почему-то не возникает. И,
кстати, войска НАТО, скорее всего, из Прибалтики уйдут. Сами. Ибо смысла
их там держать не станет никакого. Охранять от России ржавеющие рельсы и
портовые краны — удовольствие дорогое и более чем сомнительное. И
пустеющие никому не нужные территории, жители которых будут крутить
гайки или что-то еще в Европах.
Похмелье от окончания российской халявы будет тяжелым.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2343
Рейтинг поста:
разобрать на переплавку.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1644
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 23
Рейтинг поста:
Вот о тебе точно никто не вспомнит. Вангулка не выросла.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 562
Рейтинг поста:
что-то мне подсказывает, что лет через 20 никто уже не вспомнит, что были такие три прибалтийские селедки... Нет, я не вангую, просто так будет. Спорим?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7076
Рейтинг поста: