Внешняя политика США
На международной арене действия разных ведомств США зачастую
нескоординированы. Например, в Сирии, где формирования, созданные
Пентагоном, воюют против формирований, созданных ЦРУ. Зато по двум
пунктам - разделить Европу на Европейский союз и Россию, а Дальний
Восток – на АСЕАН и Китай – они действуют абсолютно слаженно. Каковы
цели внешней политики США, и можно ли их политику предсказывать?
Почти в течение века прогнозируя внешнюю политику США политологи
делили политиков на изоляционистов и интервенционистов. Первых
причисляли к «Отцам-странникам», которые бежали из старой Европы и
хотели построить новый мир, основанный на религиозных ценностях и,
следовательно, лишённый европейского цинизма. Вторых – к
«Отцам-основателям», которые не только стремились обрести независимость,
но и продолжить на свой лад проект Британской империи.
Сегодня такое разделение лишено смысла, ибо даже такие огромные
страны как США больше не могут быть самодостаточными. Поэтому в США
стало правилом осуждать политических противников изоляционизма, и там
нет ни одного политика, кроме Рона Паула, который бы эту линию защищал.
Споры идут между сторонниками вечной войны и адептами использования
более мягкой силы. И если верить работам Мартина Гиленса и Бенджамина
Пейджа, сегодняшняя политика Соединённых Штатов определяется группами по
интересам независимо от воли граждан . В этих спорах логично усмотреть
влияние, с одной стороны, военно-промышленного комплекса, который
является в экономике США доминирующим, и, с другой стороны, компаний,
использующих безналичные расчёты при оплатах за свою продукцию
(программы, хай-тек, развлечения), которая по сути является скорее
виртуальной, чем реальной, так что они взимают дань там, где нет войн.
Однако такая точка зрения оставляет в стороне вопрос о доступе к
полезным ископаемым и источникам энергии, который был доминирующим в XIX
и XX веках, а сегодня, хотя и потерял свою остроту, не исчез полностью.
После объявления «Доктрины Картера» , которая причисляет доступ к
углеводородам в «Большом Ближнем Востоке» к вопросам «национальной
безопасности», Вашингтон создал ЦентКом, направил в Залив более 500000
человек и заявил о контроле над всем регионом. Все помнят как Дик Чейни,
убедившись в неизбежности «нефтяного пика», стал готовить «арабскую
весну» и войны против тех государств, которые не поддавались контролю.
Однако эта политика потеряла смысл как только её стали проводить, потому
что США, вдобавок к собственной добыче сланцевого газа и нефти, взяли
под контроль углеводороды Мексиканского залива. Поэтому в ближайшие годы
США не только оставят в покое «Большой Ближний Восток», но и вынуждены
будут вступить в большую войну с Венесуэлой, которая является
единственной средней державой, способной соперничать и даже угрожать
разработке месторождений Мексиканского залива.
В ряде интервью на The Atlantic президент Обама пытался
оправдать свою доктрину . Он долго твердил одно и то же тем, кто его
обвинял в противоречивости и слабости, в частности после дела о красной
черте в Сирии. Он действительно заявлял, что использование химоружия
было красной чертой, которую нельзя переходить, но когда его
администрация утверждала о том, что САР его применила против
собственного народа, он отказался вступать в новую войну. Не вступая в
дискуссию об обоснованности этого обвинения, президент подчеркнул, что
США не должны рисковать жизнями своих солдат в этом конфликте, и что он
предпочёл сохранить их силы для борьбы с истинными угрозами национальным
интересам страны. В этой сдержанности вся суть «доктрины Обамы».
А что тогда представляют собой истинные угрозы»? Президент об этом
ничего не сказал. Однако мы можем обратиться к работам US National
Intelligence Council и вспомнить об упомянутых выше группах по
интересам. Получается, что США оставили «доктрину Дж. Буша-младшего» о
глобальном доминировании после 11 сентября и возвратились к доктрине его
отца – торговому превосходству. После окончания благодаря одной из
сторон холодной войны, весь мир погрузился в экономическое соперничество
в рамках либеральной капиталистической системы.
А для пущей уверенности в том, что эпоха идеологического
противостояния закончена, президент Обама сближается с Кубой и Ираном.
Нужно было снизить оппозиционность этих двух революционных государств,
которые оспаривают не только превосходство США, но и правила игры на
международной арене. Непорядочность, которую США проявили при реализации
соглашения 5+1, свидетельствует о том, что им нет дела до иранской
ядерной программы, и они единственно пытались держать на поводке
хомейнистскую революцию.
Именно в этом контексте происходит возврат к «доктрине Вулфовица»,
согласно которой все средства хороши для обуздания конкурентов, включая и
Европейский союз . Эта стратегия, кажется, была скорректирована по мере
того, как Вашингтон с растущим опасением наблюдал за пробуждением
Китая. То есть можно говорить о «стратегической оси на Дальний Восток»,
которая состоит в передислокации войск из Ближнего Востока на Дальний с
тем, чтобы контролировать этот регион и сдерживать растущую мощь Китая. И
хотя Пентагон больше не вспоминает о бредовой идее неоконсерваторов
разгромить Китай, он намерен отвести Китаю исключительно экономическую
роль и не допустить его политического влияния за пределами его границ.
Однако наблюдаемая картина не соответствует «стратегической оси на
Дальний Восток». Конечно, США слегка расширили своё присутствие в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, но их основные вооружённые силы
по-прежнему сосредоточены в Центральной Европе. И в то время, когда в
Палестине и в Йемене, в Сирии и Ираке продолжают воевать, а в Ливии
вот-вот тоже заговорят пушки, разжигается новый конфликт на Украине.
Такое развитие событий можно интерпретировать двояко.
С одной стороны, можно считать, что приближение НАТО к российским
границам и военный ответ Москвы никак миру не угрожают. Действительно,
ввязываться в такой конфликт рискованно, да и нужды в этом никакой нет.
Выходит, война на Украине не направлена против России, а для Европы она
представляет собой искусственную фабрикацию мнимой российской угрозы со
всеми её санкциями и контрсанкциями, что позволяет США «защитить» своих
легковерных союзников.
Но с другой стороны, экономическое процветание США основано на их
контроле над мировой торговлей и, следовательно, на поддержании морских
торговых путей . А Россия и Китай, развиваясь, стремятся освободиться от
американской опеки и, как следствие, создать континентальные торговые
пути. Такова суть проекта Си Цзиньпиня, предполагающего строительство
двух шёлковых путей, один из которых проходит, как и в античные времена,
через Центральную Азию, Пакистан, Иран, Ирак и Сирию в Средиземноморье,
а другой через Россию в Германию. Оба эти пути блокированы ИГИЛом в
Леванте и Украиной в Европе.
Контроль над морскими торговыми путями был в центре внимания
американской стратегии в начале XXI века, и он обеспечивался с помощью
пиратов из Африканского Рога , пока Россия и Китай не положили их
действиям конец, направив туда свои военные суда. Тем не менее, хотя
Китай и построил новое русло Суэцкого канала через Египет, проход в
Баб-эль-Мандебский пролив, хотя официально и остаётся под контролем
Джибути, на самом деле контролируется Аль-Каидой через Исламский Эмират
Мухаллат.
К контролю морских торговых путей следует добавить и контроль над
финансовыми операциями. С этой целью в США разработаны правила, которые
они пытаются постепенно навязать банкам всего мира. Но Россия учредила
свою собственную платёжную систему Swift, а Китай отказался от
конвертируемости юаней в доллары, чтобы не попасть под ограничения
американских правил.
Так что, если этот анализ верен, войны в Сирии и Украине не
прекратятся до тех пор, пока Россия и Китай не проложат безопасный
континентальный торговый путь до Западной Европы. Именно в этой связи
следует рассматривать усилия США по склонению в свой лагерь Белоруссии,
против которой они так долго выступали. Это ничто иное как способ
расширить украинскую заградительную полосу и обеспечить герметичную
перегородку между Западной Европой и Восточной.
С этой точкой зрения торговые переговоры, которые США ведут с
Европейским союзом (TTIP) и Странами АСЕАН (TPP) не направлены на
укрепление торговых отношений. Их цель состоит в том, чтобы исключить из
рынков Россию и Китай. И глупо, что европейцы и азиаты сосредоточились
на выборе стандартов на продукцию, вместо того, чтобы потребовать
участия в переговорах России и Китая.
И, наконец, последний вывод из интервью на The Atlantic. Оказывается,
США намерены обновить свои альянсы и приспособить их к новой
стратегической доктрине. Так, поддержка Саудов, которая превалировала в
эпоху ближневосточной нефти, потеряла стратегический интерес и сегодня
представляет собой ненужное бремя. Или «специальные отношения» с
Соединённым Королевством начиная от контроля над океанами (Атлантическая
Хартия) до попытки формирования однополярного мира (Иракская война),
которые раньше имели важное значение, а теперь особого интереса в них
нет и они должны быть переосмыслены. Не следует забывать и дорогостоящую
поддержку Израиля, который потерял своё значение на Ближнем Востоке.
Поддержка будет оказываться только в случае, если Тель-Авив будет
востребован в других регионах мира.
Сказанное выше идёт вразрез с идущей полным ходом президентской
кампанией США, в которой сталкиваются, с одной стороны,
военно-промышленный комплекс и БАСПы, которых представляет Хиллари
Клинтон, а , с другой стороны, индустрия банковских систем безналичного
расчёта и приверженцы социального договора об «американской мечте»,
которых представляет Дональд Трамп . Агрессивный характер этой кампании
свидетельствует о необходимости восстановления баланса этих сил после
безраздельного господства милитаризма с 1995 г.
Если лагерь, представленный Трампом, победит, войны, скорее всего,
прекратятся, а принудительные меры останутся только по делам, связанным с
патентами и авторскими правами. Если же его победы не дождаться, США
должны будут столкнуться с восстаниями доведённых до отчаяния масс и
бунтами. Но тогда предсказывать внешнюю политику США будет особенно
трудно.
Тьерри Мейсан Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|