Напряжённость во взаимоотношениях между высшим руководством Турецкой Республики достигла своей логической развязки. В среду вечером, после личной встречи президента Реджепа Эрдогана с премьер-министром Ахметом Давутоглу, было объявлено об отставке последнего.
Стремление к абсолютной власти
Пост премьер-министра страны Ахмет Давутоглу занял в августе 2014 г. Немногим ранее он стал лидером "Партии справедливости и развития". В августе же 2014 г. президентское кресло Турции занял Реджеп Тайип Эрдоган, бывший до этого главой правительства страны. Стоит отметить особенность конституционного строя Турции — главой государства является президент, однако наиболее влиятельной фигурой в странесчитается премьер-министр. По крайней мере, так должно быть в теории, на практике же Эрдоган, покинув пост главы правительства, становиться формальной фигурой не собирался.
Президент Турции собрался идти ещё дальше в деле укрепления собственной власти, для этого ему необходимо внести изменения в конституцию страны. Давутоглу, со своей стороны, подвергал критике проект новой конституции, не желая урезать собственную власть в пользу президента. Но теперь, когда Ахмет Давутоглу заявил, что оставит свои посты (в том числе он перестанет возглавлять партию), путь к сосредоточению исполнительной власти в своих руках Эрдогана открыт.
Противостояние президента и премьера
Причиной раздора между премьер-министром и президентом являлся не только спор за лидерство в стране. Различались взгляды у первых лиц Республики по ряду ключевых вопросов. Давутоглу, будучи фактически политиком прозападным, стремился в тесному сотрудничеству с Европейский союзом. Прогресс в отношении визового вопроса с ЕС - во многом его заслуга. Эрдоган же предпочитал довольствоваться шантажом европейцев, получая от таких взаимоотношений различные выгоды для Турции. Полноценная интеграция Республики в европейское сообщество с передачей полномочий в наднациональные органы ЕС вряд ли входила в планы своенравного президента.
Действия Эрдогана, направленные на удушение свободы слова в стране, также не находили полной поддержки в лице Ахмета Давутоглу. Возможно, последней каплей в противостоянии президента и премьера стало известиео согласии президента США Барака Обамы провести встречу с Давутоглу, что называется, с глазу на глаз. На фоне достаточно прохладного отношенияруководства США к Реджепу Эрдогану встреча Обамы и турецкого премьера могла выглядеть весьма недвусмысленно. Заручившись поддержкой США, Давутоглу имел шансы значительно укрепить свои позиции.
Путь к автократии
Последствия отставки турецкого премьера наверняка значительно отразятся на внутриполитической жизни Турции. Можно предположить, что Эрдогану всё же удастся протолкнуть собственный проект конституции по превращению Турции в президентскую республику, если новый премьер, имя которого станет известно 22 мая, будет более покладистым. В качестве одного из основных претендентов на пост главы кабинета министров называют министра энергетики страны Берата Албайрака, который по совместительству является зятем Эрдогана.
Но сговорчивый премьер - это ещё половина дела. Для проведения конституционных реформ Реджепу Эрдогану нужна более значительная поддержка в парламенте. В "Партии справедливости и развития" у президента имеется практически полная поддержка, но для внесения изменений в конституцию страны этого недостаточно. Партия власти необходимым для этого количеством мест в Великом национальном собрании Турции не обладает. Общественное мнение пока также не готово принять президентскую систему правления.
Будет ли Эрдоган ждать новых выборов или иными методами сможет добиться изменений в конституции, при нынешнем раскладе пока не совсем ясно. С одной стороны, политика удушения СМИ и активная борьба с несогласными может привести к желаемому для Эрдогана результату. Но, с другой стороны, те же самые действия могут втянуть Турцию в череду неприятных последствий.
Призрак цветной революции
Эрдоган и раньше не был в чести у своих западных партнёров. Устранив своего относительно прозападного конкурента в борьбе за максимальную власть в стране, президент Турции мог ещё в большей мере настроить против себя европейские и американские политические элиты. В 2013 г. Реджеп Эрдоган, будучи премьер-министром, уже пережил опыт массовых протестов. Формальной причиной волнений тогда являлась вырубка деревьев в парке Стамбула, но фактически протесты были обусловлены в том числе и реакцией на политику Эрдогана. Если вырубка деревьев в парке вылилась в протесты, длившиеся почти всё лето, то нынешняя ситуация тем более может стать поводом для «цветных» настроений в Республике.
Разумеется,
для этого необходимо как минимум желание западных
партнёров, а также смелые оппоненты,
готовые бросить вызов Эрдогану.
Остальное - дело техники. Однако стоит отметить, что пострадавший в нынешней ситуации Ахмет Давутоглус очень малой долей вероятности станет
тем человеком, который захочет возглавить
протест:
Да и в случае возникновения серьёзных протестов в стране Эрдоган вряд ли будет проявлять мягкотелость. В последнее время своими действиями он всё чаще даёт это понять. Другое дело, справится ли президент Турции с валом проблем, если его западные "друзья" всерьёз возьмутся за дело, параллельно с протестами обострив курдско-турецкий конфликт, да ещё и свой подведомственный разношёрстный контингент с территории соседней Сирии сумеют организовать для перемещения хаоса в Турецкую Республику.
"Внутри страны идет реальная
гражданская война с курдами, экономическая ситуация критическая.
Правящий в Турции класс чувствует, что находится в изоляции", – считает специалист по Турции, директор аналитического агентства «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов.
"Я
не удивлюсь, если в Анкаре заявят, что США – ненадежный партнер. И,
в принципе, звоночки по этому поводу есть, потому что ситуация с курдами
достаточно неоднозначна", – высказал своё мнение политолог, лидер общественного движения "Объединенный молодежный фронт" Николай Шлямин.
Будет
ли реализовываться такой опасный для
Турции сценарий или Эрдоган спокойно сможет дальше двигаться к укреплению
собственной власти в стране, узнаем в перспективе. Однако с уверенностью
можно сказать, что значительные изменения в жизни Турецкой Республики
неизбежны