Погибший 3 мая в Ираке боец спецназа ВМС США (Navy SEAL или «морские котики») Чарльз Китинг защищал американских военных советников во время нападения боевиков «Исламского государства» *. Об этом сообщил официальный представитель группы войск США, участвующих в контртеррористической операции в Ираке и Сирии, полковник Стив Уоррен.
— Военнослужащие США занимались консультированием и оказывали поддержку курдским военизированным формированиям пешмерга. В этот момент на них напали боевики ИГ, так что они были вынуждены дать отпор и запросить помощь сил быстрого реагирования. Они помогли победить в бою, но в результате перестрелки один из бойцов спецназа погиб, — пояснил Уоррен. Он также уточнил, что силы быстрого реагирования входят в состав военной миссии США, занимающейся консультированием, подготовкой и материально-технической поддержкой местных формирований.
По словам Уоррена, бой произошел в населенном пункте Талль-Ускуф на севере Ирака примерно в 3,5 км за линией фронта (примерно в 28 км от Мосула): «Рано утром боевики ИГ прорвали линию передовых войск пешмерга и напали на эту деревню». В перестрелке Китинг был ранен, после чего — эвакуирован с поля боя и перевезен на вертолете в госпиталь США в Эрбиле, где скончался от полученных ранений.
— Больше никто из американских военнослужащих не пострадал. Два медицинских вертолета Black Hawk получили незначительные повреждения в результате огня из стрелкового оружия, — подчеркнул представитель минобороны США, не исключив, что американец мог быть убит снайпером из числа исламистов.
Уоррен отметил, что пострадавшие были и среди пешмерга, но точное их число привести не смог.
— Это был крупномасштабный и динамичный бой, один из самых крупных за последнее время, — сообщил полковник, добавив, что сражение продолжалось до поздней ночи. При этом он подчеркнул, что американские военнослужащие не являлись мишенями боевиков, которые «не знали об их присутствии в Талль-Ускуфе».
Известно, что 3 мая на рассвете джихадисты, в том числе и на бронетехнике, предприняли контратаку на потерянный ими ранее христианский город Талль-Ускуф. Как отметил командир дивизии пешмерга «Гулан» Мансур Барзани, боевики смогли провести наступление, потому что курды своевременно не получили поддержку с воздуха от международной коалиции, возглавляемой США. Однако вскоре помощь подоспела — авиация коалиции нанесла 31 авиаудар посредством 11 самолетов F-15 и двух БЛА. В итоге контроль над захваченной территорией удалось вернуть. Если верить представителю Пентагона, в результате «было уничтожено 20 транспортных средств неприятеля, два начиненных взрывчаткой грузовика, три миномета, один бульдозер, 58 экстремистов из ИГ».
Напомним, что военнослужащий элитного подразделения стал третьим американцем, погибшим в открытом бою с тех пор, как коалиция под руководством США начала в 2014 году операцию по ликвидации «Исламского государства» — «Непоколебимая решимость» (Operation Inherent Resolve). Как пишет официальное издание Минобороны США Stars and Stripes, вторая смерть американцы с марта текущего года — это знак того, что многие из тех пяти тысяч военных США, которые сейчас дислоцированы в Ираке, действительно находятся в опасности. Напомним, 19 марта морской пехотинец, защищавший огневые позиции на недавно организованной базе коалиции близ Махмура на севере Ирака, был убит, попав под ракетный обстрел ИГ.
О том, что Махмур будет стартовой точкой массированного наступления на «столицу» ИГ в Ираке — Мосул (началось 24 марта) и что там уже сосредотачиваются ВС Ирака, стало известно в феврале этого года. В начале марта командующий операцией по освобождению Мосула Наджм аль-Джабури пояснил, что для штурма будут привлечены 15-ая и 16-ая дивизии иракской армии, а также около пяти тысяч полицейских из провинции Найнава. Командующий операцией также заявил, что в сотрудничестве с ООН и Региональным правительством Курдистана для жителей Мосула будут открыты 13 маршрутов эвакуации.
Также сообщалось, что самая боеспособная сила в Ираке — пешмерга и шиитская милиция примут участие в операции только в качестве поддерживающих сил. Дело в том, что Мосул — преимущественно суннитский город, и именно из-за опасений конфликтов по религиозному признаку ни пешмерга, ни шииты не привлекаются на роль основной ударной силы, хотя они значительно боеспособнее подразделений национальных ВС. Курдские военные чиновники и вовсе заверяют, что иракские войска ни в коем случае не останутся в Курдистане, и покинут Махмур сразу после освобождения Мосула.
Напомним, что в середине января было официально объявлено о «новой стратегии Пентагона по уничтожению ИГ». Суть ее в том, что американцы готовятся к захвату двух главных бастионов «халифата» — иракского Мосула и сирийской Ракки, причем в основном местными силами. Тогда министр обороны США Эштон Картер заявлял, что в ближайшее время в Ирак должно быть переброшено 1800 человек из состава элитной 101-й воздушно-десантной дивизии США (неофициальное название частей дивизии — «Кричащие орлы» (Screaming Eagles)), которые примут участие в боях против ИГ. В марте стало известно об американской базе передового развертывания близ Махмура, куда прибыло несколько сотен морских пехотинцев и была переброшена артиллерия. Исходя из имеющихся данных, сейчас морпехи из буксируемых гаубиц M777A2 поддерживают наступление иракской армии на Мосул, обстреливая позиции ИГ 155-мм управляемыми активно-реактивными снарядами Excalibur.
Но есть несколько «но». Во-первых, в операции по штурму Мосула, так или иначе, делается ставка на курдов, поскольку на самом деле 15-я и 16-я дивизии в свое время формировались именно на базе курдского ополчения пешмерга. Во-вторых, судя по тем видео из Талль-Ускуфа, которые появились в Сети, американские спецназовцы не только участвуют в эвакуации советников и руководят местными силами, но и сами активно участвуют в перестрелках. Есть даже кадры, где курды позируют на камеру, разговаривая по мобильным телефонам, в то время как американцы ведут огонь из укрепленных позиций. В-третьих, Талль-Ускуф находится на севере Мосула, в то время как Махмур — на юго-западе.
Как отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, США на земле делают ювелирную работу — поддерживают местные силы спецназом и артиллерией, которая работает не по площадям, а наносит точечные удары.
— Примерно также Штаты работали и в Афганистане в 2001 году: на острие шли местные, американцы им оказывали авиационную и артиллерийскую поддержку, а также привлекали силы специальных операций для отдельных миссий. Очевидно, что США и сейчас не хотят особо втягиваться в бои за Мосул, но их присутствие — еще и некий стабилизирующий фактор, который сильно повышает возможности местных сил и коалиции. Плюс высвобождаются силы у иракской армии для каких-либо других задач (5 мая подразделения ВС Ирака освободили несколько селений близ Фаллуджи — «СП»).
Что
касается задач советников и спецназа. Как говорится, фронт живет своей
жизнью, и если в прифронтовую зону, где находятся инструкторы
и советники, просочились боевики, то понятно, что американцы не будут
отсиживаться и также вступят в перестрелку. Что касается задач отрядов
спецназа, то, во-первых, это точечная поддержка местных сил, эвакуация
советников
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров говорит, что, несмотря на имеющийся план по штурму иракского Мосула и сирийкой Ракки, Пентагон постоянно сталкивается с проблемами в его реализации.
— В Ираке изначально планировалось, что пешмерга и шиитская милиция будут только занимать шоссе и блокировать все выходы из города, а в городских боях будут участвовать специально подготовленные войсковые части иракской армии и полицейские из провинции Найнава при поддержке спецназа США. Американцы перебросили артиллерию, и 24 марта началось медленное, но верное наступление на Мосул. Министр обороны США уже сказал, мол, к огромному сожалению, потери в Ираке будут возникать, но это необходимо для того, чтобы защитить Америку, победить врага и уничтожить то, что действительно является злом.
Однако тут начались проблемы в Багдаде, которые вообще отодвинули операцию на Мосульском направлении на задний план. Сначала возникли трудности с формированием нового состава правительства, затем влиятельный шиитский лидер ас-Садр, возглавляющий организацию «Армия Махди», устроил голодовку в «зеленом квартале» Багдада. А 30 апреля демонстранты, поднятые на акции протеста Муктадой ас-Садром, устроили штурм здания парламента Ирака, заявив о намерении захватить иракский Совет министров. Добавим сюда и ссору пешмерга с шиитской милицией в одном из районов Ирака.
Используя эту ситуацию «Исламское государство» начало контратаковать и курдов, и иракскую армию. И хотя командующий силами пешмерга на переднем крае в Наваране Сарбест Труанши говорит, что это — последние яростные атаки ИГ, связанные со страхом надвигающегося освобождения Мосула иракскими и курдскими силами, однако все-таки действия ИГ не стоит недооценивать. Поэтому сейчас трудно сказать, как дальше будет развиваться наступление на Мосул при всех тех разборках, которые начались между племенами в шиитской общине Ирака.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена