Отставка турецкого премьер-министра объясняется желанием турецкого президента. Реджеп Эрдоган расчищает себе дорогу к абсолютной власти
5 мая премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу объявил о том, что покидает пост главы кабмина, а также оставляет должность лидера правящей Партии справедливости и развития. В ближайшее время будет созван внеочередной съезд партии, на котором будет определен его преемник на оба эти поста. Возможно им станет один человек (по турецкой политической традиции лидер правящей партии и должен быть премьером), а возможно и нет. О причинах и последствиях отставки Давутоглу Эксперту Online рассказал директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии, тюрколог Владимир Аватков.
Насколько предсказуемой была отставка Давутоглу? Ведь этот человек был одним из ближайших соратников Эрдогана, фактически архитектором всей турецкой внешней политики.
Слухи о обострении отношении в тандеме президент-премьер ходили уже давно. Давутоглу становился все более самостоятельной фигурой, и это очень не нравится Эрдогану. Президент стремится создать в стране президентскую республику, а Давутоглу все более активно реализует полномочия, которые отведены ему в рамках конституции (согласно которой в Турции главный именно премьер-министр). Судя по всему, ночью 4 мая у них состоялся долгий и обстоятельный разговор, по итогам которого Давутоглу сначала заявил о созыве внеочередного съезда Партии справедливости и развития, а потом и о своей отставке.
То есть Ахмет Давутоглу капитулировал?
Формально да. А вот с точки зрения самого Давутоглу может и нет. Теоретически он может выступить против Эрдогана, но для этого ему нужна серьезная поддержка. На партию в этом плане у него надежды нет - там когда Эрдоган входит все встают. И вряд ли они поддержат бывшего профессора.
Но ведь Вы в недавних интервью Эксперту Online сами говорили о том, что в партии есть серьезная оппозиция Эрдогану. Почему они не могут собраться вокруг Давутоглу?
С того времени партия серьезно изменилась. Тогда в партии было много соратников Гюлена, а также других недовольных Эрдоганом, которые могли бы в пику президенту проголосовать за премьера. Сейчас большей части из них в партии уже нет. И вопрос в том, хватит ли голосов оставшихся для обеспечения аппаратной победы Давутоглу над Эрдоганом? Вряд ли.
Население тоже не окажет теперь уже бывшему премьеру достаточной поддержки - им симпматичнее президент. Давутоглу как профессор и политолог обладает более широким мышлением, но он слишком далек от народа, слишком «научный».Тогда как Эрдоган более прямолинейный и жесткий.
На мой взгляд, премьер выступит против президента только в том случае, если его поддержит Запад.
Поддержит?
Запад не хочет усиления резкого и непокорного Эрдогана, который регулярно выступает с бешеными с точки зрения ЕС инициативами. Связанными с миром, Исламом и его ролью в нем. Давутоглу на словах более скромен, у него нет культа личности и он свободнее идет на контакт с Западом. Именно поэтому западные лидеры симпатизируют Давутоглу. В ходе визита канцлера Германии Ангелы Меркель и председателя Евросовета Дональда Туска в Турцию они встречались именно с премьером, а не с президентом. Хиллари Клинтон тоже активно выступает за Давутоглу, и скоро она должна приехать в Турцию. Но симпатия - это одно, а политическая поддержка - совсем другое.
А на чьей стороне симпатии Москвы?
Для России эти столкновения сами по себе идут на пользу, поскольку демонстрируют нестабильность в Турции и ослабляют обоих политиков, с которыми Кремлю сложно найти общий язык. Ахмет Давутоглу всегда позиционировался как прозападный политик, который к тому же активно занимался черкесским и крымским вопросами. А Эрдоган после событий в конце 2015 года вообще является для Москвы нерукопожатным человеком. Их конфликт же однозначно приведет к каким-либо переменам, которыми Кремль может воспользоваться.
Например, отставка Эрдогана поможет нам восстановить отношения с Анкарой хотя бы до добрососедского уровня? Мы же привязываем конфликт к его личности, как в свое время привязывали бойкот Грузии к Саакашвили.
Да, уход Эрдогана дает России возможность начать более активную коммуникацию с Анкарой, тем более этого хотят и российский, и турецкий народы. Но я бы уход Эрдогана не прогнозировал. Наоборот президент усилит свои позиции, а особенно если по итогам нынешнего конфликта будут объявлены досрочные парламентские выборы. Тогда мы столкнемся с совсем другим парламентом.
С каким именно? Более националистическим?
Нет, полностью проэрдогановским.
ПСР вобрала в себя ряд националистических сил, поэтому у собственно Националистической партии (MHP) сейчас не так много шансов попасть в парламент. Это понимают и в самой партии, поэтому будут выбирать нового председателя (который в турецкой политической системе фактически олицетворяет всю партию и является ее локомотивом). Демократическая партия народов Селяхаттина Демирташа (считающаяся прокурдской - Эксперт Online) может тоже пролететь мимо парламента, особенно в том случае, если уберут ее лидера. Сейчас в Турции идут активные дискуссии по вопросу отмены неприкосновенности для депутатов. И если она будет отменена, то против Демирташа возбудят целый ряд уголовных дел.
В свою очередь, трехпартийный и тем более двухпартийный парламент (когда из четверки нынешних парламентских партий там останутся лишь ПСР и Республиканцы) приведут к тому, что у Эрдогана с большой долей вероятности будет конституционное большинство. Не исключено, что в рамках этой стратегии Давутоглу и уходит, уступая место во главе партии Реджепу Эрдогану, дабы тот привел ее к новой победе и новой конституции. Напомню, что Давутоглу стал председателем партии после того, как Эрдоган отсидел в кресле главы ПСР максимально допустимое количество сроков подряд. Но теперь, после каденции Давутоглу, Эрдоган сможет снова занять это кресло.
Но ведь согласно турецкой конституции президент должен быть беспартийным?
Учитывая то, что Эрдоган подчинил себе СМИ и суды, он может рискнуть. Но может, конечно, и соблюсти нормы закона, и делегировать на пост главы партии подконтрольного человека. Среди кандидатур уже называют одного из министров кабинета, а также мужа дочери Эрдогана. Ручной премьер (каковым Давутоглу перестал в последнее время быть) никак не помешает Эрдогану перейти к суперпрезидентской форме правления, где президент полностью управляет законодательной и исполнительной ветвями власти. А судебная и без того уже у него в руках
Турецкий гамбит: пошел знакомый процесс
источник"Наша партия входит в новый этап развития. После консультаций внутри ПСР я принял решение провести 22 мая внеочередной съезд. Я никогда не гнался за должностью. И я не думаю становиться кандидатом в председатели партии в условиях, когда нет согласия. Я не стану выдвигать свою кандидатуру на голосовании 22 мая ".
В Турции главой правительства традиционно становится руководитель правящей партии. В связи с этим новый председатель ПСР, который будет определен 22 мая, как ожидается, займется формированием следующего правительства республики.
А Ахмет Давутоглу покидает пост председателя партии и не будет снова выдвигать свою кандидатуру. При этом Давутоглу продолжит работу в парламенте.
"Я не буду баллотироваться в председатели ПСР на внеочередном съезде, но до последнего момента продолжу свою политическую борьбу в качестве депутата ПСР".
Внезапный поворот, не правда ли? И совсем непонятно, чем он вызван. Согласитесь, что просто так премьер не встает и не уходит. В любом случае, этому предшествуют какие-то события. Но, хорошо поискав, я не смог обнаружить хоть какого-нибудь самого маленького скандальчика, связанного с Давутоглу. Слухи, не более того.
Говорят громко (и потихоньку начинают писать даже в Турции), что у Давутоглу идет череда сплошных разногласий с Эрдоганом. Есть расхождения по вопросу о составе действующего правительства, руководящего аппарата ПСР. Кроме того, недавно Давутоглу лишился полномочий лично назначать руководителей региональных отделений ПСР. Это право перешло исполкому партии. На котором Давутоглу и обозначил свою дальнейшую позицию.
А еще говорят, что Эрдоган опасается конкуренции со стороны Давутолгу. Не без оснований, ибо его собственные позиции не так прочны и надежны, как до ухудшения отношений с Россией.
И этот слух подтверждает, как ни странно, сам Давутоглу.
"Что бы ни произошло, я всегда буду верен нашим отношениям с президентом. Его семья - это моя семья, мы много раз шли плечом к плечу, и я считаю любые спекуляции по этому поводу неуместными".
Можно и поверить. Друг, соратник и все такое, по просьбе президента покидает вполне, кстати, заслуженный пост, отказывается баллотироваться 22 мая, и довольствуется креслом депутата. В котором будет продолжать свою борьбу.
Если честно, это напоминает опять-таки Украину. И не совсем Украину. В не совсем Украине был Председатель Народного Совета, который пытался продолжить борьбу в кресле депутата, а в Украине был недавно премьер-министр. Как много наборолся один, мы можем сегодня судить вполне четко, насчет второго... его еще найти нужно. Потерялся.
Примерно то же самое будет и с Давутоглу.
Не так давно, в одном из своих заявлений, он сказал, что новая конституция Турции будет базироваться на президентской системе. Вот здесь и есть суть всего происходящего.
В сегодняшней Турции президент не обладает такой широтой полномочий, какие есть у премьера. Турция - парламентская республика. Видимо, пришло время больших изменений. Эрдогану нужно больше власти, иначе о нем придется забыть, как, возможно, скоро все забудут о Давутоглу.
Ахмета Давутоглу считают главным архитектором внешней политики Турции со времен Ататюрка. Он стал автором турецкой внешнеполитической доктрины "Ноль проблем с соседями", которая была призвана, используя инструменты "мягкой силы", сделать Турцию сильной и влиятельной региональной державой. И, кстати, эта доктрина реализовывалась довольно успешно.
Давутоглу сыграл большую роль в том, что, начиная с 2002 года, Турция неоднократно выступала посредником в различных региональных конфликтах - между Сирией и Израилем, Израилем и ХАМАС, ФАТХ и ХАМАС.
Однако, наступившая "арабская весна" положила всем политическим достижениям Турции конец. Активная поддержка Эрдоганом (тогда еще премьером) исламистов различного толка, в том числе "братьев-мусульман" в Египте, Ливии и Сирии, скорее, нанесла ущерб политической репутации Турции, нежели укрепила турецкие позиции.
Есть смысл вспомнить, что тогда Давутоглу был именно министром иностранных дел. А когда Эрдоган стал президентом, то его выбрали на пост премьера.
И вот вполне закономерный финал.
Итак, что мы имеем?
Давутоглу сдался без боя. О разработанной им концепции "Ноль проблем с соседями" можно забывать. В Израиле, если верить местным СМИ, забыли уже давно. Сирийские события только подтверждают это.
То, что 22 мая ПСР изберет нового председателя, который займется формированием нового правительства, понятно. То, что это будет человек, угодный партайгеноссе Эрдогану (который тоже член ПСР, понятное дело), тоже ясно, как белый день.
И дальше что? А все. Вперед, к новой Конституции Турции, которая будет базироваться на президенте, а не парламенте.
Уверен, что основному большинству читающих понятно, к чему приведет этот турецкий гамбит. К началу осуществления великой мечты Эрдогана - возрождению Османской империи.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Курс турецкой лиры к доллару США в среду показал самое резкое падение с 2008 года на информации о том, что премьер-министр страны АхметДавутоглу может покинуть свой пост в текущем месяце, сообщает агентство Bloomberg.
Стоимость лиры к доллару рухнула на 3,9%. В четверг курс лиры поднялся на один процент.
По данным осведомленных источников, правящая в Турции Партия справедливости и развития в течение 15 дней проведет очередной съезд, на котором Давутоглу не будет участвовать в борьбе за пост лидера партии. В таком случае, вероятно, он покинет и пост главы правительства Турции.
Ранее в ряде СМИ появлялись сообщения о серьезных разногласиях между Давутоглу и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Отставка Давутоглу может усилить политическую напряженность в Турции, спровоцировавшую в прошлом году отток капитала из страны, отмечают эксперты.
Доходность десятилетних гособлигаций Турции выросла в среду на 17 базисных пунктов (б.п.) - до 9,63%, с начала этой недели доходность увеличилась на 39 б.п.
Фондовый индекс Borsa Instanbul 100 упал по итогам торгов на 2,1%, за четыре последние сессии его значение снизилось на 7,1%.
Источник: Интерфакс