Суперобязанности супердержавы
Вчера в интервью телеканалу CBS Барак Обама вновь вспомнил об
исключительной геополитической роли своей страны. «США — единственная в
мире супердержава, и мы имеем обязательства во всех частях мира, где мы
можем сыграть позитивную роль в войнах или конфликтах», — заявил американский лидер.
Я готов принять эту исключительность. Но при одном важном условии.
Барак Обама и телеведущий CBS Чарли Роуз. Скриншот.
Почему США являются исключительным государством? Разумеется, прежде
всего потому, что оно самое богатое — его Федеральная резервная система
печатает главную мировую валюту.
Как следствие, у американцев довольно высокие доходы, огромное
количество военных баз по всей планете, астрономические затраты на
оружие и армию, мощный пропагандистский блок — Голливуд, демонстрирующий
преимущества американского образа жизни. Доллар позволил сделать
богатыми людей внутри страны, ярко показать это богатство вовне и в то
же время создать вооруженные силы, способные его защитить.
Да, благополучие достигнуто с известной долей коварства, однако речь в данном случае не об этом.
Итак, США —это действительно супердержава, с этим трудно спорить. Что дальше?
Сегодня Америка предлагает себя миру как пример успешности: делайте, как
мы, и вы тоже будете жить в домах с бассейнами и иметь шикарные
автомобили. То есть, дают единственный рецепт: усердно трудись, проявляй
смекалку, побеждай в конкурентной борьбе.
Разумеется, это лукавство — чистильщик обуви, живущий в Нью-Йорке,
получает гораздо более высокий доход по сравнению с точно таким же
чистильщиком обуви, живущим где-нибудь в бедной африканской стране. Даже
несмотря на то, что оба они чистят в день одинаковое количество пар. То
есть, неравенство заложено в самой системе распределения денег: как бы
усердно ни работал человек, если он не живет в США, то всегда будет
беднее своего коллеги американца.
Капитализм реагирует на такое неравенство спокойно: побеждает
сильнейший, в этом смысл конкуренции. В том числе и между государствами.
Однако в христианской традиции взгляды на социальный дарвинизм никогда
не были столь однозначными. Ибо совершенно непонятно, как можно
примириться с запрограммированной гибелью людей, не выдержавших борьбу
за место под солнцем. Они обязательно будут, ведь сама природа
конкуренции предполагает появление подавляющего большинства проигравших.
Причем, чем громче звучит призыв из телевизора, побуждающий к
предпринимательству, к инициативности, чем больше людей откликается на
этот призыв, тем жестче внутривидовая борьба. Проигравшие никуда и
никогда не исчезнут. А победители, взобравшиеся на вершину, всегда будут
получать зримое подтверждение сомнительного тезиса о том, что только
упорство и труд все перетрут. То есть, они поступили правильно, а все
остальные — ленивые лузеры, которые сами виноваты в том, что они лузеры.
Мировые религии давно знают о проблеме несоответствия человеческих
желаний и возможностей. Но в отличие от либеральных апологетов
свободного рынка и верховенства прав человека предлагают свой вариант
взаимоотношений между людьми, в том числе между богатыми и бедными.
Один из самых важных — осознание богатыми своей ответственности перед
бедными. Если ты умнее, профессиональнее, ловчее, то это вовсе не
значит, что тот, у кого нет этих, бесспорно, замечательных качеств, хуже
тебя. Его жизнь не менее ценна, чем твоя, даже если у него нет и
никогда не будет дома с бассейном.
У христиан давно известен чин омовения ног, который совершается в
Великий четверг, воссоздавая один из эпизодов Тайной Вечери. Император
Ромейской (Византийской) империи ежегодно мыл ноги двенадцати (по числу
апостолов) нищим. В католической церкви священник, предстоятельствующий
на мессе, омывает ноги двенадцати прихожанам.
В православии тоже существует эта традиция. Например, в Иерусалиме чин
обычно совершается Патриархом на площади Храма Воскресения. В практике
Русской православной церкви в XX веке обряд совершался лишь в отдельных
епархиях, однако в 2009 году Патриарх Кирилл возродил традицию, когда
омыл ноги двенадцати священникам в Богоявленском кафедральном соборе.
Уверен, что многим понятен глубокий смысл этого обряда, имеющего давние
исторические корни. Это прежде всего усмирение гордыни, осознание своего
скромного места в человеческом обществе вне зависимости от достатка,
равенство всех друг перед другом в более широком, философском смысле.
Если США способны смирить гордыню, использовать свою исключительность
только во имя добра, то я не против такой супердержавы. Вы сильны и
богаты? Прекрасно. У вас есть уникальная возможность сделать мир лучше.
Но для этого нужно смиренно, даже униженно и с чувством глубоко стыда за
свое далеко не всегда праведно нажитое богатство «мыть ноги» остальным.
Причем, делать это постоянно, с искренним удовольствием и осознанием
исключительной важности своей миссии.
У супердержавы суперответственность перед человечеством. А вовсе не
супервозможность диктовать ему свои условия, как считает Барак Обама и
его предшественники. Именно поэтому мы не можем признать США главным
арбитром планеты — пока только жандармом. К тому же, довольно жестоким и
не чистым на руку.
Христос омывает ноги Петру. Джотто, фреска в капелле Скровеньи (фрагмент).
pavel_shipilin Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|