Мина под Союзное государство?
Беларусь и Россия: неоднозначные итоги десятилетия
Вячеслав Петров, Алла Бронь
2 апреля Россия и Беларусь отмечали очередную годовщину образования
Союзного государства. Глава Беларуси Александр Лукашенко выступил с
Обращением к белорусам и россиянам по случаю Дня единения народов
Беларуси и России, в котором отметил, что тесная координация
внешнеполитических усилий наших стран позволяет не только успешно
поддерживать друг друга на международной арене, но и укреплять
глобальную стабильность, содействовать становлению справедливого
мироустройства. Также глава белорусского государства поздравил с этим
праздником все высшее руководство России.
В свою очередь, президент России Владимир Путин направил
поздравительную телеграмму в адрес своего белорусского коллеги, в
которой отметил, что Союзное государство, строительство которого
началось два десятилетия назад, с честью выдержало испытание временем,
что реализация этого масштабного интеграционного проекта способствовала
значительному укреплению взаимовыгодных российско-белорусских связей,
накоплен ценный опыт, востребованный при создании более широких
объединительных структур на постсоветском пространстве.
Владимир Путин подчеркнул заинтересованность в дальнейшем
совершенствовании механизмов союзнического взаимодействия между двумя
странами и выразил уверенность в еще более эффективной координации
усилий в сферах обороны и внешней политики, в экономической, социальной
и гуманитарной областях в интересах братских народов России и Беларуси,
в русле укрепления региональной стабильности и безопасности.
Таким образом, руководство двух стран традиционно отметило данное
событие приветственными телеграммами в адрес друг друга, что, тем не
менее, не снимает обеспокоенности экспертов и широкой общественности
двух стран за успешную реализацию данного проекта.
Как отмечает, в частности, в материале «Возможно ли остановить смерть
Союзного государства» шеф-редактор аналитической редакции ИА REGNUM Юрий
Баранчик, несмотря на некоторые положительные достижения для тех
белорусских и российских предприятий, которые включены в бюджетные
программы Союзного государства, и для граждан двух государств, которые
получили ряд небольших бонусов на территории друг друга (белорусы в
России могут не сдавать экзамен на знание русского языка, могут
находиться три месяца без регистрации, устраиваться практически без
ограничений на работу как в коммерческие, так и в государственные
предприятия и учреждения и некоторые другие), проект Союзного
государства пока не стал той конструкцией межгосударственного
взаимодействия, которая способна далее к саморазвитию.
Соответственно, чтобы это произошло, проект Союзного государства надо
наполнить серьезным фундаментальным смыслом, чтобы тем, кто это дело
затевал, не было стыдно перед своими народами, чтобы они могли спокойно
сказать: «посмотрите - то, что мы планировали, мы сделали». С этим
трудно не согласиться. Вместе с тем для того, чтобы понять, что
необходимо делать дальше, надо сначала оценить нынешнюю
социально-экономическую ситуацию в двух странах, посмотреть на тот путь,
который прошли Россия и Беларусь, например, за последние годы.
Обратимся для этого к некоторым цифрам экономической статистики.
Цена нефти. В 2004 и 2015 годах цена барреля нефти для России
составила 36 долларов. В 2004 году средняя цена российской нефти для
Белоруссии составляла 31,2 доллара за баррель. По сравнению с рыночными
ценами на российскую нефть для потребителей в соседних странах Европы,
Белоруссия получала скидку. В 2015 году средняя цена нефти для
Белоруссии составила около 34 долларов за баррель.
ВВП. В 2004 году ВВП России составлял 591 млрд долларов, а в
2015 году – 1325 млрд долларов или в два раза больше. ВВП Беларуси в
2014 году составлял 23,1 млрд долларов или 3,5% от российского, в 2015
году – 54,8 млрд долларов или около 4% от российского.
ВВП на человека. В 2004 году в России ВВП на человека составлял
4110 долларов, в 2015 году – 8038 долларов. В Беларуси в 2004 году ВВП
на человека составлял 2120 долларов, в 2015 году – около 6300 долларов.
Инфляция. Инфляция в России в 2004 году составляла 12%, в 2015 году – 13%. В Беларуси в 2004 году - 14,4%, в 2015 году – 12%.
Золотовалютные резервы. В 2004 году ЗВР России составляли 125
млрд долларов, в 2015 году - 374 млрд долларов. В Беларуси в 2004 году
ЗВР составляли 770,2 млн долларов, в 2015 году – 4,2 млрд долларов.
Средняя пенсия. В 2004 году средняя пенсия в России составляла
70 долларов, в 2015 году – 173 доллара. В Беларуси средний размер пенсии
за 2004 год составил 83 доллара, в 2015 году - 153 доллара.
Средняя зарплата.В 2004 году средняя зарплата в России составила 244 доллара, в 2015
году – 457 долларов. В Беларуси в 2004 году средняя зарплата составила
162 доллара, в 2015 году - 424 доллара.
Население. В 2004 году население России составляло 143,8 млн
человек, в 2015 году – 146,3 млн человек. В Беларуси в 2004 году - 9,7
млн человек, в 2015 году - 9,5 млн человек.
Внешний государственный долг. Внешний государственный долг
России на 1 января 2005 года составлял 114,1 млрд долларов, а на 1
декабря 2015 года составил 50,1 млрд долларов США. Таким образом,
внешний государственный долг РФ за этот период уменьшился в 2,3 раза.
Внешний государственный долг Беларуси на 1 января 2005 года составлял
0,5 млрд долларов, а на 1 декабря 2015 года - 12,5 млрд долларов. Таким
образом, внешний государственный долг Беларуси за этот
период увеличился на 12 млрд долларов или в 25 раз.
Итак, некоторые цифры за период 2004-2015 годов, т.е. за последнее
десятилетие, показывают, что, в принципе, страны шли параллельными
курсами. Россия не слишком оторвалась от Беларуси, а Беларусь не слишком
отстала от России, за исключением численности населения и роста внешней
задолженности. За рассматриваемый период население Беларуси сократилось
почти на 5%, в то время, как население России выросло приблизительно на
2%.
Однако гораздо более показательным является состояние внешней
задолженности. Если Россия за последние десять лет уменьшила внешний
государственный долг в 2,3 раза, то Беларусь его нарастила в 25 раз!
На наш взгляд, это самый лучший ответ тем нашим российским экспертам,
которые утверждают, что белорусская экономическая модель является
идеальной и ставят республику в пример российским властям. Как
показывает спокойный анализ, благополучие республики – иллюзорное и
держится исключительно за счет внешней финансовой поддержки. Не
«прокатывает» и тот аргумент, что, мол, экономика России имеет нефтяной
характер («сидит на нефтяной игле»). Это далеко не так: доля нефти в ВВП
России снизилась за последние годы до 9%, а в Беларуси занимает около
12%.
Тем не менее, конечно, 9% или 12% нефти в ВВП двух стран являются
совершенно несущественными нюансами на фоне снижения внешнего дога
России за десять лет в 2,3 раза и роста белорусского внешнего долга в 25
раз. Эти цифры весьма красноречиво говорят о том, насколько проводимая в
течение последних десяти дет властями России и Беларуси экономическая
политика отвечает национальным интересам. Из этих цифр следует, что
нынешняя белорусская «стабильность» ляжет тяжким бременем на будущие
поколения, которые будут расплачиваться за ошибки 2004-2015 годов.
В этой связи логично задаться вопросом – а есть ли перспективы у
белорусской экономики? К сожалению, с учетом последних событий, эти
перспективы представляются весьма туманными. Дело в том, что основой
стабильности белорусской экономики является доступ белорусской товарной
массы на российский рынок. Если этот рынок будет теряться белорусскими
производителями, то, соответственно, социально-экономические и
политические риски для республики будут увеличиваться.
И в заключение хотелось бы сказать еще об одном важном моменте. Речь
идет об инвестициях. Не секрет, что в Беларуси с этим огромная проблема.
Внутренних инвестиций по понятным причинам - отсутствие необходимых
свободных средств - нет. Внешних также нет по причинам очень жесткого и
зарегулированного внутреннего законодательства и отсутствия необходимой
защиты инвесторов от всевластия налогов и контролирующих органов.
Если нет внутренних частных инвестиций, то не будет и внешних. Западные
не идут по политическим мотивам. А российские инвестиции не пускают
сами белорусские власти. В результате белорусские предприятия начинают
чахнуть.
В это же время в России, в тот же Брянский автозавод в ближайшие два
года будет вложено около 2 млрд долларов инвестиций. В создание двух
новых заводов по производству новейших систем противовоздушной и
противоракетной обороны («Кировское машиностроительное предприятие» было
торжественно открыто в феврале 2016 года) будет вложено почти 900 млн
долларов, в КАМАЗ – 2 млрд долларов, и т.д., и т.д. О таких инвестициях
белорусским предприятиям остается только мечтать. Россия готова была бы
вкладывать такие объемы и в предприятия республики, но это не дает
сделать руководство страны по непонятным субъективным причинам.
Т.е., несмотря на санкции, Россия обладает необходимыми финансовыми
возможностями для осуществления миллиардных (в долларах) инвестиционных
проектов. Несомненно, в ближайшие годы эта разница в финансовом
потенциале двух стран только увеличится. Отсюда следуют весьма не
радужные перспективы для белорусской промышленности, ориентирующейся на
российский рынок. И эта проблема, к большому сожалению, закладывает
серьезную мину в основание Союзного государства.
Специально для Столетия Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|