12 апреля в
пресс-центре «Парламентской газеты» прошёл круглый стол «Спор за
Нагорный Карабах. Как долго продлится перемирие?» Обсуждение касалось
ряда тем: развития ситуации по урегулированию конфликта; последствий
конфликта для экономических связей; роли России в урегулировании
конфликта. Эксперты сошлись на том, что «размороженный» конфликт
невыгоден ни Азербайджану, ни Армении, ни, разумеется, России. Зато свои
интересы в «горячем» конфликте имеют Турция и США.
В
круглом столе участвовали: первый заместитель председателя Комитета
Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и
предпринимательству Михаил Емельянов; заместитель директора Института
стран СНГ, политолог Владимир Жарихин; генеральный директор Института
ЕврАзЭС, политолог, философ Владимир Лепёхин и др.
Активная
боевая стадия конфликта в Нагорном Карабахе нанесёт вред всем и
Армении, и Азербайджану, и России, и Турции. Кому же это выгодно? США!
Вашингтон является единственным выгодополучателем, считает первый
заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике,
инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов.
«Политическое
урегулирование карабахского конфликта для России жизненно важно, потому
что для нас нет ничего опаснее, чем конфликт на постсоветском
пространстве. Естественно, активизация в регионе втянет в эту войну
Турцию. Это не выгодно никому. Очевидно, что США являются единственными
бенефициарами конфликта», — цитирует председателя думского комитета
«Парламентская газета».
По
его словам, после реализации сценария на Украине стало ясно, что Белый
дом постарается дестабилизировать ситуацию и в Нагорном Карабахе.
«Понятно, что Армения является нашим союзником по экономическому
объединению, а Азербайджан — нашим партнёром, который неоднократно
поддерживал Москву, — отметил эксперт. — Например, в ПАСЕ по украинскому
вопросу, так что Москве этот конфликт не нужен».
По мнению эксперта, которое приводит
«Ридус»,
Вашингтон недоволен нынешним (слишком независимым) руководством
Азербайджана. Именно поэтому ранее неоднократно предпринимались попытки
устроить в Баку «майдан» (безуспешно). Раздражает Америку и поведение
президента Турции Эрдогана. Имперские его амбиции настраивают Вашингтон
против Анкары. Она не нужна Белому дому как мощная региональная держава.
Отношения же США с Россией почти вернулись к «холодной войне». В такой
ситуации Армения оказывается заложницей своих тесных связей с Москвой.
Тем не менее, другие участники круглого стола основную инициативу склонны отдавать не США, а Турции.
Как
напомнил директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев, ни
одна держава, кроме неё, не отреагировала на вспышку насилия
положительно. По словам эксперта, не один Эрдоган проповедует идею новой
Османской империи. Главным идеологом неоосманизма является турецкий
премьер-министр Ахмет Давутоглу. А тут ещё ссора с Россией.
Генеральный
директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепёхин считает, что ссора между
Турцией и Россией была не случайной, и сбитый Су-24 — элемент
целенаправленной политики. По его мнению, не стоит недооценивать Турцию,
постепенно превращающуюся в сильного игрока, претендующего на роль
регионального лидера, стремящегося даже вытеснить с этого места
Саудовскую Аравию.
Эксперт уверен, что для реализации целей
Анкара использует многоходовую комбинацию: отрабатывает различные
механизмы контроля курдов и «ИГ» и одновременно захвата чужих территорий
(Сирии). Кроме того, Турция пытается приструнить Армению, привязать к
себе Азербайджан, договориться с Ираном, а заодно показать зубы США и
России. Европе она тоже начинает диктовать условия. Наконец, Анкара
стремится распространить влияние на страны постсоветского пространства с
тюркским населением.
Что делать в столь сложной ситуации?
Как отметил Владимир Лепёхин в пресс-центре
«Парламентской газеты», снизить напряжение в Нагорном Карабахе поможет региональное сотрудничество.
Подтолкнуть
Баку и Ереван к диалогу могла бы реализация формата «три плюс три», в
котором примут участие крупнейшие игроки региона: «Решение конфликта — в
создании формата «три плюс три», где первая группа стран — Азербайджан,
Турция и Казахстан, вторая — Россия, Армения и Иран».
По словам
эксперта, страны могли бы обеспечить соблюдение договорённостей, а
региональное сотрудничество «подтолкнуло бы Баку и Ереван начать диалог о
будущем региона». Политолог напомнил, что позиция России состоит именно
в развитии региональных союзов.
Нельзя сказать, что идея формата
«три плюс три» вызывала у экспертов одобрение. «Формат не включает
участия Франции, вероятнее всего, Армения не согласится на это, — сказал
на круглом столе Михаил Емельянов. — Кроме того, схема не
предусматривает и участия США. Мы можем не пригласить их, но очевидно,
что влияние американцев на регион огромно».
Отдельно на тему
перспектив урегулирования конфликта высказался директор Института
политических исследований Сергей Марков, тоже побывавший в пресс-центре
«Парламентской газеты».
По
его мнению, сейчас имеются все предпосылки для частичного
дипломатического разрешения карабахского конфликта: у Армении и
Азербайджана есть возможность временного компромисса.
Как отметил
Марков, частичное разрешение конфликта в Нагорном Карабахе возможно
через реализацию казанской формулы, разработанной при содействии Дмитрия
Медведева.
«Суть формулы, — цитирует его издание, — заключается в
том, что Азербайджан получает пять из семи районов вокруг Карабаха.
Армения же получает в том числе демилитаризацию районов, введение
миротворцев на границу, что в большой степени гарантирует мир. Кроме
того, Армения будет разблокирована со стороны Азербайджана».
Эксперт
отметил, что подобный расклад устраивает большинство участников
конфликта. И начать реализацию сценария можно в самое ближайшее время:
«К реализации такого сценария можно приступить уже через пару недель».
На тему Нагорного Карабаха 12 апреля высказалась и «тройка» ОБСЕ.
В
упомянутую «тройку» входят страна, председательствующая в ОБСЕ, и
председатели прошлого и будущего года. Сейчас в организации
председательствует Германия, в 2015 году председателем была Сербия, а в
2017 году таковым будет Австрия.
Помимо «троечников», в мероприятии участвовал генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер.
Участники встречи, сообщает
РИА «Новости»,
призвали стороны конфликта «прекратить насилие и придерживаться режима
перемирия», а также подчеркнули, что «военного решения конфликта не
существует».
Напомним, фитиль конфликта в Нагорном Карабахе был
подожжён при М. С. Горбачёве, в феврале 1988 года: именно в то время в
Нагорно-Карабахской автономной области заявили о выходе из
Азербайджанской ССР. Позднее, в 1991 году, в Степанакерте было объявлено
о создании Нагорно-Карабахской Республики. В ходе военного конфликта
Азербайджан потерял контроль над регионом.
Переговоры по мирному
урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ ведутся уже много
лет, начиная с 1992 года. При этом самопровозглашённая
Нагорно-Карабахская Республика стороной международных переговоров не
является. Азербайджан, настаивающий на сохранении территориальной
целостности, и Армения, защищающая интересы непризнанной республики, не
могут прийти к согласию.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru