В настоящее время Иордания является важным союзником США на Ближнем Востоке. Между странами установлены тесные военно-политические связи. Непопулярный в народе марионеточный режим короля Абдаллы II ежегодно получает от Вашингтона колоссальную военную и финансовую поддержку. В начале марта стало известно о доставке восьми вертолетов Black Hawk (1). В стране находится около 1,2 тыс. американских военнослужащих, существующие договорённости позволяют в короткие сроки значительно нарастить группировку (2). По данным Human Rights Watch (3,4) в Иордании может располагаться одна из многочисленных секретных баз ЦРУ. В королевстве находятся военные лагеря (5) где американцы обучают террористов ("умеренная оппозиция") для войны против сирийского народа. Также по многочисленным сообщениям в СМИ (6,7) из Иордании в Сирию налажены поставки оружия для террористических группировок включая ДАИШ (организация запрещена в России).
Важность сохранения внешнеполитического курса Абдаллы II Роберт Сатлофф и Дэвид Шенкер признали и ранее. Вот что они писали в мае 2013 г. в докладе "Политическая нестабильность в Иордании" (8):
"Монархия играет важнейшую роль в поддержании миролюбивой и прозападной политики Иордании, ослабление королевской власти нанесёт вред иорданско-американским и иорданско-израильским отношениям".
"Принимая во внимание стратегическую прозападную ориентацию Иордании и приверженность миру с Израилем, а также сотрудничество по борьбе с терроризмом и вопросам безопасности, оказание помощи Амману в управлении потенциально дестабилизирующими процессами в интересах США".
Иордания - страна беженцев
По разным оценкам около половины населения Иордании это потомки палестинцев (9) которые вынуждены были покинуть Родину после основания военно-политической организации "Израиль" (не запрещена в России), последующей оккупации Палестины и кровопролитных войн. Следующие волны миграции связаны с двумя агрессиями (1991 и 2003 г.) которые клан Бушей развязал против Ирака. В настоящее время иракские беженцы составляют 2 - 5% от 9,5 млн (на 2015 г.) населения Иордании, по данным ООН их доля может достигать 10%. Точное число иракских беженцев неизвестно, иорданское правительство соответствующих исследований не проводило (10). Четвёртая миграционная волна обусловлена войной в Сирии. В октябре 2015 г. генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун сообщил, что в Иордании находится 1,5 млн сирийцев (11) или 16% от населения Иордании. В феврале 2016 г., накануне донорской конференции по Сирии, король Иордании Абдалла II заявил, что беженцы составляют 20% от населения страны, соответствующие расходы составляют четверть государственного бюджета (12).
***
Растущее напряжение в Иордании
Сегодня, наряду с внутренними угрозами, режим Абдаллы II сталкивается и с угрозами внешними. Сатлофф и Шенкер считают, что риск внутренних беспорядков уменьшился, но угроза от последствий сирийского конфликта возросла.
В настоящее время в Иордании находятся около 1,4 млн сирийских беженцев которые являются источником нестабильности. Почти все они рассредоточились по стране, в официальных лагерях беженцев находится менее 10%, в УВКБ ООН зарегистрирована только половина.
Беженцы доля которых от общего населении Иордании составляет около 13%, являются большим бременем для слабой иорданской экономики. В 2015 г. расходы связанные с приёмом беженцев составили 17,5% от бюджета страны, дефицит которого составил $ 2 млрд. Уровень безработицы в Иордании 12%, среди молодёжи - 30%.
Стабильность в Иордании является высоким приоритетом для США. Королевство является основным партнером в борьбе против ДАИШ и иранской экспансии, а также поддерживает мирное урегулирование арабо-израильского конфликта. Сотрудничество Иордании с Израилем является дополнительным плюсом к интересам США в регионе. Иордании угрожает террористическая деятельность ДАИШ, но теракты скорее всего сплотят население. Однако увеличение числа сирийских беженцев может ослабить иорданскую экономику, что приведёт к обострению внутриполитической обстановки.
Рекомендации
С 2011 г. США оказали помощь сирийским беженцам в Иордании на сумму $ 700 млн. Также Иордании была увеличена ежегодная военно-финансовая помощь с нынешних $ 660 млн. до $ 1 млрд к 2017 г. (прим. (13) расходная часть иорданского бюджета в 2016 г. составляет около $ 12 млрд). Однако расходы связанные с приёмом беженцев и охраной границ превышают объёмы вливаний. Для предотвращения последствий сирийского кризиса Вашингтон должен предпринять следующие шаги:
Увеличение гуманитарной помощи. США могли бы рассмотреть возможность более рационального и справедливого распределения выделенных средств ($ 533 млн) на поддержку сирийских беженцев в странах Ближнего Востока. Вашингтон должен оказать давление на своих европейских и арабских союзников дабы те увеличили ежегодную бюджетную поддержку Иордании.
Увеличение трудовой занятости среди сирийских беженцев. Вашингтон должен поощрять европейские страны, в частности Германию, инвестировать в инициативы по созданию рабочих мест в Иордании.
Увеличение сотрудничества в сфере обороны и разведки. Обмен разведывательной информацией и сотрудничество в области безопасности между Вашингтоном и Амманом исключительно сильны. В целях дальнейшего укрепления отношений и улучшения возможностей сбора разведывательной информации в южной части Сирии, администрация Барака Обамы должна обеспечить Иорданию современной техникой, включая БПЛА.
Установление зоны безопасности. Хотя Иордания осуществила некоторые усилия по поддержке населения на сирийской стороне границы, они явно недостаточны. Если США и партнёры по борьбе с ДАИШ создадут на сирийско-иорданской границе для внутренне перемёщенных сирийцев своеобразную гуманитарную зону безопасности, это будет отвечать интересам Иордании.
Подготовил Владимир Маслов
Примечания: