Китай, Россия и европейское «Междуморье»
Геополитическая инициатива Китая, призванная
вернуть к жизни древние артерии Великого Шелкового Пути по всему
европейскому континенту, дает первые побочные эффекты. Дело в том, что
потенциальная интеграция пекинской инициативы «Один пояс, один путь» с
региональной инфраструктурной схемой Центральной и Восточной Европы
может оказать существенное влияние на изменение баланса сил в Евразии.
Подпись к изображению: Древний Шелковый Путь, новая эра евразийской геополитики
Пекин исходит из того, что евразийская суша представляет собой
«единое целое» и что Центральная и Восточная Европа играют важную роль в
его стратегии, направленной на соединение китайского восточного
побережья и Западной Европы с помощью сухопутных и морских маршрутов.
В соответствии с этим представлением 23 февраля в ходе встречи в
Загребе с хорватским премьер-министром Тихомиром Орешковичем,
представители китайского Государственного комитета по национальному
развитию и реформам подчеркнули, что Китай заинтересован в интеграции
проектов «Адриатика-Балтика-Черное море» и «Один пояс, один путь».
Инициатива «Адриатика-Балтика-Черное море» впервые была озвучена
хорватским президентом Колиндой Грабар-Китарович в сентябре 2015 года. С
ее точки зрения, проект должен служить платформой для активизации
сотрудничества в политической и экономической сфере, а также в области
национальной безопасности между 12 странами Евросоюза, расположенными в
Центральной и Восточной Европе.
В частности, этот предложенный Хорватией план региональной интеграции
направлен на продвижение конкретных проектов инфраструктурного
развития, призванных укрепить торговые связи и энергетическую
независимость восточного фланга ЕС и НАТО.
Когда в октябре прошлого года китайский президент Си Цзиньпин вел
переговоры с Колиндой Китарович в Пекине, он выразил свое одобрение
инициативе «Адриатика- Балтика-Черное море», подчеркнув, что развитие
коридора «север-юг» в Европе, основанное на использовании портов
адриатических и балтийских стран, дополняет китайскую стратегию «Нового
Шелкового Пути».
Междуморье
Пекин может воспользоваться выгодным положением адриатических,
балтийских и черноморских портов, чтобы связать свой «Экономический пояс
Шелкового Пути» и «Морской Шелковый путь 21 века», сухопутную и морскую
программы проекта «Один пояс, один путь», меридианальным коридором
смешанных перевозок в сердце Европы.
Китарович постоянно повторяет, что этот проект не направлен против
России. Однако, достаточно взглянуть на карту Европы, чтобы убедиться,
что все именно так, и по-другому быть не может.
Инициатива «Адриатика- Балтика-Черное море» имеет много общих черт с
«Междуморьем» (или «сушей между морями»), альянсом государств от Балтики
до Черного моря, потенциально включая Балканы, который в 1920-х и
1930-х годах тщетно пытался создать польский лидер Йозеф Пилсудский с
целью противодействия германскому и российскому экспансионизму.
Сегодня польский президент Анджей Дуда вернулся к геополитической
идее Пилсудского, публично призывая к созданию современного
«Междуморья», которое в главном совпадает с блоком государств, входящих в
инициативу «Адриатика-Балтика-Черное море».
Россия будет неизбежно противиться любым шагам, ведущим к укреплению
сотрудничества между странами Центральной и Восточной Европы,
воспринимая их как усилие отделить российскую территорию от Западной
Европы. Однако, проблема для Кремля состоит в том, что сегодня, в
отличие от периода между двумя мировыми войнами прошлого века,
существует еще и Китай, действующий как определяющий фактор в создании
этого интеграционного объединения.
Сотрудничество Китая со странами Центральной и Восточной Европы (так
называемый альянс Китай + 16) основывается с одной стороны на его
недавнем присоединении к Европейскому банку реконструкции и развития
(ЕБРР), а с другой – на его стремлении добиться синергического эффекта
между проектом «Один пояс, один путь» и 393-миллиардным инвестиционным
планом Европейского союза.
В частности, Пекин и Брюссель сосредоточены на укреплении
инфраструктурных связей путем создания китайско-европейской связующей
платформы.
Балтийский регион
В конечном итоге Китай и Европейский союз намерены создать коридоры
между Транс-Европейской транспортной сетью (TEN-T), планом Брюсселя по
развитию и модернизации транспортной системы Европы, и проектом «Один
пояс, один путь». Инициатива «Адриатика- Балтика-Черное море» может
удачно вписаться в этот китайско-европейский инфраструктурный механизм.
Во время визита в Латвию 19 февраля вице-председатель
Государственного комитета по национальному развитию и реформам КНР Нин
Цзичже озвучил заинтересованность его правительства в развитии
контейнерных перевозок из Китая в балтийский регион и Северную Европу, а
также инвестиций в проект модернизации железных дорог «Rail Baltica» и
морской порт латвийской столицы Риги.
«Rail Baltica» — это проект скоростной железной дороги в рамках
инициативы TEN-T, которая свяжет Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву и
Польшу, с перспективным включением Германии. Рижский морской порт
выступит в качестве северной оконечности планируемого
Балтийско-Адриатического коридора, еще одной артерии TEN-T.
Таким образом, Китай делает серьезный упор на балтийские порты, что
также подтверждается намерением «China Merchants Group»,
многопрофильного государственного конгломерата, расположенного в
Гонконге, расширить существующий морской порт в литовской Клайпеде и
превратить его в новый транспортно-логистический центр в рамках схемы
«Один пояс, один путь».
Китайские планы модернизации клайпедского порта следует рассматривать
в сочетании с заинтересованностью Пекина в расширении хорватского порта
в Риеке, самой южной точке проекта «Адриатика-Балтика-Черное море», и,
что еще более важно, с потенциальным соединением «железнодорожного
Шелкового пути» с побережьем Балтики.
«Железнодорожный Шелковый путь» представляет собой
экспресс-магистраль «суша-море», соединяющую украинский черноморский
порт Ильичевск с Западным Китаем через Грузию, Азербайджан и Казахстан.
Эта Евро-Азиатская транспортная магистраль действует с января нынешнего
года и имеет существенное стратегическое значение, учитывая, что она
проходит в обход территории России.
Ослабление России
Украина в настоящее время ведет переговоры с Литвой и Беларусью по
вопросу о соединении «железнодорожного Шелкового Пути» с портом
Клайпеды. Если трем странам удастся осуществить этот проект, Россия
безусловно утратит статус транзитного пространства для
китайско-европейской торговли.
Китайские усилия по вовлечению стран Центральной и Восточной Европы в
свою стратегию «Шелкового Пути» потенциально способны привести к
дальнейшему ослаблению влияния России в западном ближнем зарубежье.
Поскольку Москва практически не располагает средствами, чтобы
остановить сотрудничество Пекина с постсоветскими странами в Европе,
единственной ее надеждой остается то, что традиционное взаимное
недоверие между потенциальными участниками, в сочетании с их
ожесточенным соперничеством в борьбе за китайские финансовые ресурсы и
инвестиции может похоронить инициативу «Адриатика-Балтика-Черное море»,
как и любые другие перспективы альянса в духе «Междуморья».
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|