Статья «Время серьезно задуматься над разделом Сирии», появившаяся на днях в журнале Foreign Policy,
действительно наводит на серьёзные размышления. Автор статьи сетует на
то, что после войны, которая привела к гибели 470 тысяч человек
(впрочем, точную статистику жертв никто не вел), разрушению целых
городов и потоку в 6 миллионов беженцев, совместное проживание различных
религиозных общин на территории Сирии более невозможно.
В
статье предлагается разделить Сирию на территории, населенные алавитами
(включая в них почему-то Дамаск), и суннитские районы. Проект
предлагается осуществить либо в форме полного раздела государства, либо в
форме создания рыхлой конфедерации по типу Боснии и Герцеговины. Автор
статьи Джеймс Ставридис, четырехзвездочный адмирал и бывший командующий
войсками НАТО, - не последняя фигура в американском военно-политическом
истеблишменте.
Свои взгляды на будущее Сирии генерал Ставридис изложил сразу же после того, как госсекретарь США Джон Керри упомянул 1 марта на слушаниях в Комитете по внешней политике сената США о
существовании «плана Б» по Сирии. Дескать, если российско-американский
план по «прекращению враждебных действий» в Сирии не сработает, придется
прибегнуть к разделу страны, так как противоборствующие политические
силы не смогут жить в рамках одного государства.
Идея
раздела Сирии, Ирака и других государств на Ближнем Востоке появилась в
головах американских стратегов ещё в 1980-е годы. Первым её высказал
Бернард Льюис, патриарх американского востоковедения, в течение долгого
времени бывший членом и консультантом американского Совета по
международным отношениям (Council on foreign relations, CFR),
организации, негласно формирующей внешнеполитическую повестку
большинства администраций США.
В
своё время тезис Льюиса о «принципиальном характере противостояния
между исламом и христианством», сформулированный в книге «Корни
исламского гнева» (1990), повлиял на теорию С.Хантингтона о
«столкновении цивилизаций». В начале 2000-х годов Льюис стал одним из
главных советников администрации Джорджа Буша-младшего по
ближневосточным вопросам. Американский журналист Джекоб Вайсберг пишет, что «его взгляды оказали наиболее сильное интеллектуальное влияние на решение вопроса о вторжении в Ирак в 2003 году».
В
1979 году Б.Льюис впервые представил Бильдербергскому клубу свой план
политического переформатирования Ближнего Востока. Целью плана было
одновременное противодействие исламской революции в Иране и Советскому
Союзу, осуществившему в том же году ввод войск в Афганистан.
Противостоять исламскому Ирану предполагалось по линии разжигания
шиитско-суннитских противоречий и поддержки движения
«Братья-мусульмане». Противостояние Советскому Союзу мыслилось через
создание «дуги кризиса», подходящей непосредственно к советским
границам. В этой схеме раздел национальных государств на Ближнем Востоке
рассматривался как вариант «балканизации» по линии религиозных,
этнических и клановых разломов.
Модель Льюиса получила дальнейшее развитие уже после распада Советского Союза. В 1992 году он опубликовал в журнале Foreign Affairs,
органе Совета по международным отношениям, статью «Переосмысляя
Ближний Восток», в которой предложил новую карту Ближневосточного
региона.
Льюис
планировал отколоть от Сирии территории, населенные друзами и
алавитами, сделав их самостоятельными мини-государствами; основать
карликовое маронитское государство на территории соответствующих районов
Ливана; создать независимый Курдистан в регионах Турции, Ирака, Сирии и
Ирана, населенных курдами; отделить районы Ирака, населенные шиитами,
для создания там независимого государства; создать независимое арабское
государство в Иране, в провинции Хузестан, на территории которой
расположена большая часть иранских нефтяных месторождений; расчленить
Пакистан, выделив независимый Белуджистан и объединив пуштунские районы,
лежащие по обе стороны афгано-пакистанской границы в единое
государство.
«Наиболее
радикальным средством противостояния фундаментализму, - писал Льюис, -
является «ливанизация». Большинство государств Ближнего Востока –
Египет здесь исключение – представляют собой недавние и искусственные
конструкции... Если центральная власть в государствах Ближнего Востока
ослабеет, то исчезнет последняя скрепа, удерживающая государственное
единство. Ведь в этих странах нет ни развитого гражданского общества, ни
приверженности к государству-нации, ни общей идентичности. Тогда
государство дезинтегрируется, как это случилось в Ливане, в хаотическое
скопление борющихся друг с другом сект, феодов, регионов и партий».
Прямая
цель подобных проектов - предотвратить появление в регионе сил,
способных бросить вызов гегемонии США. Недаром сразу после исламской
революции в Иране американцы принялись раздувать пламя ирано-иракской
войны, успешно делая это на протяжении восьми лет (1980-1988). Тем самым
решалась двойная задача: не допустить роста могущества Ирана и ослабить
сильный баасистский режим Саддама Хусейна в Ираке.
После
войны, чтобы не дать Багдаду чрезмерно усилиться, Запад организовал
операцию «Буря в пустыне», а в 2003 году под фальшивым предлогом борьбы с
«оружием массового поражения Саддама» оккупировал эту страну, уничтожив
ее суверенитет. Почти то же повторилось с Сирией.
В
1990 году сирийские войска с полного согласия Вашингтона, согласно
Таифскому соглашению, остались в Ливане для поддержания мира в этой
стране. Обусловлено это было двумя обстоятельствами. Во-первых, Дамаск
участвовал в операции «Буря в пустыне», направленной против Ирака.
Во-вторых, правительство Хафеза Асада обязалось в то время не вести
никаких враждебных действий против Израиля. Через десять лет ситуация
поменялась. Дамаск взял курс на стратегическое партнерство с Ираном и
поддержку ливанского сопротивления в лице «Хезболлы». Сирийские
миротворцы в Ливане сразу же стали для Вашингтона оккупантами. США
своими санкциями вначале вынудили сирийцев вывести армию из Ливана, а
затем уже в 2011 году приступили к демонтажу суверенитета Сирии.
От
планов раздела не застрахованы и самые верные американские союзники,
например Саудовская Аравия. Сегодня, когда США не зависят от поставок
нефти с Ближнего Востока и отказались от прямой конфронтации с Ираном,
Эр-Рияд уже не так важен для Америки в качестве стратегического
партнера. Не случайно в американских СМИ стали появляться карты, на
которых территория Хиджаза (Саудовская Аравия) передана Иордании, а
Восточная провинция королевства вместе с южным Ираком включена в состав
«шиитского арабского государства».
На самом деле решение проблем Арабского мира требует прямо противоположного тому, что предлагают в США.
Раздел
ныне существующих государств Ближнего Востока на бессильные карликовые
государства лишь породит новые кризисы – этнические и религиозные чистки
и гоббсовскую «войну всех против всех». В такой войне новым удельным
княжествам обязательно понадобится «третейский судья», на роль которого
Вашингтон предложит себя.
В
перспективе выходом из глубокого кризиса, который переживает сейчас
Ближний Восток, может стать создание арабского «большого пространства»
(Grossraum), но это уже тема отдельного серьёзного разговора.