Несмотря на растущую напряжённость в отношениях между Западом и Россией, риск Третьей мировой войны изрядно преувеличен западными масс-медиа и политическими лидерами.
Нынешнее обсуждение вопросов безопасности между ведущими державами удручает и самих участников, и наблюдателей. Эксперты и политики предупреждают нас о растущей вероятности военного конфликта, возможно даже ядерного, между Россией, с одной стороны, и США и НАТО – с другой.
Попытка перезапуска холодной войны
На Западе многие доказывают существование опасностей, связанных с возрождением России, и клянутся защищать самих себя от агрессивных действий президента РФ Владимира Путина в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Недавно министр обороны США Эш Картер обвинил Россию в том, что она угрожает мировому порядку и в резкой форме предупредил: «Не сделайте ошибки, Соединённые Штаты будут защищать наши интересы, наших союзников, господствующий мировой порядок и позитивное будущее, которое он (порядок) нам обещает».
Напряжённость между Западом и Россией росла особенно интенсивно после начала украинского кризиса. Полёты российских военных самолётов над Балтикой и Чёрным морем в ответ на активное наращивание НАТО вблизи западных границ России нисколько не уменьшили страхи. Атака турецкого самолёта на российский Су-24 стала причиной тревожных разговоров о возможности войны между Россией и Турцией с возможностью подключения к конфликту всего НАТО, поскольку Турция является его членом. И совсем недавно в западной прессе была раздута шумиха вокруг якобы подготовки России к вторжению в Прибалтику и необходимости Запада ответить на это.
В России эти угрозы и дискуссии воспринимаются серьёзно, а ответственность за напряжённость возлагается на западные державы. Президент РФ Владимир Путин постоянно повторяет, что Запад и НАТО окружили Россию военными базами и отказываются признавать российские интересы. В российских СМИ активно обсуждался рассекреченный в конце декабря прошлого года документ времён холодной войны, в котором описана ядерная атака на СССР и Китай.
Во время недавней конференции по безопасности в Мюнхене председатель правительства РФ Дмитрий Медведев сравнил нынешнее положение с тем, которое когда-то привело к Карибскому кризису, а также напомнил слова президента США Джона Кеннеди: «Внешняя политика может убить нас».
В холодной войне нет ничего хорошего
В то же время, некоторые эксперты считают, что эпоха холодной войны была более предсказуемой, чем сегодняшний многополярный мир. Те, кто раньше рассматривали положительно выход мира из-под гегемонии США, теперь считают, что это ведёт к войне между ведущими державами.
Растущие апокалиптические настроения отражают рост международной нестабильности и разрыв важных каналов общения между Россией и Западом. С начала украинского кризиса и до встречи Большой двадцатки в Анталье в декабре 2015 обе стороны почти не взаимодействовали. Потрясённые присоединением Крыма и войной на Донбассе, где якобы Россия активно поддерживала «сепаратистов», западные лидеры начали проводить политику изоляции и санкций против России. Россия же, в свою очередь, демонстрировала безразличие к такой политике.
Только после встречи в Анталье Путин и Обама возобновили попытки совместного обсуждения важных вопросов. Военные обеих стран тоже разорвали все связи, но вынуждены их были частично восстановить для координации своих действий в Сирии, чтобы не допустить случайных столкновений. Все панические мнения и аргументы неуместны, поскольку в них одновременно и недооцениваются опасности холодной войны, и переоцениваются эти опасности в сегодняшнем мире.
Несмотря на попытки, представить эпоху холодной войны стабильной, предсказуемой и мирной, не следует испытывать по ней ностальгию. Многочисленные кризисы от Берлина до Кубы и Афганистана были лейтмотивами той эпохи. Государственная пропаганда с обеих сторон усиливала идеологическую конфронтацию, сопровождавшуюся масштабными военными учениями и гонкой ядерных вооружений.
Номинированный на Оскар фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост» воспроизводит атмосферу антисоветской истерии в США времён холодной войны, когда пропаганда мобилизовала общество на полную поддержку действий государства. В Советском Союзе такой истерии не было, но пропаганда готовила людей к казавшейся неизбежной войне. Для стран третьего мира то время стало временем нараставшего хаоса и насилия, а вовсе не спокойным периодом мирной жизни.
Почему сегодняшний мир менее опасен, чем мир холодной войны?
Сегодняшний мир, несмотря на угрозы и неопределённость, вряд ли более опасен, чем мир эпохи холодной войны. И этому есть пять причин.
Во-первых, независимо от риторики, крупные державы не склонны к рискованному поведению, когда их основные интересы оказываются под угрозой. Это касается не только ядерных держав, но и такой страны как Турция. Перспектива столкновения с превосходящей (в большинстве случаев) военной мощью России способна охладить даже вспыльчивого Эрдогана.
До сих пор Северо-Атлантический альянс был очень осторожным и не позволял себе очевидных провокационных действий с непредсказуемыми последствиями. Поэтому никто в НАТО не отреагировал на захват российскими войсками аэропорта в Приштине в 1999 году; никто не поддержал Грузии в 2008; и до сих пор НАТО воздерживается от поставки на Украину вооружения. До тех пор, пока Россия не покажет себя очевидным и бесспорным агрессором, НАТО вряд ли поддержит Турцию и начнёт Третью мировую войну.
Во-вторых, Россия занимает оборонительную позицию и осознаёт свою ответственность за поддержание международной стабильности. Москва хочет работать с ведущими странами мира, а не конфликтовать с ними. Требование к Западу признать интересы России не следует рассматривать, как стремление разрушить основы международного порядка и права.
В-третьих, США заинтересованы в том, чтобы сдерживать региональные конфликты и не дать им перерасти в межрегиональные. Хотя военные возможности США уже не те, что были десять лет назад, но и имеющихся военных и дипломатических ресурсов достаточно, чтобы сдерживать ключевых региональных игроков в любой части мира.
В-четвёртых, в отличие от времён холодной войны в современном мире нет такого жёсткого деления на два лагеря. Мир остаётся пространством, в котором разные коалиции взаимоперекрываются и формируются для решения конкретных задач по необходимости.
В-пятых, между Западом и Россией не существует фундаментального конфликта ценностей. И хотя некоторые в России пытаются представить несовместимыми «традиционные» и «западные» ценности, а на Западе – «демократию» и «авторитаризм», но большинство в мире считает, что эти разногласия не стоят того, чтобы из-за них воевать.
Обама сдаётся?
Несмотря на опасности мира, в котором мы живём, у нас есть несколько важных, часто неучитываемых, критериев проверки великих держав на милитаризм. Воинственные речи политиков часто бывают обманчивыми. Такие речи чаще являются способом оказать давление на оппонента с целью получить различные политические и военные уступки, чем выражением действительных намерений. Когда такое давление не оказывает ожидаемых результатов, военная риторика утихает.
Затем начинается диалог. Возможно, что увеличение частоты общения между Путиным и Обамой с декабря 2015 года, включая их телефонный разговор после конференции в Мюнхене, означает рост понимания того, что попытка давления на Россию оказалась неудачной.
Источник
Рейтинг публикации:
|