В последнее время в Южно-Китайском море напряженно: авианосцы, эсминцы и крейсеры США все ближе приближаются к нескольким китайским островам, которые вызывают споры о принадлежности. На эти острова претендуют также Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Тайвань и Бруней.
США и Китай в Южно-Китайском море
США в этом конфликте как всегда отстаивают «демократию» и защищают «союзников». Причина и в том, что Штаты перенесли центр тяжести в своей военной доктрине в Азиатско-Тихоокеанский регион, полагая, что за этим регионом будущее.
В ответ на это Китай усиливает свое влияние — строит военные базы, осваивает территории, размещает истребители, радары и системы противовоздушной обороны. Это позволяет Китаю контролировать Малаккский пролив, через который проходит до 25% всего мирового товарооборота. Это важная международная транспортная и экономическая артерия мира. Кроме того, Пекин искусственно наращивает территорию островов, требуя по международному морскому праву соблюдения 12-мильной зоны национальных вод, и ежегодно увеличивает военный бюджет на 7-8%. Вашингтон в ответ на это утверждает, что международное право не распространяется на искусственно расширяемые территории и увеличивают военное присутствие в регионе.
США и Китай попеременно заявляют, что готовы к любому противостоянию с любой страной, если это будет противоречить их национальным интересам. При этом Штаты готовы встать на сторону Японию в гипотетическом японо-китайском конфликте за острова архипелага Сенкаку.
Однако важно учитывать, что Китай и США являются важнейшими торговыми, экономическими партнерами. Китай долгое время проводил политику, согласно которой Китай становился «мировой фабрикой». Но ситуация меняется. Китайская промышленность накопила достаточные производственные мощности и отошла от этого курса.
Новый курс Китая с 2013 года — превращение старой модели экономики в высокотехнологичную страну с передовой экономикой, поэтому влияние США на Китай уже не такое как раньше. Помимо этого Пекин отвечает на валютные интервенции доллара постоянной девальвацией юаня, что сильно бьет по доллару. Китай борется за мировую гегемонию, в то время как США пытаются отстаивать свое право менять свои бумажки — долговые обязательства — на труд миллионов людей. Если Китай разорвет экономические отношения со Штатами, то моментально возникнет альтернативная финансовая система с огромными людскими ресурсами и производственными мощностями без участия Запада, который потеряет свое влияние, рынки сбыта и источники сырья. США же просто не потянут противостояние с Россией и Китаем одновременно.
Россия и Китай
Китай на протяжении 15 лет заявляет о большой дружбе с Россией. И эта политика не меняется. Это стратегическое решение двух партнеров. При этом сотрудничество это торговое и экономическое, основанное на взаимном интересе. В военном плане Китай всегда предпочитает действовать в одиночку. Китай ведет со всеми странами политику экономического сближения и военного противостояния.
Позиция Китая для России выгодна — они оттягивают часть ресурсов и сил Америки на себя, а американцам все труднее уследить за всем миром. Китай также перетягивает на свою орбиту влияния часть стран Юго-Восточной Азии, которые также противостоят гегемонии Белого дома. Жесткая военная позиция китайцев также служить сигналом, что они не прочь согласится на уступки других стран, например, войти в Транстихоокеанское партнерство.
Россия — единственная страна в мире, которая поставляет Китаю самые современные военные технологии, особенно в части авиации и крылатых ракет. Наши страны подписали договор о дружбе, в котором учтена возможность консультацией в случае угрозы одной из стран. Такая динамичная и напористая политика Китая возникла в последние годы, когда китайцы увидели, что Россия, имея экономические проблемы, вполне успешно противостоит американским вызовам на Украине и в Сирии.
Многополярный мир
Ни для кого не секрет, что сейчас полным ходом идет перераспределение сил в мире. Западный мир как ядро мирового порядка теряет свое значение, растет значение периферии и региональных центров силы, независимых от Запада. США уже не могут доминировать во всем мире: конфронтация в одном регионе отнимает у них силы, необходимые для удержания своего влияния в другом регионе.
Китай в этом смысле очень мудро воспользовался конфронтацией России и Запада, однако он играет нам на руку. Это тактически полезный союз. Америка же переключилась на Украину, Сирию, Турцию, Прибалтику. США же могут вступать в войну только в условиях, если они ее выиграют, иначе их статус «сверхдержавы» рухнет как карточный домик. Так, американцы умерили свой пыл в Сирии после того, как туда пришла Россия.
После распада Советского Союза у США возникла иллюзия доминирования и превосходства в мире. И эти иллюзии очень опасны. Они могут привести к большой войне, хотя ресурсов для такой войны нет ни у одной страны. Пострадают все. Поэтому страны должны любыми способами доносить до Вашингтона, что есть регионы и места, где их никто не ждет и никто их туда не звал.
Полицентрическая модель мира предлагает не диктат гегемона, а сеть тактических союзов разных стран, основанных на общих интересах. Это более динамичная и подвижная модель, система баланса, которая никому не дает «контрольный пакет акций» в делах нашего мира. А это в свою очередь свяжет руки всем и позволит оберегать мир от разных угроз.
Иван Гог Источник: Слово и Дело.
Рейтинг публикации:
|