Ощущение
общественно-политического кризиса, которое усиливается с наплывом
беженцев, заставляет немцев вспоминать о временах строительства
социального государства (Wohlfahrtsstaat) под руководством СДПГ.
Несмотря на то, что та стройка не удалась, надежды на социально
ориентированную государственную политику по-прежнему связываются в
Германии в основном с социал-демократами. Только надежды со временем всё
больше слабеют.
По
численности своих рядов (513 тыс. членов на начало 2016 г.) СДПГ
сопоставима с правящим блоком ХДС/ХСС (524 тыс. членов в ХДС, 162 тыс. –
в ХСС).
Вместе
с тем эволюция немецких социал-демократов в последние десятилетия вела к
тому, что их программа построения социального государства превращалась в
оторванную от жизни теорию, а их практика приспосабливалась к условиям
неолиберальной экономики.
Самый
продолжительный и самый творческий период деятельности СДПГ у власти
пришелся на период 1966-1982 гг. Тогда было достигнуто многое.
Социал-демократы под руководством Вилли Брандта и Гельмута Шмидта умело
ограничивали интересы крупного капитала и создавали систему относительно
справедливого распределения национального продукта. Особой
популярностью пользовалась их «восточная политика» - сближение ФРГ с ГДР
и СССР. Однако долгосрочным планам международной корпоратократии и её
англо-американского ядра это не отвечало. И когда в середине 70-х годов в
ближайшем окружении канцлера В.Брандта был «обнаружен»
восточногерманский разведчик Гюнтер Гийом, эту историю превратили в
затяжной внутриполитический кризис, закончившийся распадом коалиции СДПГ
с СвДП и уходом социал-демократов в 1982 году в оппозицию.
Пришедший
к власти блок ХДС/ХСС в союзе с «перебежчицей» СвДП начал постепенно
разворачивать курс в сторону неолиберализма, используя при этом плоды
«восточной политики» вовсе не для того, для чего эта политика
задумывалась. Германию стали превращать в плацдарм продвижения
стратегических интересов США в Евразии.
16
лет, вплоть до выборов 1998 года, социал-демократы находилась в
оппозиции, а когда вернулись к власти, уже не нашли в себе прежних сил. В
октябре 1998 г. СДПГ под руководством Герхарда Шрёдера победила на
выборах совместно с «зелеными», выдвинув лозунги сокращения безработицы,
модернизации экономики, поддержки предпринимательства, повышения
налогообложения состоятельных слоев, борьбы с ростом социального
неравенства. Однако Г.Шрёдер, столкнувшись с сопротивлением верхушки
немецкого политического класса, не сумел провести эти лозунги в жизнь.
Партия начала сдавать свои позиции. На выборах 2002 года СДПГ едва
удержалась у власти, но справиться с социально-экономическими проблемами
социал-демократическому правительству не удалось, число безработных в
Германии сохранялось на уровне 5 млн. человек, или 12 % трудоспособного
населения.
Для
партии, одним из центральных программных положений которой было
построение социального государства, это означало раскол. Он и произошёл в
2004 году. СДПГ покинул председатель партии Оскар Лафонтен, занимавший в
правительстве Г.Шрёдера посты министров экономики и финансов. Его
примеру последовали многие другие. В 2007 году О. Лафонтен вместе с
бывшими коммунистами из ГДР создал партию «Левая».
Ещё
раньше, в мае 2005 г. после поражения на местных выборах в земле
Северный Рейн–Вестфалия, Шрёдер объявил о решении СДПГ провести
досрочные парламентские выборы за год до окончания срока его полномочий.
Выборы состоялись и дали вполне ожидаемый результат: СДПГ потеряла
преимущество, набрала равное с ХДС/ХСС количество голосов и была
вынуждена пойти на «большую коалицию» с христианскими демократами в роли
младшего партнера в правительстве Ангелы Меркель.
Дальше
все развивалось по законам политической логики. Пробыв четыре года в
тени ХДС/ХСС, социал-демократы с треском проиграли выборы 2009 года,
собрав всего 23% голосов, и теперь уже никому в новой коалиции были не
нужны. Этот провал вызвал перетряску в руководстве партии. Ее
председателем был избран бывший министр по защите окружающей среды
Зигмар Габриэль, никогда не располагавший влиянием, сопоставимым с
авторитетом исторических вождей социал-демократии.
По
итогам выборов 2013 года СДПГ снова не набрала достаточного количества
голосов, но на этот раз её в «большую коалицию» пустили, предоставив в
правительстве Меркель посты вице-канцлера (Габриэль) и министра
иностранных дел (Штайнмайер). К тому времени, однако, от прежней партии
бойцов мало что осталось.
Фактически
СДПГ завершила своё сползание от партии, провозгласившей на съезде в
Бад-Годесберге в 1959 году программу построения социального государства,
к положению младшего партнёра, обслуживающего интересы ХДС/ХСС. Между
тем социально-политическую обстановку в Германии благополучной сегодня
не назовёшь.
Основными проблемами, по которым население страны все меньше поддерживает «большую коалицию», являются:
- демонтаж социальных достижений, обеспеченных трудом послевоенных поколений немцев;
- рост социального неравенства, дестабилизирующего политическую систему;
-
тайное участие правительства в подготовке к подписанию
Трансатлантического соглашения о свободе торговли и инвестиций (TTIP),
которое резко ограничит права трудящихся и обеспечит приоритет
транснациональных корпораций над государством;
-
упрямство, с каким Ангела Меркель защищает политику практически
неограниченного допуска в Германию мигрантов из кризисных стран.
Казалось
бы, логика диктует СДПГ более самостоятельный курс в рамках «большой
коалиции» - ведь не за горами выборы 2017 года, и, если социал-демократы
не обретут своё лицо, их участь по приговору избирателей будет жалкой.
Близкие
социал-демократам по духу партии «Левая» и « Союз 90/ Зеленые»
наращивают количество сторонников и по всем прогнозам пройдут в
следующий состав бундестага с лучшими результатами, чем имеют сегодня.
Это могло бы открыть дорогу к созданию принципиально новой
правительственной коалиции. Тем более что есть вдохновляющие примеры:
СДПГ вместе с «Союзом 90 /Зелеными» и «Левой» входит на сегодняшний день
в коалиционные правительства в 6 из 16 федеральных земель Германии.
Запрос
на новую коалиционную политику формируется ещё и тем, что экономический
курс правительства Меркель продолжает вызывать в Германии критику.
Правительство поощряет так называемую частичную занятость, в результате
«частично занятые» получают минимальные пенсии и, достигнув пенсионного
возраста, опускаются ниже черты бедности. А от изменений в налоговом законодательстве выигрывают только богатые.
Большинство
исследователей приходит к выводу, что растущее социальное неравенство
стало одной из главных проблем, раскачивающих немецкое общество. Ученые
из Фонда Генриха Бёлля в своей работе «Социальное неравенство – сделано в
Германии» доказывают,
что рост неравенства ведёт к криминализации общественных отношений, к
распространению физических и психических заболеваний, понижению
гражданской ответственности. И наоборот, чем справедливее распределяется
общественный продукт, тем благополучнее положение дел в обществе, тем
выше уровень общественного здоровья. Надо сказать, что Швеция, Япония,
Норвегия давно опередили Германию в этом плане. Социальное неравенство, с
которым боролись отцы немецкой социал-демократии, стало в Германии
наших дней
правилом жизни, и СДПГ не обнаруживает желания серьёзно с этим
бороться. Лозунг последнего съезда социал-демократов в декабре 2015 г.
«За большее равноправие» остаётся сегодня пустой формулой.
И
точно так же декабрьский съезд СДПГ не сформулировал предложений по
разумному регулированию потоков беженцев, как этого требуют немецкие
общины, выразив поддержку Меркель в данном вопросе.
Противоречивую
позицию съезд занял и по вопросу о TTIP. С одной стороны,
социал-демократы поддерживают данное соглашение. С другой стороны, СДПГ
вроде бы требует сделать переговоры по TTIP прозрачными и выступает за
то, чтобы соглашение не затрагивало социальные и экологические
стандарты, культурные нормы, чтобы из договора была исключена система
арбитражного рассмотрения инвестиционных споров. Однако как провести в
жизнь эти требования, если они противоречат тому, ради чего США
инициировали принятие Трансатлантического соглашения о свободе торговли и
инвестиций?
За
двойственностью и противоречивостью позиции социал-демократов кроется
их отказ от фундаментальных принципов собственной политической традиции.
Декабрьский съезд СДПГ «не заметил» грозовых явлений на политическом
небосклоне Германии и подтвердил курс на сотрудничество с блоком ХДС/ХСС
на обозримое будущее. Социал-демократы окончательно отказались от игры в
«две с половиной партии», когда между гигантами ХДС/ХСС и СДПГ
маневрировал джокер в виде СвДП, и всё больше становятся тенью
христианских демократов.
В
СДПГ сегодня нет крупных мыслителей и организаторов, способных глубоко
понять исторические цели немецкой нации и разработать новую партийную
доктрину. Наиболее авторитетный руководитель, представитель «старой
социал-демократической гвардии» Оскар Лафонтен не случайно покинул эту
партию. Он увидел будущее в политических новичках.
«Политическая
брага» Германии бродит сегодня не там, где окопались традиционные
партии, в том числе и СДПГ. Интерес вызывают новые политические
организации, весьма разные по своей природе, но единые в отрицании
грядущей диктатуры транснациональных корпораций. Это Левая партия, это
«Альтернатива для Германии», это «Пираты» и уже опытные, но не
постаревшие «Союз90/Зеленые». Все они сегодня имеют шансы образовать в
2017 году сильную парламентскую оппозицию ХДС/ХСС. В состоянии ли,
однако, СДПГ заключить с ними союз? Не похоже. «Большая проблема состоит
в том, - говорит руководитель фракции «Левой» в бундестаге Сара Вагенкнехт, - что герр
Габриэль с некоторого времени опустошает программу СДПГ. Своим
отрицанием необходимых изменений в налогообложении и поддержкой TTIP он
предаёт социал-демократические ценности. Если СДПГ останется на той
линии, которую проводит сейчас, то ей место в лагере ХДС. Тогда она
может оставить мысли о выдвижении собственного кандидата на пост
канцлера».