16 января 2015 года глава МАГАТЭ Юкиа Амано представил доклад, в котором подтвердил выполнение Ираном всех взятых на себя обязательств по иранской ядерной сделке. Результатом доклада стала частичная отмена политических и экономических санкций, введенных международным сообществом против Ирана с 1979 года. Чем это «грозит» миру и России?
Суть перемен
Говоря о снятии санкций, нужно понимать, что с Ирана сняли не все санкции, а только те, о которых было заявлено в рамках ядерной сделки. Например, санкции на продажу оружия Ирану сохранили как Америка, так и Европейский Союз. В санкционном списке по-прежнему осталось 29 человек и 94 организации. Вдобавок в силе остались санкции, касающиеся ракетных и компьютерных технологий, металлов. Также международное сообщество будет продолжать инспектировать грузы, идущие в Иран и из Ирана.
При этом второй, свободной рукой, США ввели 17 января новые санкции против Тегерана за разработку ракетной программы, куда попали 11 компаний. МИД Ирана в ответ заявило, что у США, продающих на Ближнем Востоке оружия на миллиарды долларов, нет никакого права вводить санкции за разработку иранской ракетной программы. Кроме того, Израиль выступил самым большим сторонником санкций, так как Иран вполне угрожает возможностям Израиля в регионе.
Финансы и банковская система SWIFT
В первую очередь, Иран получает доступ к своим арестованным и замороженным счетам в иностранных банках. По оценке Всемирного банка эта сумма составляет около 107 миллиардов долларов, 29 из которых Иран получит немедленно.
Министерство финансов США сообщило, что разрешило третьим странам вести бизнес в Иране и сотрудничать с компаниями страны, но американские компании по-прежнему не могут вести совместную работу с Тегераном. Исключения коснулись только поставок в Иран деталей для гражданского авиастроения, с которым у них очень большие проблемы из-за отсутствия запчастей, и экспорта продовольствия.
В целом, Обама и не скрывает, что Америка сняла «второстепенные санкции» с Ирана, однако даже это в корне меняет всю геополитическую и экономическую ситуацию, как на Востоке, так и в Европе. Евросоюз также снял нефтяное эмбарго и готов проводить финансовые операции с Ираном. Для полноценного финансового и торгового взаимодействия иранские банки подключают в системе межбанковских сообщений SWIFT. В свое время российские власти, банки и инвесторы говорили, что отсутствие Ирана в SWIFT не позволяет им полноценно сотрудничать.
Нефтяной вопрос и ОПЕК
Отмена санкций в отношении Ирана сразу ударила по саудовской бирже Tadawul All Share Index и катарскому индексу QE Index, которые просели на 6,5% и 7,2% соответственно. Перемены коснулись и дубайского индекса, который опустился на 4,6%, и индекса Абу-Даби ADX General Index, который упал на 4,2%. Таким образом, все страны Персидского залива очень остро отреагировали на возвращение Ирана в глобальные финансовые и нефтяные процессы.
Министр нефтяной промышленности Ирана также заявил, что страна способна в течение года после снятия санкций выйти на прежний уровень добычи нефти, который составлял 3,4 млн. баррелей в сутки. Однако более реалистичная оценка — это полмиллиона тонн баррелей в день весь год. Сверх этого, по разным оценкам, в иранских нефтехранилищах находится около 40 млн. тонн баррелей.
В августе 2015 года Всемирный банк сообщил, что в ближайшие годы Тегерану потребуется около 130-140 млн. долларов инвестиций в нефтяную инфраструктуру и производство, чтобы выйти на прежний уровень добычи и сохранить его в будущем. Таким образом, без срочных и масштабных инвестиций иранская нефтедобыча будет переживать сложный технологический кризис, что скажется, как на качестве, так и количестве нефти.
После окончания масштабной санкционной войны Иран занимает совсем другое положение в ОПЕК. Если до этого момента Саудовская Аравия диктовала свои условия всему картелю и откровенно шла на постоянное снижение цены, то теперь у них есть мощнейший региональный и глобальный конкурент — Иран. Кроме того, для Ирана теперь также открыт и европейский рынок, где в основном циркулирует российская и саудовская нефть.
В этих условиях особенно сильный шок вызвали слухи о будущей приватизации крупнейшей государственной компании-экспортера нефти — саудовской Saudi Aramco. Эксперты полагают, что власти Саудовской Аравии могут пойти на такой беспрецедентный шаг, чтобы привлечь новые средства в свою «сдутую» экономику.
Иран и Россия. Конкуренция и сотрудничество
Что может значить отмена санкций для России?
Ситуация получилась довольно непростая. У Ирана и России сложились весьма разнообразные и энергоемкие отношения. Здесь есть место, как конкуренции, так и полноценному сотрудничеству.
В первую очередь, с приходом в Иран западных компаний российские нефтяные и газовые компании окажутся в острой конкурентной борьбе. Второй момент заключается в том, что выход иранской нефти ударит по ценам и составит конкуренцию России в Европе и Китае.
С другой стороны, «Ростех» поставляет оборудование для ТЭЦ Ирана почти на 5 миллиардов долларов, РЖД электрифицирует часть ж/д сообщения в Иране, а «Росатом» планирует строить еще несколько энергоблоков для АЭС «Бушер». КамАЗ также планирует развернуть свое производство в Иране. Кроме того, интерес к Ирану проявили такие компании, как ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром». Так, президент ЛУКОЙЛА Вагит Алекперов сказал, что компания готова продолжить разработку блока Анаран. Но низкие цены на нефть пока что тормозят эти процессы.
Итоги
Таким образом, снятие санкций с Ирана изменяет баланс сил в стенах ОПЕК, а Саудовская Аравия перестает диктовать мировые цены на нефть. Кроме того, успехи Ирана создают нерв напряженности в отношениях со всеми суннитскими странами Персидского залива и Израилем.
Выход иранской нефти на европейский рынок также спровоцирует острую конкурентную борьбу с российской и саудовской нефтью.
В свою очередь, Москва сможет принять участие в разработке нефтяных месторождений Ирана и осуществить технологическую модернизацию на его территории по ряду направлений, в том числе и в сфере мирного атома, что положительно скажется на российском бюджете, даже с учетом ценовой войны на углеводороды. Источник: Слово и Дело.
Рейтинг публикации:
|