По сообщениям информационного агентства Синьхуа 13 января правительство Китая опубликовало первый документ, посвященный политике в отношении арабских стран. На фоне публикации также стало известно о том, что в период с 19 по 23 января председатель КНР Си Цзиньпин посетит Иран, Египет и Саудовскую Аравию.
Таким образом, Китай перестал быть сторонним наблюдателем ближневосточных процессов и начал стратегическое наступление по ряду направлений и весомых причин.
Документ о политике в отношении арабских стран
Опубликованный МИДом Китая документ обрисовывает общую концепцию их дипломатии в отношении арабского Востока, состоит из пяти частей и 7600 иероглифов. В документе заявлено о концепции нового типа международных отношений, основанного на мирном диалоге и невмешательстве в дела других государств, за что Китай неоднократно подвергался критике Запада.
Однако это не совсем верно. В прошлом году китайская дипломатия сыграла важнейшую роль в разрешении ядерной проблемы Ирана и продвижении решения по сирийскому кризису. Глава Института исследований арабо-исламской культуры Пекинского университета У. Бинбинпояснил медлительность китайской дипломатии следующей причиной:
«Китаю необходимо «тщательное изучение и справедливая оценка» быстро меняющейся обстановки на Ближнем Востоке, чтобы выработать подходящую политику».
Документ также вырисовывает план взаимовыгодного сотрудничества с арабскими странами, связанный в первую очередь с экономическим сухопутным и морским поясом Шелкового пути.
Скорая дипломатия Китая. Предстоящие визиты
На фоне этой публикации МИД Китая также заявил о скорых визитах в Египет, Иран и Саудовскую Аравию председателя КНР Си Цзиньпина по приглашению лидеров этих стран.
На прошлом пекинском форуме Китай твердо отстаивал принципы дружбы и справедливости в отношении стран арабского региона, за что получил одобрение большинства ближневосточных лидеров.
Поэтому посещение впервые за пять лет Ирана и Саудовской Аравии в кризисный период их отношений на фоне сирийской войны сыграет важную роль в урегулировании конфликта.
«Шелковый ветер»
Масштабный инфраструктурный проект Китая под названием «Шелковый ветер» разработали в 2013 году с целью связать Китай и Казахстан через Каспий с Турцией, Грузией и странами Европейского Союза. Окончательный запуск проекта назначен на ноябрь 2016 года. Поэтому председатель КНР, помимо политических и дипломатических вопросов, будет решать экономические вопросы. Уже известно, что на переговоры приедет огромная китайская делегация, состоящая из более сотни крупнейших компаний. Они привезут пакеты экономических предложений, касающихся инфраструктурных проектов, энергетической безопасности, торговли и коммуникации.
Для реализации этих проектов Китай создал альтернативу Всемирному Банку и Международному Валютному Фонду — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Одним из инвесторов банка выступает и Россия с вкладом в 6,5 миллиардов долларов, поэтому голос России в решении инвестиционных вопросов будет весомым. Всего же в организации банка участвует 57 стран. Уставной капитал банка — 100 миллиардов долларов. Еще столько же китайцы ожидают ежегодно в виде инвестиций. В создании банка приняла участие и Саудовская Аравия.
«Этот банк — нечто принципиально новое! Инициатива исходит из Китая, от Азии в целом. И это ясно показывает, что сейчас действительно происходит ребалансировка мировой экономики», — уверен министр финансов Люксембурга Пьер Граменья.
Важно учитывать и то, что Китай является крупнейшей «фабрикой» мировой производства и второй по величине страной-потребителем углеводородов. Очевидно, что вопрос поставок нефти из Ирана и Саудовской Аравии займет важнейшее место в переговорах. Китай, в условиях, когда с Ирана сняли экономические санкции, постарается сыграть на противоречиях двух конкурирующих нефтеносных держав региона, что приведет к очередному падению цены на нефть. Однако транспортировка нефти требует решения таких важнейших проблем как угроза терроризма и поток беженцев, о чем тоже будет идти речь.
Посол Египта, в частности, рассчитывает на развитие своих морских путей доставки грузов и привлечение китайских туристов в Египет, особенно после того, как египетский туристический рынок потерял российских туристов.
В целом, китайские СМИ заявляют о стратегии китайского правительства, рассчитанной на десятилетия. В этих условиях Китай заинтересован в скорейшем возрождение национальных экономик региона и решении политических кризисов. При этом, вмешательство США в «урегулировании» ближневосточных конфликтов Китай оценивает исключительно негативно.
ИГ в Китае. Сирийский кризис и уйгуры
В отношении сирийского конфликта Китай выступает за мирное политическое решение проблемы. 25 января в Женеве состоятся переговоры всех сторон конфликта по поводу Сирии, и визит Китая в такие страны как Иран и Саудовская Аравия может сыграть важную и конструктивную роль.
Разные эксперты и военные круги США полагают, что Китай присоединится к России в сирийском конфликте, но официальный представитель МИД Китая Хун Лэй отказался дать комментарии по этому вопросу. Опасения Китая вызывает рост числа их сограждан в рядах «Исламского Государства», в частности уйгурских мятежников.
Кроме того, власти отметили, что из Китая поступают значительные средства на поддержку терроризма на Востоке, а в июле прошлого года ИГ опубликовало ролик с призывом к китайским уйгурам, которые исповедуют ислам суннитского толка. Общее число уйгуров оценивают от 8,3 до 11 миллионов человек. Уйгуры стремятся создать на территории китайских провинций историческое государство Восточный Туркестан. В целом, считается, что около 300 мятежников оказалось в Сирии.
Партийное руководство полагает, что радикальные идеи проникают в их страну через Афганистан, Пакистан и Саудовскую Аравию, что явным образом может проскользнуть в переговорах китайского правительства с домом эль-Саудов.
Эксперты также полагают, что Китай будет стратегическим военным партнером России, Сирии, Ирана и Ирака, но преследовать будет свои цели, что не помешает создать коалицию против Запада. В любом случае она из важнейших целей Китая — проверить боеспособность армии и вооружения, которое на 90% состоит из китайских «клонов» западного образцов.
Выводы
В конечном счете, действия Китая, которые мы наблюдаем в последние месяцы, говорят о том, что Китай претендует на заметное место в глобальной политике и экономике, а также на лидерство в экономической и немного меньше в политической плоскости на Ближнем Востоке, Азии и Европе. Создание собственного инвестиционного банка с участием многих стран постепенно разрушает монополию Запада, а Пекин становится истинным гарантом безопасности для стран Ближнего Востока вместе с Россией. Источник: Слово и Дело.
Рейтинг публикации:
|