Вслед за Турцией атакам
террористов подверглась далекая Индонезия. Утром 14 января 2016 года
серия взрывов произошла в индонезийской столице Джакарте. По
первоначальным данным, озвученным представителями индонезийских властей,
жертвами террористической атаки стали, как минимум, семь человек. Как
сообщили некоторые СМИ, среди погибших – сотрудник Организации
Объединенных Наций. Позже представитель полиции известил общественность и
журналистов, что из семи погибших жертвами теракта является лишь три
человека, остальные четверо – это террористы. Среди погибших - граждане
Индонезии и Канады. Ранения получили еще 20 человек, среди которых -
граждане Австрии, Нидерландов, Германии и Алжира.
Террористы устроили ад в центре столицы
Между
тем, Al Jazeera сообщает о 17 погибших в результате теракта в Джакарте.
Среди них – пять гражданских лиц, семеро сотрудников силовых структур
страны и террористы. Взрывы произошли не в результате закладывания
взрывных устройств, а вследствие настоящей атаки, предпринятой группой
неизвестных боевиков. Примерно 10-15 террористов атаковали прохожих
возле торгового центра, кафе Starbucks, гостиниц и офисных зданий.
Информационные агентства сообщают, что шесть взрывов прогремели в 50
метрах друг от друга в центре Джакарты. Как сообщил министр-координатор
по вопросам политики, юстиции и безопасности Индонезии Лухут Панджаитан,
смертники подорвали себя в одной из кофеен в центре индонезийской
столицы. Позже выяснилось, что хронология террористического акта
выглядела примерно так. Около 11.00 утра в кафе Starbucks прогремел
первый взрыв – его устроил террорист-смертник. Рядом с кафе, на
парковке, неизвестные открыли огонь по иностранным гражданам. Погиб
гражданин Алжира, ранения получил гражданин Нидерландов. Полицейские
окружили стрелявших в них террористов, однако последним удалось взорвать
самодельную бомбу. Спустя несколько минут к полицейскому посту
подъехали мужчины на мотоциклах, которые бросили в него гранаты. Затем
мотоциклисты стали стрелять по прохожим. Огонь по толпе зевак открыл и
молодой человек с пистолетом. Его вскоре застрелили полицейские.
Оставшиеся в живых террористы забрались на крышу джакартского театра,
откуда открыли огонь по полицейским, пытающимся подобраться ближе к
зданию. Два взрыва прогремели у посольств Турции и Пакистана. Тем
временем, в центр индонезийской столицы стали прибывать подкрепления –
армейские и полицейские спецподразделения. Началась операция против
засевших на крыше театра террористов, которая продолжалась несколько
часов. В операции приняли участие спецназовцы, армейские бронемашины и
даже вертолеты.
Президент страны Джоко Видодо, находившийся в
служебной командировке, срочно вылетел в столицу страны. Районы, где
произошли террористические атаки, оцепили бойцы спецподразделений.
Руководство страны сразу же квалифицировало произошедшую трагедию как
террористический акт. Президент Индонезии Джоко Видодо в опубликованном
обращении призвал народ страны не бояться террористов. Пока точно
неизвестно, кто может стоять за терактом в индонезийской столице. Однако
уже появляются первые версии и предположения. Разумеется, наиболее
вероятным организатором теракта называют запрещенную в России
международную террористическую организацию «Исламское государство».
Именно ее боевики, как считают многие эксперты и журналисты, могли бы
совершить подобный безмотивный акт террора в центре индонезийской
столицы. Несмотря на то, что долгое время Юго-Восточная Азия не входила в
число приоритетных регионов деятельности «Исламского государства»,
сторонники этой организации присутствовали и в Индонезии, и в Малайзии.
На сайте «Военное обозрение» мы уже затрагивали тему распространения
религиозного фундаментализма и экстремизма в странах Малайского
архипелага. Сегодня, в свете произошедших в Джакарте трагических
событий, придется вновь вернуться к этой теме.
Активизация террористов в Индонезии
В
последнее десятилетие религиозно-экстремистские организации стали
проявлять повышенную активность в Юго-Восточной Азии, где прежде
«политический ислам» никогда не отличался свойственными Ближнему и
Среднему Востоку и Северной Африке радикальными тенденциями. Конечно, и в
1970-е – 1990-е гг. в Юго-Восточной Азии действовал целый ряд
радикальных группировок, поднявших религиозные лозунги и ведших
вооруженную борьбу против правительств своих стран. Однако в их случае
религиозные лозунги становились подтверждением требований
национально-освободительного характера. Религиозная идентичность
позволяла укрепить идентичность этническую. Так обстояло дело в
Таиланде, где в южных провинциях, населенных малайцами-мусульманами,
началась партизанская война против центрального правительства под
религиозными лозунгами. Так было дело и на Филиппинах, где моро –
исповедующие ислам национальные меньшинства острова Минданао также
развернули вооруженную борьбу против правительства страны. В самой
Индонезии, тем не менее, правительство сталкивалось с вооруженным
сопротивлением радикальных группировок лишь на северо-западе Суматры – в
исторической области Ачех, население которой традиционно отличалось
повышенной религиозностью в силу более развитых контактов с Арабским
Востоком. Эта ситуация оказала существенное влияние на общее отношение
индонезийских властей к религиозному экстремизму. Долгое время
религиозные фундаменталисты не рассматривались в качестве врагов
существующей индонезийской государственности (вне пределов Ачеха, что на
северо-западе острова Суматра – в Ачехе вооруженная борьба местных
сепаратистов под религиозными лозунгами побуждала власти относиться к
проблеме радикализации ислама серьезнее, чем в других регионах страны).
Ситуация изменилась, когда в стране один за одним стали происходить
террористические акты. Первоначально объектами нападений радикалов стали
представители других конфессий и иностранные туристы. Так, 12 октября
2002 года в городе-курорте Куте на острове Бали произошел колоссальный
по числу жертв теракт. В результате взрывов трех бомб погибло 202
человека, 209 человек получили ранения. Среди убитых были 164 гражданина
иностранных государств. Ответственность за теракт возложили на боевиков
действующего в Юго-Восточной Азии движения «Джемаа Исламия».
Еще
один крупный теракт произошел в августе 2003 года, когда
террорист-смертник взорвался на груженом взрывчаткой, бензином и
гвоздями грузовике. Теракт произошел у ресторана на территории
гостиничного комплекса Marriott. Погибло 12 человек, еще 150 человек
получили различные ранения. 9 сентября 2004 года взрыв прогремел у
въезда в посольство Австралии в Индонезии, расположенное в столице
страны Джакарте. Погибло 11 человек, включая четырех полицейских и
охранника здания. В 2005 г. новый громкий теракт произошел в
«туристической жемчужине» Индонезии – на острове Бали. Здесь 1 октября
2005 года произошло несколько взрывов. Один из них прозвучал в ресторане
на курорте Джимбаран, прямо на берегу Индийского океана, второй – там
же, но через несколько минут. Еще два взрыва прогремели на центральной
площади курортного городка Кута. В результате взрывов погибли 25
человек, свыше 100 человек получили ранения различной степени тяжести.
17 июля 2009 года два взрыва прогремели у джакартских престижных отелей
Ritz‑Carlton и Marriott. Их жертвами стали 9 человек, еще 50 человек
получили ранения различной степени тяжести. Среди пострадавших – 13
иностранных граждан. В 2015 году имел место взрыв на рынке Табах-Абанг,
что в центре Джакарты. Он прозвучал 8 апреля 2015 года и привел к
ранениям лишь четырех человек, то есть, не шел ни в какое сравнение с
масштабными терактами прошлых лет. Помимо взрывов, к террористическим
актам последних лет можно отнести также неоднократные случаи поджогов
христианских церквей, нападений на места сбора христиан и верующих
других конфессий. Радикальные фундаменталисты хотят видеть Индонезию
исключительно моноконфессиональной страной, поэтому предпринимают акты
агрессии в отношении христианского, буддийского и индуистского
меньшинств.
Помимо террористических атак, радикальные
организации Индонезии заявляли о себе и целым рядом менее опасных, но
также экстремистских действий. К примеру, в декабре 2014 г. на
Центральной Яве боевики религиозно-фундаменталистских организаций
разгромили три магазина, продававших в канун католического Рождества
рождественскую символику. Дело в том, что в современной Индонезии давно
вошло в моду отмечание Рождества и использование рождественской
символики. Религиозные радикалы считают это свидетельством утверждения
западного влияния и отхода населения страны от традиций ислама. Поэтому
радикальные организации ведут активную борьбу с любым проникновением
культурного влияния Запада, в первую очередь – с модой на рождественскую
символику. Массовыми акциями протеста встретили радикально настроенные
индонезийцы и информацию о том, что в стране может быть проведен конкурс
на звание «Мисс-Мира».
Активизация террористов в Индонезии
заставила власти страны обратить более пристальное внимание на
деятельность радикальных религиозных организаций. Если прежде отношение к
ним было весьма снисходительное, то теперь они попали под подозрение.
Наибольшим поводом для беспокойства стал начавшийся выезд из Индонезии
сотен добровольцев для участия в боевых действиях в Ираке и Сирии – на
стороне «Исламского государства». В индонезийских городах появились
эмиссары ИГ, стали проводиться митинги фундаменталистов в поддержку
действий ИГ на Ближнем Востоке. После этого предыдущим президентом
Индонезии генералом Сусило Юдойоно было принято решение о запрете
деятельности организации «Исламское государство» на территории
Индонезии. В стране начались полицейские преследования религиозных
проповедников и активистов религиозных организаций, которые
подозревались в связях с ИГ и в организации поездок индонезийских
добровольцев в Сирию и Ирак. Сразу же после взрывов в Джакарте
индонезийская полиция сообщила, что ИГ в последнее время делала
непосредственные угрозы террористических актов в стране. Начальник
полиции Джакарты Тито Карнавиван заявил, что ИГ незадолго до
произошедшего присылало сообщения о готовящихся «концертах в Джакарте».
По словам шефа полиции, непосредственным организатором теракта,
предположительно, является гражданин Индонезии Бахрум Наим, который в
настоящее время находится на территории Сирии и воюет в составе
формирований ИГ. Целью боевиков, устроивших вылазку в Джакарте, были
иностранные граждане и сотрудники местных силовых структур. Позже
«Исламское государство» официально взяло ответственность за
террористический акт в Джакарте. Об этом сообщили ведущие мировые
средства массовой информации.
Пока будут бедные, будет и экстремизм
Индонезия
– крупнейшая мусульманская страна мира. Население Индонезии составляет,
по оценкам 2014 года, 253 609 643 человек. Это четвертая в мире по
численности населения страна – она уступает лишь Китаю, Индии и
Соединенным Штатам Америки. Понятно, что страна с огромным населением,
подавляющее большинство которого исповедует ислам, обладающая
колоссальным экономическим потенциалом и фактически являющаяся
региональной державой, не может не привлекать внимание религиозных
фундаменталистов, в том числе и представителей запрещенной в России
организации «Исламское государство». ИГ крайне заинтересована в
расширении своей деятельности и влияния в Юго-Восточной Азии, в первую
очередь в Индонезии. Известно, что большинство населения страны живет в
бедности, в стране безработица и экономика не в состоянии обеспечить
потребности растущего населения. Как отмечает индонезийский политолог
Ювоно Сударсоно, «пока в стране есть 9,8 миллионов безработных и 36
миллионов человек живут ниже уровня бедности, всегда будут существовать
озлобленные молодые индонезийцы, приверженные исламскому радикализму.
Именно на социально-экономическом уровне цикл должен быть разорван»
(Цит. по: Другов А.Ю. Религия и власть в современной Индонезии //
Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. № 13, 2009).
Социальное недовольство населения постепенно начинает выплескиваться в
форме религиозного экстремизма. Естественно, что для ИГ Индонезия
представляет собой очень перспективную страну в плане вербовки боевиков.
Ведь людские ресурсы Индонезии практически неисчерпаемы по меркам этой
организации. С другой стороны, Индонезия, в отличие от стран Ближнего и
Среднего Востока, в еще большей степени подвержена процессам
вестернизации. Сюда гораздо заметнее проникают веяния западной культуры,
что очень не нравится местным консервативным кругам – сторонникам
традиционного образа жизни. Это также является дополнительным фактором
популяризации радикальных идей среди части индонезийцев, в особенности –
представителей молодого поколения. Далеко не все молодые индонезийцы
довольны тем, как в стране распространяются характерные для Запада
модели поведения, меняется внешний вид юношей и девушек, появляются
культурные меньшинства, претендующие на равноправие. Многие проявления
«культурной модернизации» современной Индонезии радикалы объясняют
разлагающим влиянием западной культуры и видят единственной возможностью
его минимизации установление теократического государства – «халифата».
Отметим,
что в конце декабря 2015 г. индонезийская полиция арестовала шестерых
местных жителей, которых заподозрили в связях с запрещенным ИГ. Житель
провинции Западная Ява Абу Карим был арестован по обвинению в подготовке
террористических актов, что подтвердило изъятие у него схем
изготовления взрывных устройств. Позже было задержано еще несколько
человек, также обвиненных в подготовке терактов на островах Ява и
Суматра. Индонезийское разведывательное агентство установило, что свыше
100 граждан Индонезии, принимавших участие в боевых действиях в Сирии и
Ираке на стороне «Исламского государства», в последние месяцы вернулись в
страну. С их активизацией в Индонезии и были связаны проводившиеся
полицейские операции по задержаниям предполагаемых террористов. Однако,
несмотря на проведенные задержания, террористические акты в Джакарте все
же произошли. Неизвестно, сколько еще экстремистов, готовых к
совершению атак на территории Индонезии, находятся в стране. Между тем,
есть все основания считать, что почву для активизации фундаменталистских
организаций в стране подготовили сами индонезийские власти. Джакарта
осудила политику сирийского президента Башара Асада. Не далее, как в
октябре 2015 года индонезийские власти позволили радикалам провести
митинг у российского посольства в Джакарте. Собравшиеся сотни
демонстрантов протестовали против начала военно-воздушной операции
России в Сирии, скандировали антироссийские лозунги и публично сожгли
российский государственный флаг. Конечно, власти Индонезии еще в 2014
году официально осудили деятельность организации «Исламское государство»
на Ближнем Востоке, но, в то же время, не спешили принимать решительные
меры против распространения радикальных идей на своей территории.
Религиозные радикалы набирают силу
В
первые десятилетия индонезийской независимости, когда страной управлял
левый националист Ахмед рно, исламские фундаменталисты оказались
загнанными в подполье. рно заигрывал с коммунистами, поэтому
стремился ограничить влияние религиозных и праворадикальных сил на
индонезийскую политику. К тому же, деятельность религиозных
фундаменталистов, по мнению рно, препятствовала реализации
разработанной им концепции «панча сила» - пяти столпов независимой
индонезийской государственности, к которым рно относил веру в
единого Бога, справедливую и цивилизованную гуманность, единство страны,
демократию, социальную справедливость для индонезийского народа.
Концепция «панча сила» предусматривала и мирное сосуществование ислама,
буддизма, индуизма, христианства на индонезийской земле. Естественно,
что религиозные фундаменталисты, стремившиеся видеть Индонезию
мусульманским государством, не соглашались с этой точкой зрения и
рно постарался минимизировать их влияние на политическую жизнь
страны.
Индонезийские исламские деятели обвиняли светских
националистов, возглавивших страну после достижения независимости, в
предательстве идеалов национально-освободительного движения. Так, Хасан
Мухаммад Тиро утверждал, что индонезийские светские националисты
внедряют в стране вредный для ее культуры европейский опыт политической
модернизации, насаждают капиталистические отношения. Другой теоретик,
Иса Аншари, утверждал, что европейское влияние развращает индонезийскую
нацию и лишь создание исламского государства способно предотвратить
пагубные процессы. Вторым, помимо светских националистов, политическим
противником в тот период религиозные фундаменталисты считали
Коммунистическую партию Индонезии и другие левые и леворадикальные
группы. При этом они подчеркивали, что в исламе и так большую роль
играет социальная составляющая, поэтому для достижения подлинной
социальной справедливости совершенно необязательно прибегать к чуждым
идеологическим доктринам европейского происхождения. Этот нюанс крайне
важен и для понимания природы современного индонезийского религиозного
фундаментализма. Ведь религиозные фундаменталисты апеллируют к беднейшим
слоям индонезийского общества, недовольным политикой властей и, с
другой стороны, в наибольшей степени находящимся под влиянием
традиционных религиозных ценностей. Для социальных низов современной
Индонезии стремление к созданию исламского государства становится
заветной целью, альтернативной капиталистическому пути развития страны.
Фактически религиозные фундаменталисты в настоящее время заняли ту
социально-политическую нишу, которую в середине ХХ века им приходилось
делить с коммунистическим движением. В современной Индонезии коммунисты
более не имеют того влияния, что в 1950-х – первой половине 1960-х гг.
Поэтому социальная проблематика активно эксплуатируется именно
религиозными фундаменталистами, получающими симпатии обездоленных слоев
индонезийского общества.
Общественно-политическое влияние
индонезийских религиозных фундаменталистов начало расти после
отстранения Ахмеда рно от власти. Именно на поддержку религиозных
фундаменталистов оперлись представители высшего военного руководства
страны, сотрудничавшие с США и стремившиеся свергнуть рно. К власти в
стране пришел генерал-майор Сухарто, который активно эксплуатировал
антикоммунистические идеи и лозунги. При нем правые силы стали
рассматриваться в качестве противовеса коммунистам, к которым, наоборот,
отношение кардинально изменилось. Напомним, что до прихода к власти в
1965 г. генерала Сухарто, в Индонезии действовала наиболее
многочисленная в Юго-Восточной Азии коммунистическая партия. Сухарто
фактически вырезал индонезийских коммунистов – не столько с помощью
армии и полиции, сколько руками боевиков праворадикальных и
религиозно-фундаменталистских группировок. Но, в то же время,
установление военного режима в Индонезии не привело к реализации целей
религиозных фундаменталистов. Правые военные, хотя и использовали
потенциал влияния религиозных лидеров на народные массы в целях
противостояния левым националистам и коммунистам, тем не менее, не
собирались делить с религиозными фундаменталистами власть. Хотя власть,
по сравнению с годами правления рно, несравненно улучшила отношение к
религиозным организациям, все же она постаралась оставить в их
компетенции исключительно вопросы религии. Но самих религиозных
фундаменталистов этот подход, безусловно, не устраивал. Именно в годы
правления Сухарто началось формирование тех радикальных
фундаменталистских организаций, которые в конце ХХ – начале XXI вв.
активно заявили о себе на индонезийской политической сцене. И именно в
этот период активизировались столкновения на межконфессиональной почве,
происходящие в тех районах Индонезии, где проживают значительные группы
не только мусульманского, но и христианского (Моллукские острова),
буддийского и индуистского (Бали) населения. Обострение
межконфессиональных отношений также внесло весомую лепту в радикализацию
религиозно-фундаменталистских кругов Индонезии. Власти страны, в то же
время, не сильно стремились ограничить деятельность
религиозно-фундаменталистских организаций, особенно если последние не
демонстрировали антиправительственных настроений, а ограничивались
нападками на иноконфессиональные группы населения, коммунистов и
сторонников вестернизации. Многие годы радикальным организациям
позволялось действовать на территории Индонезии – они имели здесь свои
представительства, вербовали активистов. В то же время, индонезийское
руководство рассчитывало, что опасных масштабов деятельность религиозных
фундаменталистов на территории страны не достигнет. Индонезийский ислам
всегда отличался умеренностью, лояльностью властям. Те же радикальные
группы, которые «перегибали палку» и начинали вести подрывную
деятельность против индонезийского правительства, выдавливались за
пределы страны.
Начиная с 2000-х гг. влияние религиозных
фундаменталистов в стране стремительно растет. Это проявляется и на
бытовом уровне. Так, в городе Тангеранг, что близь Джакарты, женщинам
запретили выходить в позднее время без сопровождающего мужчины. В
суматранском городе Паданг мэр города потребовал, чтобы все девочки,
причем вне зависимости от вероисповедания, посещали школу в хиджабе.
Лишь после нарастания протестов со стороны общественности, глава
городской администрации был вынужден отказаться от этого решения. В 2002
г. в провинции Западная Ява местное управление образования разослало по
школам бланки анкет. В них предлагалось ответить по каждому ребенку на
вопрос, не является ли он незаконнорожденным «дитем порока». Но если
перечисленные случаи все же носили частный характер и, скорее всего,
были связаны с деятельностью отдельных чиновников или групп чиновников,
сочувствующих радикальным фундаменталистам, то в провинции Ачех на
севере Суматры законы шариата были введены в полном объеме. Лишь после
того, как шариат стал определять повседневную жизнь провинции Ачех,
ведшее вооруженную борьбу против индонезийского правительства Движение
за Свободный Ачех прекратило сопротивление и заключило мир с
правительственными силами. С 2005 г. в Ачехе принято шариатское
законодательство, пусть и в несколько более мягкой форме, чем в
Саудовской Аравии. Тем не менее, в провинции активно применяются
телесные наказания по отношению к нарушителям моральных норм и запретов.
Так, публичная порка может ожидать женщин, остающихся наедине с
посторонними мужчинами, или мужчин и женщин, играющих в азартные игры,
употребляющих алкогольные напитки. Подобные наказания регулярно
транслируются по провинциальному телевидению. Но и эти достижения
радикальные круги индонезийских фундаменталистов считают слишком малыми.
В Западной Суматре, Западной и Центральной Яве радикалы требуют
введения шариатского законодательства по образцу штата Ачех.
До
недавнего времени наиболее активными религиозно-фундаменталистскими
организациями Индонезии оставались Индонезийская партия освобождения
Хизб-ут-Тахрир (ХТИ) и «Джемаа Исламия» («Исламское общество»).
«Хизб-ут-Тахрир» носит характер более интеллектуальной организации и
ориентируется на пропаганду среди студентов высших учебных заведений
Индонезии. Целью данной организации является борьба за воссоздание
халифата. Индонезийское правительство не препятствует проведению
массовых мероприятий и собраний данной организации, но стремится
сдерживать ее контакты с зарубежными фондами и организациями. Вторая
организация, «Джемаа Исламия», имеет более напряженную историю
взаимоотношений с индонезийскими властями. Ее основали имам Абдулла
Сунгкар и имам Абу Бакар Башир. В отличие от ХТИ, «Джемаа Исламия»
достаточно быстро перешла к насильственным действиям против иноверных
меньшинств страны. В 1984 г. активисты организации устроили массовые
беспорядки, сопровождавшиеся столкновениями с полицией. После этого
терпение индонезийских властей лопнуло и имамам Сунгкару и Баширу
пришлось покинуть страну. Они нашли убежище в соседней Малайзии, где
продолжили деятельность по консолидации своей организации и формированию
ее вооруженного крыла. Неоднократно указывалось, что боевики «Джемаа
Исламия» воевали в Афганистане против Советского Союза, принимали
участие в организации террористических актов на острове Бали в 2002 и
2005 годах. «Джемаа Исламия» выступает за создание «Исламского
государства Нусантара», которое, по мнению теоретиков организации,
должно охватывать территории современных Индонезии, Малайзии, Брунея,
Сингапура, а также населенных мусульманами провинций Таиланда, Мьянмы и
Филиппин. В последние годы на смену ХТИ и «Джемаа Исламия» в Индонезии
постепенно приходит куда более радикальное ИГ. Проводниками его влияния в
Индонезии стали граждане страны, получавшие образование в религиозных и
светских учебных заведениях в странах Арабского Востока и в Турции. Это
представители образованных слоев индонезийского общества, которые
придерживаются религиозно-фундаменталистских убеждений и тесно связаны с
международными религиозно-фундаменталистскими организациями.
Разумеется, что некоторые из индонезийцев, обучающихся за рубежом, во
время учебы знакомились с представителями ИГ и превращались в
сторонников этой организации. Возвращаясь на родину, они консолидировали
вокруг себя менее образованную, но социально обездоленную и обиженную
на политику правительства молодежь, в первую очередь – городских
безработных. Именно последние представляют собой основной контингент, из
которого вербуют добровольцев для участия в боевых действиях на Ближнем
Востоке или совершения террористических актов на территории самой
Индонезии. По данным индонезийских спецслужб, не менее 500 граждан
Индонезии воюют на территории Сирии и Ирака, однако в действительности
эта цифра может быть значительно выше. К тому же, происходит постоянный
процесс возвращения повоевавших бойцов на родину и отправки новых
добровольцев в Ирак и Сирию. Там индонезийские радикалы набираются
боевого опыта, проходят соответствующую идеологическую обработку и
возвращаются уже готовыми для того, чтобы продолжать вооруженную борьбу
на территории родной Индонезии.
ИГ в Индонезии
После
того, как 29 июня 2014 г. в Сирии и Ираке сторонниками ИГ был
провозглашен «халифат», последовал целый ряд заявлений о его поддержке
со стороны индонезийских религиозно-фундаменталистских организаций и
отдельных религиозных деятелей. 30 июня присягу на верность ИГ принес
шейх Абу Вардах Сантосо, являющийся командиром радикальной группы
«Муджахеддины Индонезии», отколовшейся в свое время от «Джемаа Исламия» и
ведущей вооруженную борьбу в джунглях Индонезии (впрочем, реальных
успехов «лесные джихадисты» Абу Вардаха Сантосо не достигли – в отличие
от филиппинской группировки аналогичного толка «Абу Сайяф» они не смогли
проводить серьезные акции против силовиков). Затем 5 июля последовала
присяга прихожан мечети города Бима на острове Сумбава, 6 июля –
студентов университета из города Чипутат на Яве, 16 июля – прихожан
мечети города Суракарта на острове Ява и т.д. В середине июля 2014 г. на
верность ИГ присягнул и основатель «Джемаа Исламия», духовный лидер
этой организации имам Абу Бакар Башир.
После
этого у ИГ в Индонезии появился мощнейший ресурс – организация «Джемаа
Исламия», имеющая давнюю историю и разветвленную сеть в странах
Юго-Восточной Азии. Этот фактор также не следует сбрасывать со счетов.
22 июля 2014 г. был опубликован видеоролик, в котором Абу Мухаммад
аль-Индонези – лидер индонезийских добровольцев на Ближнем Востоке –
призывал своих соотечественников встать под знамена ИГ. В ответ, осознав
опасность сложившейся ситуации, индонезийское руководство перешло к
активным действиям. Уже 4 августа 2014 г. правительство Индонезии
официально заявило о запрете организации «Исламское государство» и ее
идеологии на территории страны. После этого начались массовые
полицейские облавы в отношении предполагаемых активистов и сочувствующих
ИГ. В провинциях Восточная Ява и Молукки были задержаны боевики, а 15
августа спецназ уничтожил группу радикалов в городе Баньюмас (провинция
Центральная Ява), убив одного и задержав пятерых ее членов. Тогда же, в
августе 2014 г, стало известно об угрозах индонезийских сторонников ИГ
разрушить знаменитый храмовый комплекс Боробудур на острове Ява,
построенный еще в доисламскую эпоху и считающийся крупнейшим памятником
индонезийской буддийской культуры. Очевидно, что так индонезийские
радикалы пугали мировую общественность, еще не пришедшую в себя после
разрушения афганскими талибами знаменитого буддийского комплекса Бамиан.
И немного – о внешних факторах
Таким
образом, версия о причастности к террористической атаке в Джакарте
представителей радикальных организаций религиозного толка, в первую
очередь – местных ячеек ИГ, представляется наиболее обоснованной. Ее
придерживаются и сами индонезийские власти. Тем более, что уже имеется и
пришедшее в СМИ сообщение якобы от ИГ о том, что организация берет на
себя ответственность за атаки в Джакарте. Но, между тем, не следует
забывать и об еще одной версии. Ее, по вполне понятным причинам, не
будут озвучивать ни индонезийские власти, ни большинство мировых средств
массовой информации. Речь идет о провокациях заинтересованных в
определенных изменениях политического курса страны внешних сил.
Некоторые СМИ обращают внимание на предшествовавшие взрывам и стрельбе в
Джакарте события. Так, в начале октября 2015 года было подписано
соглашение по созданию Транстихоокеанского партнерства. Этот проект
назвали важным ударом США по позициям Китая в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства подписали
Соединенные Штаты Америки, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней,
Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили, Перу. В качестве
перспективного участника ТТП рассматривалась и Индонезия – четвертая по
численности населения страна в мире и крупнейшая после Китая страна в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, экономика Индонезии занимает третье
место после китайской и японской в Восточной и Юго-Восточной Азии. Уже
27 октября появилась информация о том, что Индонезия в ближайшее время
присоединится к Транстихоокеанскому партнерству. Но в середине ноября
2015 г. индонезийское руководство вдруг передумало. Была озвучена
позиция, что для индонезийского государства больший интерес представляет
АСЕАН, в котором важную роль играют Китай и Россия. От идеи
присоединения к Транстихоокеанскому партнерству Индонезия отказалась.
Кто знает, не является ли террористическая атака в Джакарте своеобразным
«намеком» индонезийскому руководству на желательность сотрудничества с
«главным борцом с терроризмом» на планете?
Перед индонезийским
руководством в свете последних событий встали непростые задачи.
Индонезия пытается сохранять нейтралитет в сложной политической игре на
Востоке. Так, именно Индонезия заявила о желании выступить в качестве
посредника в налаживании отношений между Ираном и Саудовской Аравией
(окончательно испортившихся после демонстративной казни в Саудовской
Аравии шиитского духовного лидера). Во-вторых, Индонезия в
Азиатско-Тихоокеанском регионе уже не спешит открыто принимать сторону
США и включаться в Транстихоокеанское партнерство, подчиняя свою
экономику интересам американских и транснациональных корпораций. Все
сложнее становится для Индонезии, как мы видим, и поддержание
общественного порядка и безопасности внутри страны. Долгое время страна
официально придерживалась концепции «панча силы», позволяющей
более-менее мирно сосуществовать мусульманам и представителям
католического, протестантского, буддийского и индуистского меньшинств.
Активизация религиозных фундаменталистов, особенно столь непримиримых,
как ИГ, может привести к существенной дестабилизации ситуации в стране.
Между тем, эскалация насилия и межконфессиональных конфликтов неизбежно
скажется на экономике Индонезии. Известно, что страна является одной из
наиболее привлекательных для иностранных туристов. Туристическую славу
Индонезии создает остров Бали – «жемчужина» страны, уникальная еще и
тем, что на Бали исповедуют не ислам, а местную «балийскую религию»,
сочетающую элементы индуизма, буддизма и традиционных балийских
верований. Естественно, что последователи этой религии всегда
подвергались нападкам со стороны религиозных фундаменталистов, которые
воспринимают Бали «островом разврата» по сравнению с куда более
консервативными и менее связанными с Западом другими регионами
Индонезии. Террористические акты могут привести к постепенному снижению
количества иностранных туристов, посещающих страну.