За
последний месяц мир вторично всколыхнули новости из Северной Кореи.
Однако если заявление, сделанное Ким Чен Ыном 10 декабря минувшего года,
о наличии у КНДР собственной водородной бомбы было воспринято с
определенной долей скепсиса как пропагандистское, то испытание взрывного
устройства огромной мощности, о котором Пхеньян сообщил 6 января, уже
не выглядит пропагандой (хотя не будем торопиться говорить о
термоядерной бомбе, учитывая недостаточную магнитуду вызванного взрывом
землетрясения).
По
сообщению пресс-секретаря президента России, в Кремле крайне
обеспокоены появившейся информацией о том, что КНДР провела испытания
водородной бомбы. «Президент Владимир Путин поручил тщательно изучить
показания всех станций измерения, в том числе сейсмологических, и
проанализировать ситуацию в случае, если информация об испытаниях
подтвердится», – заявил Дмитрий Песков.
Такого рода обеспокоенность полностью обоснованна: любые ядерные испытания, проводимые соседней с Россией Северной Кореей, как отметил глава комитета по международным делам Совета Федерации РФ Константин
Косачев, «напрямую затрагивают национальную безопасность нашей страны».
То обстоятельство, что Пхеньян не подписывал Договор о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний 1996 года (ДВЗЯИ), нисколько не уменьшает
масштаб проблемы, возникшей, подчеркнём, не сегодня.
Какими
бы соображениями ни объясняли в Пхеньяне свой отказ от подключения к
ДВЗЯИ (кстати, отказываются сделать это еще две ядерные державы – Индия и
Пакистан), такой отказ подрывает режим международного контроля над
распространением ОМП и срывает работу по денуклеаризации Корейского
полуострова. Тут, по верному суждению главы комитета по обороне
Государственной Думы Владимира Комоедова, надо «садиться всем миром или
хотя бы тем ребятам, которые владеют ядерным оружием, и рассматривать
вопрос о нераспространении его по всему миру».
КНДР
обосновывает своё стремление к полноценному вступлению в ядерный клуб
необходимостью гарантировать собственный суверенитет от попыток его
подрыва со стороны США. В заявлении правительства Северной Кореи,
распространенном по каналам информационного агентства ЦТАК, говорится,
что КНДР «не откажется от своей ядерной программы до тех пор, пока США
проводят в отношении народной республики враждебную политику».
В
Москве, однако, смотрят на эту проблему не глазами Пхеньяна, а под
углом зрения национальной безопасности России. Сдержать потенциального
агрессора северокорейское ядерное оружие сможет лишь при одном условии –
если это оружие создаст прямую угрозу для территории США. Однако у КНДР
нет для этого необходимых средств доставки – ни авиации, ни ракет. Если
даже предположить, что Пхеньян рано или поздно обзаведется каким-то
количеством МБР, то ПРО США перехватит их без особого труда.
Выходит,
что по-настоящему северокорейская бомба может угрожать, прежде всего,
Южной Корее и Японии. России и Китаю, учитывая близость их территории, в
случае применения этого оружия также не избежать серьезного ущерба.
С
учетом данных обстоятельств императивом для международного сообщества
становится еще более последовательное и более настойчивое проведение
линии на признание международно-правовых норм, установленных, в первую
очередь, Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и ДВЗЯИ -
единственными эффективными рычагами сдерживания и гарантами суверенитета
любой ядерной или неядерной страны.
Именно этими соображениями вызваны озабоченность Кремля и позиция МИД РФ, призвавшего все заинтересованные стороны «сохранять максимальную выдержку и не
совершать действий, способных вызвать неконтролируемое нарастание
напряженности в Северо-Восточной Азии. Вновь подтверждаем нашу позицию в
пользу дипломатического урегулирования проблем Корейского полуострова в
рамках шестистороннего переговорного процесса и скорейшего запуска
диалога, направленного на формирование надежной системы мира и
безопасности в регионе».
При
этом, как подчеркивается в заявлении МИД РФ, факт проведения испытания,
если он подтвердится, следует трактовать однозначно – как грубое
нарушение норм международного права и соответствующих резолюций Совета
Безопасности ООН. Напомним: нарушение далеко не первое. За последнее
десятилетие КНДР осуществила три ядерных испытания – в 2006, 2009 и 2013
годах. Наряду с запуском в 2012 г. ракеты-носителя, который многие
расценили как испытание баллистической ракеты, это стало основанием для
введения Советом Безопасности ООН ряда санкций в отношении Пхеньяна
(эмбарго на поставку в КНДР вооружений, материалов и оборудования,
которые могут использоваться для осуществления программ, связанных с
ядерным оружием и баллистическими ракетами, контроль за дипломатическим
персоналом КНДР за рубежом, а также за грузами, имеющими отношение к
этой стране, и пр.). Однако санкционный режим, судя по взрыву 6 января,
ожидаемого воздействия на северокорейскую сторону не произвёл. Добавим,
что еще в 1994 г. КНДР вышла из МАГАТЭ, а в 2003 г. денонсировала ДНЯО и
возобновила ядерную программу.
Непривычно
суровую оценку испытанию в КНДР водородной бомбы дал Пекин. «Мы
настоятельно призываем Пхеньян следовать обязательствам по
денуклеаризации Корейского полуострова и воздержаться от любых действий,
которые могли бы привести к усугублению ситуации», – сказано в
заявлении официального представителя МИД Китая.
И
здесь следует напомнить об особой ответственности США за
распространение оружия массового поражения. США хотя и подписали ДВЗЯИ,
но не ратифицировали его. США и КНДР были единственными государствами,
которые 10 лет назад выступили против резолюции Генассамблеи ООН в
поддержку ДВЗЯИ. Если такие действия можно еще хоть как-то объяснить в
отношении страны, формально не входящей в ядерный клуб, то они не могут
быть ничем оправданы, когда речь идет о крупнейшей ядерной державе
мира.
Так
что попытки Вашингтона переложить свою ответственность на других
понимания не встретят и решению обострившейся проблемы не послужат. На
этом фоне неуместным выглядит демарш Джона Керри, обвинившего Пекин в провале его «особого подхода» к КНДР. «Всем известно о том, как возникла северокорейская ядерная проблема, - подчеркнула на брифинге 8 января официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин. -
Истоки этой проблемы находятся не в Китае, ключ к её решению также не в
Китае».
Проблема
заключается в том, что линия Вашингтона в вопросе обеспечения режима
международного контроля над ЯО сводится, по сути, к саботированию,
казалось бы, самых разумных мер в этой области. Во многом из-за позиции
США бездействует Конференция по разоружению. Саботируется обсуждение
самых актуальных для международной безопасности тем: ядерное
разоружение, запрещение разработки новых видов ОМП, включая
радиологическое оружие, предотвращение размещения оружия в космосе,
гарантии безопасности неядерным государствам. Америка явно желает иметь в
обращении с оружием массового поражения полную свободу рук и не
связывать себя никакими обязательствами.
Такая
установка – прямой путь к расползанию ядерного оружия по всему миру и
его полному выходу из-под международного контроля. Путь к Апокалипсису.