“Le Monde diplomatique”, Франция - 01 февраля 2010 г.
Ссылка на оригинал
Богота и Вашингтон заверяют, что семь военных баз, размещённых США на колумбийской территории по соглашению, подписанному 30 октября 2009 г., имеют целью усилить борьбу против торговли наркотиками. Многие латиноамериканские страны – например, Бразилия и, главным образом, Венесуэла - в свою очередь, считают, что подписание этого договора - лишь предлог, предназначенный скрыть истинные намерения Пентагона в регионе.
"Проблемы Колумбии простираются много дальше её границ и имеют последствия для региональной безопасности и стабильности", - сказала в августе 1990 г. американский госсекретарь Мадлен Олбрайт. [1] 13 июля следующего года, президент Билл Клинтон и его колумбийский коллега Андрес Пастрана договорились подписать "План Колумбии", призванный прекратить торговлю наркотиками и партизанскую войну. Американский Конгресс, как форму участия, имел возможность в Боготе консультировать лишь часть текста (Плана) и... только на английском языке.
Десятилетием позже Колумбия получила 5 миллиардов долларов американской помощи, главным образом, военной. И в 2002 г., с началом президентства г-на Альваро Урибе, потекли реки крови. Президент пообещал "быструю победу" над мятежниками Армии Национального Освобождения и особенно - Вооружёнными Революционными Силами Колумбии (FARC): если верить балансу колумбийской армии, он преуспел. Например, в 2007 году, как уверял президент, было взяты в плен более 6500 партизан и убит0 более 3000 - и эта цифра остаётся такой же из года в год. Далее, согласно данным из Боготы, программа демобилизации с 2002 до мая 2008 г. касалась уже примерно пятнадцати тысяч человек, из которых девять тысяч были членами FARC. Так как их численность всегда оценивалась примерно в пятнадцать тысяч боевиков, то, по логике, они исчезли!
Найдите ошибку...
30 октября 2009 г. министр иностранных дел Хайме Бермудес и американский посол Уильям Браунфилд подписали тайно подготовленное соглашение, которое предоставляет США на срок в 10 лет, с возможностью продления, семь военных баз на территории Новой Гранады [2], с теми же самими целями, продекларированными в "Плане Колумбии". [3]
Фактически, несмотря на серьёзные неудачи в последние два года, члены FARC сохраняли свою (военную) активность. Заявления об их поражении происходят от странной манеры колумбийской армии преувеличивать свои успехи. Сейчас суды расследуют 3 тысячи дел (и это лишь видимая часть айсберга) против военнослужащих армии Колумбии в рамках того, что называют скандалом о "фальшивых успехах" - убийстве гражданских лиц, представленных потом убитыми в боях боевиками.
Однако для борьбы с врагом, который состоит из нерегулярных партизанских групп, а также - для уничтожения путём опрыскивания химикатами плантаций незаконных культур, силы, размещённые США в семи новых военных базах - Паланкеро, Маламбо, Апиай, Картахена, Малага, Ларандиа, Толемайда - кажутся по меньшей мере непропорциональными.[4] Например, Пентагон инвестирует 31,6 миллиона евро для обустройства военной базы Паланкеро на берегу реки Магдалена. База будет располагать взлётно-посадочной полосой длиной в 3500 метров, которая сможет принимать самолёты C-17 (Galaxy), способные перевозить 70 тонн груза и имеющие дальность полёта в более чем 8 тысяч км без дозаправки. С базы в Апиай будут действовать разведывательные самолёты и АВАКСы (самолёты дальнего радиолокационного обнаружения).
Ещё перед официальным объявлением о соглашении венесуэльский президент Уго Чавес 10 августа 2009 года во время саммита Союза Южноамериканских Наций (UNASUR) в Кито сказал: "В Южной Америке начинают дуть ветры войны". Многие отнеслись к его словам как к параноидальному бреду. Однако его коллеги Эво Моралес (Боливия), Рафаэль Корреа (Эквадор), Луис Инасиу Лула да Сильва (Бразилия), Табаре Васкес (Уругвай) и Кристина Фернандес де Киршнер (Аргентина) также высказали свою обеспокоенность. К их голосам добавился голос бывшего колумбийского президента Эрнесто Сампера: "Мы открываем страну для того, чтобы она стала авианосцем для проведения операций по электронному слежению над всем южноамериканским регионом. (...) Это всё равно, что открыть балкон человеку, который не живёт в вашем доме, чтобы он установил антенну и записывающие устройства в направлении соседей".
Есть очевидная тенденция времени после холодной войны, что США перешли от стратегии containment ("сдерживания" советского конкурента) к стремлению ко всемирной геостратегии. Новая военная тактика уже не требует гигантских военных баз, но позволяет создавать тесную сеть опорных пунктов, которые предоставляют возможность быстрого размещения сил в случае необходимости.
Взаимное уважение и искренние разъяснения...
До конца 1999 г., благодаря 14 базам (главным образом, базе в Говарде), находящимся в американской зоне панамского канала, где размещалось южное командование армии США (US Southcom), Вашингтон контролировал Центральную и Южную Америку. После своего отхода из Панамского перешейка, по договору Картер-Торрихос [7], Пентагон утвердил объекты, при создании которых избегали использовать наименование "базы": Передовых операционных районов расположения (ПОРР) (Forward Operating Location, FOL) и Пунктов совместной безопасности (ПСБ) (Cooperative security location - CSL) в Комалапа (Сальвадор), Сото Кано (Гондурас), Гуантанамо (Куба), Рузвельт Роудс (Пуэрто-Рико), Рейна Беатрис (Аруба) и Ато Рей Кюрасао (последние два - под юрисдикцией Нидерландов), Икитос и Нанай (Перу), Либерия (Коста-Рика) и Манта (Эквадор).
Но в момент, когда, согласно принципу доктрины Монро [8], "непослушная" Латинская Америка вновь стала приоритетом (для Пентагона), в мае 2003 г. база Рузвельт Роудс была закрыта после мощных демонстраций жителей острова Вьекес (Пуэрто-Рико). Бразилия, несмотря на долгие уговоры, отказалась передавать американцам базу Алькантара, стратегически выгодно расположенную на её территории. Со вступлением на должность президента Парагвая Фернандо Луго, проект занятия аэродрома на Марискаль Эстигаррибе, находящегося в менее чем ста километрах от боливийской границы, устарел - что не выглядит совершенно невинным в свете нынешних трудностей (в отношении) г-на Луго со своей оппозицией. Последняя неприятность состоит в том, что глава Эквадора г-н Рафаэль Корреа не продлил концессию Манты, которая закончилась 18 сентября 2009 г., откуда стартовали самолёты-шпионы "Орион С-130" и АВАКСы.
На короткий момент можно было поверить, что Белый Дом оставил военную риторику г-на Джорджа В. Буша. Но это означает забыть, что планирование в Пентагоне происходит независимо от того, кто будет президентом в обозримое время. Хотя президент и является "главнокомандующим", он чаще всего лишь утверждает рекомендации и решения Генштаба и Министерства обороны, и кажется, что г-н Барак Обама не является исключением.
Вашингтон, как и Богота, заверяет, что речь не идёт о создании "американских баз", а только об использовании "колумбийских сооружений". "Мы можем преодолеть наши разногласия на базе взаимного уважения и (заверения,) что соглашение с США никогда не будет использовано для действий против какой-либо страны на континенте", - заявил вице-президент Колумбии Франциско Сантос во время саммита стран Южноамериканского Общего рынка (Меркосур) в Монтевидео 8 декабря 2009 г. Он не более убедителен, чем г-н Урибе, который был прохладно принят везде, кроме Лимы, во время своего турне "искренних разъяснений" с 4 по 7 августа в Перу, Боливии, Чили, Парагвае, Уругвае, Аргентине и Бразилии. И не без причины...
В мае 2009 г. документ департамента обороны, предложенный американскому Конгрессу для выделения финансирования работ по обустройству базы Паланкеро, уточнял: "Развитие этого ПСБ предоставляет уникальную возможность для полной гаммы операций в кризисном субрегионе в нашем полушарии, где безопасность и стабильность находятся под постоянной опасностью наркомятежей, антиамериканских правительств (выделено автором), хронической нищеты и постоянных природных катастроф"[9]. Лучше не скажешь: эти базы имеют задание выполнять миссию военной разведки во всей Южной Америке, и размещение войск США делает возможными явные и/или тайные операции в Колумбии и во всём регионе. Как и "План Колумбии", соглашение разрешает присутствие 800 американских военнослужащих и 600 контрактных работников, которые принадлежат наиболее мощным предприятиям военно-промышленного комплекса - среди них "ДинКорп", "Бектель", "Локхид Мартин", "Рендон Групп" и "Рейтеон". [10]
Естественно, самая энергичная реакция (на действия американцев и их союзников) была от стран, которые находятся под прицелом Вашингтона: Эквадора и Боливарианской республики Венесуэла. Американская традиция использования третьих стран для шпионажа, дестабилизации или начала военных действий против "неудобных" режимов известна. В 1954 г. операция, имеющая целью свержения президента Гватемалы Якоба Арбенса, была начата из тайных баз, оборудованных в Никарагуа и Гондурасе. То же самое произошло во время попытки вторжения в Кубу из залива Свиней, организованной из Гватемалы и Никарагуа. Гондурас с главным опорным пунктом американцев - базой в Пальмероле (Сото Кано) - также был важной страной в вашингтонской стратегии в войне, навязанной сандинистской Никарагуа в 1980-е гг.
Богота анонсирует создание новой дивизии - 12 тысяч человек, 6 батальонов, из которых 2 дислоцированы на границе с Венесуэлой - и базы на полуострове Ла Гуахира, также приграничной. В свою очередь, правительство Панамы объявило, что США создадут в их стране две (а, возможно, даже четыре) морские базы - В Бахиа Пинья и Пунта Коа. Тем временем, провокации множатся - незаконный облёт территории Венесуэлы беспилотным аппаратом из Колумбии (20 декабря) и двумя американскими истребителями (17 мая и 7 января), стартовавшими из Кюрасао, выдвинувшиеся на чужую территорию колумбийские псевдовоенные - психологическая война бушует.
К примеру, Венесуэла, по мнению Вашингтона, находится в числе трёх стран (вместе с Боливией и... Бирмой!), которые не прикладывают достаточно усилий в борьбе против наркоторговли [10]. 25 мая 2009 г. "Эль Темпо" (Богота) опубликовала информацию колумбийского информагентства, согласно которой дюжина руководителей партизан живёт на Кубе, в Эквадоре и Венесуэле. В марте того же года, колумбийские генералы заявили об озабоченности тем фактом, что они не могут действовать "против 10 лагерей мятежников FARC в Венесуэле и Эквадоре". [11]
Во имя борьбы против "наркомятежа" появляются элементы катастрофического сценария. 28 декабря, предполагая, что Богота готовит инсценировку "фальшивых успехов" для оправдания нападения на его страну, г-н Чавес заявил: "Не будет сюрпризом, если они (колумбийцы), которые убивают столько людей в Колумбии, убьют ещё людей, кто знает сколько, привезут их трупы на венесуэльскую территорию (...), построят импровизированные лагеря, складируют туда оружие и пропагандистские материалы (...) и скажут: вот база партизан". [12]
Прямая агрессия Вашингтона против Венесуэлы на данный момент не планируется. Но самый мелкий инцидент на границе из-за сосредоточения венесуэльских и колумбийских сил, даже просто сфабрикованный, может послужить предлогом к развязыванию конфликта, в котором Вашингтон будет на стороне своего союзника. Совершенно не случайно многие базы и 4-й американский флот, воссозданный в 2008 г., держат Венесуэлу в кольце окружения.
Примечания:
[1] "The New York Times", 10 августа 1999 г..
[2] От Новой Гранады (Nueva Granada), бывшего названия Колумбии.
[3] Конституция (ст. 173 и 237) разрешает лишь "переход" - т.е. временное пребывание - иностранных войск на территории республики, после согласия Сената и положительного решения Палаты Представителей, формальности, которые правительство не выполняет. Впрочем, без межгосударственного договора, одобренного Конгрессом, и подверженного контролю по законности со стороны Конституционного Суда, это соглашение нарушает статьи Конституции 150-16 и 241-10.
[4] В рамках "Плана Колумбии", американские военнослужащие и инструкторы уже присутствуют на базах Трес-Эскинас, Ларандия и Пуэрто-Легизамо.
[5] "TeleSur", Каракас, 10-е августа 2009 г.
[6] "TeleSur", 8-е ноября 2009 г.
[7] Подписанный президентами Джеймсом Картером и Омаром Торрихосом в 1977 г., он зафиксировал 31 декабря 1999 г. как конечную дату возвращения канала и всех строений в зоне канала под панамский суверенитет, а также закрытие американских баз.
[8] Принципы, определённые президентом Джеймсом Монро в своём послании Конгрессу 2 декабря 1823 г., которые устанавливали, фактически, доминирование США над целой частью света.
[9] Department of the Air Force, „Military construction program. Fiscal Year (FY) 2010. Budget estimates. Justification data submitted to Congress”, majo 2009.
[10] 13 августа 2009 г. после захвата национальной гвардией более трех тонн наркотиков (марихуаны) в венесуэльском штате Тачиро, министр внутренних дел Венесуэлы Тарек Эль Аиссами заметил, что грузовик (с наркотиками) беспрепятственно прошёл три контрольно-пропускных пункта со стороны колумбийской границы, в Кукуте.
[11] "Noticias24", Каракас, 6-е марта 2009 г.
[12] "Venezolana de Televisiуn", Каракас, 28-е декабря 2009 г .