Шеф ФСБ Александр Бортников оценил в 40 процентов долю иностранцев в бандформированиях Сирии. Причем, по его данным, не менее 10 банд сформировано там выходцами из СНГ. Эксперты считают, что с началом российских бомбардировок разногласия между боевиками, прибывшими из разных стран, усугубились, одновременно нарастает «монетизация» террора.
В среду утром в Москве открылся Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ, в котором, помимо представителей спецслужб Содружества, в качестве наблюдателей участвовал и ряд партнеров ФСБ из европейских стран.
Президент Владимир Путин направил Совету послание, которое зачитал директор ФСБ Александр Бортников. В нем Путин потребовал поиска новых подходов в борьбе с международным террором. «Особую опасность сегодня представляет растущая террористическая активность, сращивание радикальных группировок с транснациональной организованной преступностью», – говорится в послании.
Глава государства подчеркнул в нем, что «чрезвычайную озабоченность вызывает ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке». «Террористы пытаются использовать этот регион как плацдарм, вербуют и обучают новых боевиков, которые могут быть использованы для дестабилизации других государств», – отмечается в послании.
Сам Бортников на совещании заявил, что в составе «Исламского государства» (ИГ), «Джебхат ан-Нусры» и других террористических группировок воюют выходцы более чем из сотни стран мира, причем долю наемников он оценил в 40 процентов. «Порядка 10 бандформирований состоят из граждан России, Грузии, Украины и государств Центрально-Азиатского региона. При этом география стран «исхода» неуклонно расширяется», – отметил он.
Узбекский опыт
В своей речи Бортников коснулся и обстановки у южных рубежей СНГ. «Серьезные опасения вызывает эскалация напряженности в Афганистане. Сейчас на северных границах этой страны сосредоточены многочисленные бандитские формирования, входящие в движение «Талибан». Часть из них также встала под знамена ИГ, что привело к резкому росту угрозы вторжения террористов в Центральную Азию», – предупредил он.
Бортников призвал укреплять границы, особенно в Средней Азии, а спецслужбы – наращивать обмен разведывательной информацией о террористах и их пособниках, а также обмениваться опытом по борьбе с идеологией экстремизма, отметив успешный опыт Узбекистана в этом направлении.
Джихад под Москвой
В те же самые часы, пока в Москве Совет обсуждал глобальную борьбу с джихадистами, МВД объявило, в частности, о поимке в Подмосковье двух проповедников-экстремистов. «По имеющимся сведениям, задержанные являются сторонниками идеологии международного религиозно-экстремистского объединения «Ат-Такфир Валь-Хиджра», поощряющего применение насилия в отношении немусульман, а также единоверцев, не разделяющих радикальные взгляды организации», – сообщила представительница МВД Елена Алексеева.
Как пояснила Алексеева, они были задержаны оперативниками по чисто уголовной линии – по подозрению «в совершении разбойных нападении и грабежей в Московской области». Однако, по данным МВД, обыски у них дома дали неожиданный результат – были найдены материалы, свидетельствующие о том, что задержанные также вели активную пропагандистскую работу среди населения, «склоняли граждан к джихаду на стороне террористических группировок». Кроме того, по адресам, где проживала группа, оказались женщины – гражданки России, ранее выезжавшие в Сирию, чтобы присоединиться к организации «ИГ», – цитировала Алексееву газета ВЗГЛЯД. Из сводки МВД пока не ясно, в каком статусе проходят по данному уголовному делу эти женщины.
Напомним, накануне появились схожие сообщения о том, что правоохранительные органы задержали подозреваемых в вербовке в ряды ИГ студентки МГУ Варвары Карауловой. Правда, сообщил об этом адвокат семьи Карауловых Александр Карабанов, официальных подтверждений этому до сих пор нет.
Из сводки МВД также пока не ясно, к какому из двух движений могли принадлежать задержанные в Подмосковье – к ИГ или «Ат-Такфир Валь-Хиджра». Как сообщалось, суть идеологии данного движения сводится к признанию исламистами своего государства «государством кяферов» (неверных), переезд в другие страны или регионы, где, по их мнению, существует шариатское правление, получение там военного опыта, с тем чтобы в дальнейшем вернуться на родину для развертывания джихада.
«Идеология – это ключевой фактор»
Как считает специалист по Ближнему Востоку, доктор социологических наук Алексей Новоточинов, данные, приведенные руководством ФСБ, вполне правдоподобны. По его мнению, с началом российской воздушной операции между группами боевиков из разных стран в Сирии, что отличает их от Ирака, нарастают противоречия.
«В Сирии них нет одного лидера, каждая группировка доказывает свои права на условное лидерство. У них нет перспективы, они теперь, может, и сами не рады, что в это вляпались. Тем не менее они уже сделали свои ставки. Теперь, после начала российской операции, противоречия между ними будут только усугубляться. К сожалению, усиливается монетизация человеческого горя. Все стало товаром. Человеческие жизни, семьи, женщины, дети. Они получают субсидии за разрушение таких памятников, как Пальмира. Теперь балом правят деньги. Ставки очень высоки», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Впрочем, Новоточинов по-прежнему не считает деньги главной мотивацией для боевиков. «Молодое поколение жаждет попробовать чего-то нового, познания жизни. Идеологические соображения – это ключевой фактор. Ищут новые мотивы для смысла жизни. Затем идет процесс внутренней, религиозно-культурной консолидации (по национальному или языковому принципу). И на третьем месте – деньги. То есть деньги – это не последняя мотивация, но и не первая. Я довольно много работал в этом регионе и знаю, что далеко не все там продается и покупается», – рассказал Новоточинов.
«Это высокий фактор для деморализации и дезорганизации. Внизу, внутри этих групп, находится часть людей, имеющих военное профессиональное и военно-техническое образование, они очень хорошо знают, что такое советская, русская авиация. Попадет – и мало не покажется. Они понимают, что сейчас лучше всего затаиться где-нибудь с заработанными деньгами. Не случайно, как сообщили накануне, турецкие и эмиратские самолеты вывезли в сторону Йемена из Сирии бригаду в 500 человек – видимо, чтобы там переждать до лучших времен. Но оперативность действий, высочайшее качество исполнения задач нашими летчиками, технарей, нашей разведки приводит к тому, что внизу деморализация очень высокая», – сказал эксперт.
Падение Даркада
В те же часы, пока в Москве заседал Совет, а МВД отчитывалось о задержании экстремистов под Москвой, тревожные новости поступили из Афганистана. Утром в среду «Талибан» захватил город Даркад в провинции Тахар на северо-востоке страны, у границы с Таджикистаном. Как сообщило агентство «Пажвок», талибы вошли в этот райцентр перед рассветом.
Напомним, в конце сентября «Талибан» захватил североафганский город Кундуз, насчитывавший в мирное время более 300 тыс. жителей, а также начал атаки на город Газни, административный центр одноименной провинции к юго-западу от Кабула. Позднее правительственной армии при поддержке американского спецназа удалось отбить Кундуз, но в итоге США были вынуждены объявить о том, что вообще решили оставить свой контингент в Афганистане, вопреки прежним обещаниям.
Продолжаются и бои у границ соседней Туркмении. Как сообщили в среду в полиции афганской провинции Фарьяб, в ходе освобождения от талибов уезда Гормач ликвидировано более 140 боевиков. Гормач перешел в руки талибов примерно десять дней назад. При этом попал в плен и позже был убит начальник отделения полиции уезда. Судьба 17 полицейских, попавших вместе с ним к талибам, до сих пор не известна.