Тяжелый саммит ЕС: пять главных вопросов
Саммит ЕС в Брюсселе, посвященный миграционному кризису, проходит в напряженной атмосфере. Многие говорят, что он может стать самым тяжелым в истории. Проблемы Греции и Украины, которые еще недавно воспринимались, как способные внести разлад в стройные ряды ЕС, сейчас кажутся легкими упражнениями в политической риторике. Но, как считает журнал Politico, нет никакой уверенности в том, что внеочередная встреча европейских лидеров нарушит установившуюся в последние годы малоприятную традицию – вместо того, чтобы решать проблемы, они часто их только обостряют.
На саммите будут обсуждаться несколько ключевых тем. Во многом они могут определить будущее Евросоюза. По мнению Politico, можно сформулировать пять главных вопросов.
1. Что теперь?
Накануне саммита прошла встреча министров внутренних дел членов ЕС. На ней простым большинством, а не единогласным решением, как это необходимо на саммитах, было наконец принято многострадальное решение о квотах на беженцев для каждой страны. Несколько стран Центральной и Восточной Европы категорически выступили против квот, но большинство глав МВД проголосовали за.
Поэтому в те немногие оставшиеся до начала заседания часы главной задачей еврочиновников во главе с Жаном-Клодом Юнкером было уговорить недовольных премьеров с восточного фланга ЕС смирить гордыню и не голосовать против.
Официально целью саммита будет вопрос укрепления границ объединенной Европы. Это своего рода компенсация странам, представители которых во вторник голосовали против квот. Кроме границ, много внимания будет уделено Турции, которую Брюссель призывает улучшить условия проживания для сирийских беженцев на своей территории, чтобы они не бежали в Европу.
2. Восточные обещания
Уговорить недовольных лидеров Юнкеру будет нелегко. Несмотря на то, что главы МВД на своей встрече говорили спокойно и вежливо, страсти на заседании кипели нешуточные.
Правила хорошего тона и европейской солидарности не удержали словацкого премьера Роберта Фицо от резкого заявления на заседании парламентского комитета по европейским делам: «Пока я являюсь премьер-министром Словакии, на ее территории не будут применяться обязательные квоты на беженцев
Конечно, самому живому обсуждению будут повергнуты меры, предпринятые в ответ на девятый вал беженцев Венгрией. Немало европейских политиков критикуют венгерского лидера Виктора Орбана за очень жесткую позицию в вопросе с мигрантами. Некоторые даже призывают применить к нему 7 статью Маастрихстского договора, позволяющая вводить санкции против стран, которые не защищают и не продвигают «ценности Евросоюза».
Впрочем, мера эта, как показывает единственный опыт ее применения в 2000 году против австрийца Йорга Хайдера, малоэффективна. Поэтому европейские лидеры наверняка попытаются еще больше надавить на саммите на Орбана.
«Закрытие границ не решит проблему,- заявил во вторник Жан-Клод Юнкер, явно намекая на Венгрию и Орбана.- Ограда не остановит тех, кто пережил бомбежки и переплыл на резиновой лодке Средиземное море».
Вышеградская группа в составе Польши, Словакии, Венгрии и Чехии выступает против обязательных квот. Однако в понедельник вечером позиция Польши под давлением Германии и Франции несколько смягчилась. Во вторник польский министр внутренних дел проголосовал за квоты в отличие от коллег по Вышеградской группе.
3. Английская проблема
Европейские лидеры наверняка будут обсуждать на ужине и «брексит», как называют вполне возможный выход из Евросоюза Великобритании, которая, кстати, не обязана участвовать в плане квот.
Тем не менее, британский премьер Дэвид Кэмерон наверняка воспользуется миграционным кризисом как главным аргументом за проведение реформ ЕС. Он считает, что в первую очередь требует пересмотра европейское правило свободного перемещения европейцев по континенту.
Британский премьер уже объехал большинство коллег и обсудил с ними возможность брексита. Эмиссары с Туманного Альбиона часто приезжают на разведку в Брюссель, чтобы узнать настроения в европейской столице.
4. Позиция Меркель
Переменчивая, нехарактерная для Ангелы Мергель позиция в миграционном кризисе многих сильно удивила. Сначала она объявила, что Германия примет огромное количество беженцев, потом решила закрыть границы1. Неизбежно возник вопрос - какой канцлер ФРГ приедет в Брюссель на саммит: мягкий или жесткий3?
Г-жа Меркель вместе с французским президентом Франсуа Олландом пыталась показать себя сильным лидером и оказывала давление на колеблющихся коллег. Кстати, этот саммит во многом проводится благодаря именно ей. Она позвонила на прошлой неделе Председателю Евросовета Дональду Туску и, как утверждает Politico, буквально заставила его созвать внеочередную встречу лидеров.
5. Звездный час Юнкера или Туска?
С мая этого года, когда Еврокомиссия впервые предложила квоты на беженцев, в Брюсселе вдали от чужих глаз идет тайная борьба между двумя главными европейскими лидерами: Туском и Юнкером.
Обсуждавшееся тогда количество беженцев, которых необходимо расселить по всем европейским странам – 40 тыс. человек, сейчас вызывает улыбку.
Члены ЕС не могут договориться и о механизме принуждения европейских стран принимать беженцев. Главный вопрос саммита: удастся ли Юнкеру заставить Евросоюз наконец действовать в вопросе с мигрантами? Или Туск в случае провала саммита сможет сказать, многозначительно качая головой: «А ведь я предупреждал, что все этим закончится».
Прошлый «миграционный» саммит превратился в словесную перепалку между сторонниками Юнкера и Туска. Подчеркнутая холодность их по отношению друг к другу на заключительной пресс-конференции тогда была хорошо заметна. Выражения лиц Юнкера и Туска после завершения ужина и саммита будет первым ответом на вопрос: удалось ли Европе хотя бы сейчас достичь ускользающего единства, резюмирует Politico.
via Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|