В позиции США и их западноевропейских союзников по Сирии на смену упорству в попытках смещения Башара Асада, похоже, приходит понимание того, что без него в Дамаске уже давно бы развевались черные флаги «Исламского государства» (ИГ). Дамаск ведет войну с иностранными наемниками, влившимися в ряды исламских радикальных террористических группировок и спекулирующих на том, что алавиты, находящиеся у власти, составляют в Сирии меньшинство. Суннитское большинство страны оказалось в заложниках экстремистов, от самозваных «спасителей» из страны сбежали миллионы мусульман. По данным ООН, в ходе конфликта в Сирии около 30 процентов 22-миллионного населения этой страны стали внутренними мигрантами или беженцами. Для самых непримиримых противников Асада на Западе пришло время признать нынешний сирийский режим одним из основных звеньев борьбы с международным терроризмом в регионе. Западу приходится отрабатывать назад, альтернативы Асаду, как оказалось, нет.
В последнюю неделю об этом говорит и повышенная вовлеченность Европы в сирийский конфликт. О корректировке своего курса стали заявлять Франция, Германия, Великобритания. Нет, они не поддерживают Дамаск. Как и прежде, упор делается на необходимость активизации борьбы с ИГ на территории САР, но теперь зазвучали голоса в пользу присоединения к западному альянсу Москвы и Тегерана. Наконец-то признаётся очевидное: без России и Ирана развязать сирийский узел не удастся.
В таком духе высказался президент Франции Франсуа Олланд, отметивший пагубность дальнейшего исключения из борьбы с ИГ Москвы и Тегерана. Великобритания готова к тому, чтобы Башар Асад оставался президентом Сирии на переходный период, заявил британский министр иностранных дел Филип Хаммонд, который также готов к совместной работе по Сирии с русскими и иранцами. Глава МИД ФРГ предлагает в рамках диалога провести подготовительные переговоры с ключевыми игроками в регионе, в том числе и с Ираном. Штайнмайер говорит, что до сих пор все попытки международного сообщества способствовать политическому решению сирийского конфликта терпели крах. «На этом фоне недавнее соглашение между Ираном и шестью мировыми державами, известными как «шестерка», открыло новое окно возможности для региона и, возможно, шанс выйти из тупика в Сирии», — признает глава немецкого МИД в газете New York Times (1). Чем вызваны подобные заявления западноевропейских союзников Америки?
Речь, конечно, не идет о всплеске их самостоятельности на Ближнем Востоке. Европа продолжает двигаться в международных делах по траектории, которую задают США. Президент Обама объявил о готовности США подключить Иран к диалогу по Сирии еще в июле, сразу же после подписания «ядерного соглашения» в Вене. «Я согласен с тем, что мы не сможем решить вопросы в Сирии без русских, иранцев, без наших партнеров в странах Персидского залива», - признал он на пресс-конференции в Белом доме (2). Если верить Обаме, то его администрация вроде бы готова пересмотреть свою позицию по Сирии и прислушаться к мнению Кремля. Позиция Москвы понятна: сирийский кризис военного разрешения иметь не может, необходимо искать дипломатические пути к национальному примирению, в переговорном процессе без Москвы и Тегерана не обойтись, как и не получится одержать без участия русских и иранцев военную победу над террористами, будь то в Сирии или в Ираке. А что касается Сирии, то здесь Россия и Иран вполне могут перейти к реализации совместных мер по укреплению режима Асада и без виртуальной поддержки Запада.
То, что Москва поставляет Дамаску оружие, не секрет. Не отрицает своей военно-технической поддержки сирийского правительства и Тегеран. И для России, и для Ирана этому курсу нет альтернативы. А после того как Москва сделала возможным заключение соглашения с Ираном по ядерному вопросу, Запад был просто обязан признать иранское влияние на Асада и не перестать игнорировать роль Тегерана в урегулировании сирийского кризиса. Тем более что сегодня никто не станет отрицать, что в Сирии никогда не было никакой «умеренной» демократической оппозиции, о которой так любили говорить в Белом доме. Царящее в Сирии варварство и насилие – результат действий не одного ИГ, а всей сирийской вооруженной оппозиции. В Америке вопреки фактам утверждали, что масштабы участия террористов в войне в Сирии преувеличены, но вторая после ИГ по численности сирийская оппозиционная группировка «Фронт аль-Нусра» уже давно присягнула на верность «Аль-Каиде». «Ахрар аш-Шам» и «Братья-мусульмане», а также более мелкие группировки – это тоже экстремисты. Основная тяжесть войны с ними лежит на плечах регулярной сирийской армии и ополченцев, авиаудары американской коалиции в общей обстановке мало что меняют. Именно поэтому Россия и Иран, которые пока напрямую не воют за Сирию, помогают ей выживать. Не забудем, что смена режима Асада грозила бы миру сирийским аналогом Афганистана времён талибов.
Москва и Тегеран дают понять своим западным оппонентам, что основная угроза - не Асад, а террористы, ведущие войну с ним. Политическое урегулирование в Сирии, с точки зрения российского и иранского руководства, должно базироваться на поиске компромисса с Асадом. План урегулирования конфликта в Сирии подал на рассмотрение Башара Асада МИД Ирана. Иранские предложения предусматривают немедленное прекращение огня, формирование единого правительства и внесение поправок в конституцию страны, а также проведение выборов в условиях присутствия международных наблюдателей. Асад положительно отозвался о мирной инициативе Тегерана, продемонстрировав незыблемость союзных отношений с Ираном. «Мы сядем за стол переговоров с любой страной, находящейся в регионе и за его пределами», — отметил президент ИРИ Роухани, отвечая на вопрос, готов ли Иран сотрудничать с Соединёнными Штатами и Саудовской Аравией.
Речь не идет о сепаратных договоренностях. Верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи заявил, что Иран в двустороннем формате договаривался с Америкой исключительно по ядерной проблематике, региональные проблемы Тегеран с Вашингтоном на двусторонней основе обсуждать не будет. Свою роль в урегулировании сирийского конфликта иранцы видят в том, чтобы помочь международным усилиям привести противоборствующие стороны за стол переговоров. Если для этого потребуется провести подготовительные переговоры с Саудовской Аравией и Турцией, Иран возражать не будет. В этом позиции Тегерана и Москвы совпадают. И ничего удивительного, что русские и иранцы договорились совместно построить в Сирии лагеря для беженцев по просьбе сирийского руководства. Иран удовлетворил все запросы Москвы на предоставление авиакоридоров для доставки гуманитарных грузов в Сирию. В дальнейшем возможно подключение к этому проекту Китая, руководство которого также получило просьбу Дамаска помочь в строительстве гуманитарных объектов на территории страны. К сожалению, всё это раздражает Вашингтон, где, как всегда, больше озабочены сохранением своей гегемонии на Ближнем Востоке, чем реальными бедами этого региона.
1. http://www.nytimes.com/2015/09/12/opinion/break-the-gridlock-on-syria.html?_r=0
2. http://www.washingtonpost.com/news/post-politics/wp/2015/07/15/transcript-obamas-news-conference-on-the-iran-nuclear-deal/#