КАЗАХСТАН - ферзь многовекторной шахматной доски // Джамиля Кочоян
Россией негласно провозглашена смена ракурса - с Европы на Восток. Многие эксперты сходятся во мнении, что ракурс этот имеет китайский и среднеазиатский акцент, в связи с чем актуально сегодня рассмотреть пятерку стран региона - Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. А дебютирует серию - Казахстан - современный катализатор стран «Европа-Россия-Китай», перспективный региональный игрок, имеющий все шансы стать активным участником мировых процессов.
Золотой сердцевиной региона сегодня можно назвать Казахстан как центр всего евразийского континента. Это самое большое в мире государство, находящееся между крупнейшими государственными образованиями континента, богато нефтью, газом и другими энергетическими и минеральными ресурсами.
Первостепенное преимущество Казахстана, на котором зиждется его многовекторная политика в формате современных реалий - транзитный потенциал, который проявляет себя в «трех слонах» республики:
1) Развитая сеть транспортных и логистических путей (Казахстан находится на перекрестке основных транспортных узлов, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента).
2) Человеческий потенциал (17- миллионное население).
3) Конкурентоспособная экономика (за последние 20 лет ВВП на душу населения Казахстана увеличился в 18 раз, достиг уровня стран Центральной и Восточной Европы, а объем внешней торговли достиг $120 млрд).
В статье будут сыграны две партии
«Россия – Казахстан – Европа»
«Китай – Казахстан – Россия»
Казахстану, как мастеру шахматной доски, важно поддерживать баланс во взаимодействии стран.
I. «У Казахстана с Россией семь с половиной тысяч километров границы. Это еще с царских времен»
Как отметил Нурсултан Назарбаев: «Казахстан связывает с Россией 7500 километров границы». И это еще не все.
Доля двустороннего торгового оборота составляет около 20% от общего объема внешней торговли РК. При этом наблюдается сокращение: за 2014 г. товарооборот между РК и РФ составил $18,9 млрд. и по сравнению с 2013 г. ($23,84 млрд) сократился на 20,7%. Экспорт составил $5,17 млрд. (снизился на 11,9%), импорт составил $13,73 млрд. (сократился на 23,6%).
Причин сокращения объема взаимного товарооборота две:
- снижение поставок экспортной продукции Казахстана в связи с понижением темпов экономического роста в РФ
- уменьшение объемов импорта в связи с корректировкой обменного курса тенге в начале 2014 г.
Что же еще объединяет Россию и Казахстан? Участие в единых международных организациях: ШОС, КСОР, ЕАЭС, ОДКБ, ВТО и др. Особенно остановимся на ЕАЭС и ВТО. В июне 2014 года Россия, Казахстан и Белоруссия, входящие в российский таможенный союз, по инициативе Кремля подписали соглашение о создании Евразийского экономического союза, к которому присоединились позже Армения и Киргизия. Организация объединяет 175 млн человек с общим объемом экономики 2 трлн долл. Этот союз начал функционировать в январе этого года, и стал безусловным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность Казахстана. На территории Таможенного союза предусмотрено свободное передвижение капитала, рабочей силы, бизнеса. А это означает, что, создав предприятие в Казахстане, зарубежные (в том числе европейские) товары будут свободно передвигаться по всей территории ЕАЭС и в том числе, по России.
Подробнее стоит остановиться и на Всемирной Торговой Организации. В ВТО Казахстан вступил 27 июля и стал 162 участником (Россия -156 участник, вступивший в 2012 году). Мнения в связи с этим событием различны. В особенности, активно обсуждается возможное влияние на Россию и ЕАЭС.
«Белые фигуры» партии - российская сторона в лице главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева считает, что ЕАЭС может пострадать от присоединения. И камнем преткновения в перспективе станет Единый Таможенный Тариф (ЕТТ). Тарифный уровень, установленный ВТО для Казахстана, ниже, чем в ЕАЭС. Министр сказал, что предстоит следить, чтобы через казахскую границу в ЕАЭС не хлынул поток продукции из третьих стран и не нарушил установленные условия торговли.
Иное мнение имеет глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, который считает, что вступление Казахстана в ВТО несет в себе выгоды для России: «Это серьезный шаг к унификации внешней торговой политики ТС и последующей интеграции Таможенного союза в систему соглашений ВТО. Это повышение предсказуемости взаимной торговли РФ и Казахстана в сферах, которые не регулируются соглашением об экономическом союзе. Наконец, это подтверждение международно-правовой устойчивости союза, в котором теперь все участники, кроме Беларуси, являются членами ВТО».
«Черные фигуры» партии - казахстанская сторона - в лице министра иностранных дел Ерлана Идрисова считает, что вступление республики в организацию окажет исключительно положительное влияние не только на экономику Казахстана, но и на Россию: «Мы считаем, что вступление Казахстана в ВТО привнесет новое качество в нашу интеграционную работу в рамках Евразийского экономического союза», – пояснил министр. «Россия – уже член ВТО, Кыргызстан и Армения – тоже члены ВТО. Теперь Казахстан – экономика номер два на постсоветском пространстве – становится членом ВТО. Это значит, что согласованные в глобальном масштабе торговые правила будут широко применяться как основа нашей работы в рамках ЕАЭС». В любом случае, важно, чтобы вступление Казахстана в ВТО не несло никаких потерь для стран-участников ЕАЭС и не противоречило согласованным таможенным тарифам.
Еще один совместный проект, который недавно получил свое продолжение связан с космической сферой - Космический проект «Байтререк»
Суть проекта в эффективном едином космическом сотрудничестве, а именно создании на Байконуре технической базы для запуска экологических ракет-носителей взамен использующей токсичные компоненты топлива ракеты «Протон». Идея стартовала в 2004 году, и по словам главы Роскосмоса Игоря Комарова к концу нынешнего года должно быть предпринято единое решение. Примечательно, что создание ракетно-космического комплекса «Байтерек» является наиболее крупным совместным проектом Республики Казахстан и Российской Федерации на всем постсоветском пространстве.
II. Китай - Казахстан - Россия
В современных казахстанско-китайских отношениях большинство проектов зиждется на глобальном проекте «Шелкового пути», в котором Казахстан является важнейшим для его реализации евразийским государством. Республикой уже построено более 1250 км железных дорог, благодаря которым сообщение с Западным Китаем удалось сократить на тысячу километров. Безусловно, проект «Шелкового пути», презентованный в Казахстане, имеет ряд препятствий (прежде всего, проамериканские «крестики-нолики»). Однако, «Путь» имеет статус стратегического, приоритетного и национального для Китая, в который китайской стороной вложено $40 млрд. А это уже гарант того, что рано или поздно, с препятствиями или нет, проект будет реализован.
Кроме того, в декабре 2014 года Китай и Казахстан подписали около 30 соглашений по проектам постройки автомобильных и железных дорог на сумму более $10 млрд. В феврале этого года заработал железнодорожный маршрут по доставке грузов из Ляньюньгана в Казахстан. В ближайшее время ускорится ход поезда Чунцин-Дюссельдорф, который проходит по территории Казахстана, России, Белоруссии и Польши: время в дороге сократится с двух недель до десяти дней.
«Дочка Шелкового пути» - проект «Морского пути» - откроет дополнительные выходы к морю. Проект стратегически соединит Китай и страны Персидского залива, через транзиты Средней Азии и Индийского океана. Результат - крупнейший в мире экономический коридор, объем которого составит $ 21 трлн., охватывающий население в 4,5 млрд. человек (почти половина человечества!).
Еще один связующий элемент - «Новый шелковый путь» – беспрецедентный по масштабам инфраструктурный проект, инициированный Китаем, выполнение которого приведет к значительному ускорению и удешевлению доставки в Европу китайских товаров через Азию и Кавказ. Предполагается, что он позволит не только утроить перевозку грузов (до 50 млн тонн только из Казахстана), но и существенно укрепить экономики стран Средней Азии. Директор Института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК Султан Акимбеков отметил, что Стратегическая инициатива Китая о строительстве транспортного коридора «Нового Шелкового пути» откроет для казахстанской продукции доступ на мировые рынки и принесет большие экономические выгоды. И здесь важно отметить непосредственную связь с Россией. Петр Акопов (газета Взгляд) пишет: «Новый шелковый путь», официальное название которого «Один пояс – Один путь», как раз и призван обеспечить связку Китая и Европы – как через Среднюю Азию, так и через Россию. «Шелковый путь» будет идти тремя маршрутами – два наземных и один морской (это, не считая еще потенциального арктического – который обсуждают Россия и Китай). Он тоже касается России – потому что с образованием Евразийского союза как минимум два государства Средней Азии уже оказываются в одном пространстве с нами».
Таким образом, в своих многочисленных проектах Казахстан полностью реализует свой главный потенциал – транзитный, создавая железнодорожные пути и обеспечивая транспортную инфраструктуру глобальных международных проектов. Казахстан становится важнейшим геополитическим игроком, связующим звеном между Россией и Европой (что важно в напряженное время двухсторонних отношений) и Россией и Китаем (дополнительное стратегическое партнерство двух стран). При совокупности проектов важно, чтобы многовекторная политика Казахстана с остальными регионами мира не противоречила взаимодействию с Россией и ЕАЭС. Ведь, как и в шахматах, быть хорошим игроком недостаточно, важно еще и хорошо играть. А этого Казахстан сможет добиться, сохранив баланс в отношениях с Россией, Китаем и Европой.
Автор: Джамиля Кочоян, ИА REX
http://www.iarex.ru/articles/51940.html Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикация 61
комментариев 1277
Рейтинг поста:
А он же не понимает как Китай работает, от того и визжит)))
Китай готов от себя за свои кровные прокладывать трассы хоть куда)
Эти трассы, развитие сбыта товаров что производит Китай, кроме сырья, кто что может предложить Китаю? да почти ничего)
Поэтому китайцы пришлют технику, работников без "паспортов" ( это чаще всего те кто рождён вне закона в Китае ) и будут укатывать и закатывать асфальт) как они это делали в Киргизии.
В первую очередь это надо Китаю, поэтому он и будет вкладывать, суетиться и т.д.
А тролли, это у них такой максимализм, без минутки на подумать)) А у кого-то и работа такая)
Но вот ведь новость, на троллей можно жаловаться, и не важно какое у него гражданство и в какой он стране мира проживает. а вот и адрес
http://www.fsb.ru/fsb/webreception.htm
но этот адрес конечно для более серьёзных выкриков. Хотя что можно считать серьёзным, а что нет)) Уничижительное отношение к соседям казахам, вполне сойдёт чтоб вздрючить мерзавца))
обязательно приложить текст и ссылку на комментарий))
--------------------
Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет.
Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола.
Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее.
Что делает (сделает), что делают (сделают)?
Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 14
Рейтинг поста:
Вправду что записной тролль.
Одни уничижительные эпитеты и ни одного адекватного слова.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 107
Рейтинг поста:
Да и 17 миллионов малограмотного населения - низкоквалифицированная рабочая сила. Не удивлюсь, если китайцы и своих рабочих пришлют. И будут казахи дальше мечтать о транзитных выгодах.
Так еще забыли упомянуть, что казахи - великие исследователи космоса. Получили от РФ деньги на свой пусковой проект "Байтерек" и растащили бабло. Сидят, мечтают, и ждут нового бабла. А теперь еще и от китайцев. Только те ребята то же узкоглазые, хрен их на бабки раскрутишь.