Угасающая империя США делает все возможное, чтобы отстрочить свой конец, продолжая использовать для этого свое излюбленное средство: диктат. После ими же спровоцированных терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке США внесли определенные изменения в свою политику. Достаточно вспомнить, что, в отличие от Ирака и Афганистана, в Латинской Америке Вашингтону не удалось воспользоваться жупелом «терроризма», чтобы вмешаться во внутренние дела других стран и взять под контроль добычу энергоресурсов и производство наркотиков. Но при этом у него очень хорошо получается «борьба с наркотиками», которая дает возможность контролировать этот бизнес, а также наводнять оружием и военными советниками Колумбию и Мексику, закладывая тем самым предпосылки для дальнейшей дестабилизации. В обеих странах, особенно в Мексике, США извлекают максимальную выгоду от так называемой «войны с наркоторговлей».
Рассмотрим лишь некоторые примеры:
1. Планы обеспечения интересов американских компаний порождают кризисы, дестабилизируя «нелояльные» правительства Латинской Америки, что можно наглядно наблюдать на примерах Венесуэлы, Эквадора, Бразилии и т.д. Страны могут и должны сами искать пути преодоления отсталости, разрабатывать и проводить в жизнь собственную экономическую политику. Покончить со многовековым наследием капитализма, эксплуатации и гнета.
2. Прибегая к тактике дестабилизации также и в отношении так называемых «дружественных» правительств (но более скрытно и не столь интенсивно), США расшатывают и их, одновременно используя в качестве трамплина для действий в отношении тех, кто попытается сохранять относительную «автономию» или независимость во внутренней политике. Скрытая дестабилизация осуществляется в Мексике, Колумбии и Перу, находящимся в подчинении США. Такие страны, как Гондурас и Колумбия (в обеих размещаются американские военные базы), используются США в качестве платформы для проведения действий против остальных стран Центральной и Южной Америки.
3. В отношении Кубы проводится другая тактика, отличающаяся от той, что применялась в течение последних 50 лет. Барак Обама, президент, пользующийся наименьшим доверием в мире именно в силу того, что обслуживает исключительно англо-американские интересы, вновь вытащил из арсенала древнюю политику кнута и пряника. «Признав» неэффективность экономической, торговой и финансовой блокады против Гаваны, но не усмотрев в этом поражения, он начал применять другие средства для достижения той же цели: расшатать изнутри режим братьев Кастро и одновременно разрушить в глазах латиноамериканцев образ Кубы как примера самоотверженного противостояния Вашингтону. Как бы там ни было, но волю народов не сломить. И Вьетнам лучший тому пример. По этому же пути движется Куба.
4. Вся эта подрывная деятельность ведется или координируется вашингтонскими спецслужбами, а также различными штабами на местах, начиная с посольств США во всех странах и организаций «помощи» международному развитию (упоминания одного только агентства USAID уже достаточно) и заканчивая откровенно подрывными учреждениями вроде ЦРУ и Управления по борьбе с наркотиками (DEA). Если в США и не произошло до сих пор государственного переворота, то это только потому, что там нет посольства США, часто повторяет Эво Моралес. И это действительно так, если вспомнить целую вереницу военных переворотов в Латинской Америке в 60-70-е годы прошлого века. А разве убийство Кеннеди нельзя рассматривать как разновидность государственного переворота? Кстати, подготовленного и осуществленного тем же ЦРУ.
5. То, что работает на транснациональные корпорации, имеющие штаб-квартиру в США, отвечает и имперским устремлениям Вашингтона. С точки зрения рыночной экономики, подобное заявление является одной из лучших уловок капитализма для установления экономического контроля над странами с помощью компаний, создающих «рабочие места» и осуществляющих «инвестиции» в целях «развития». Это неолиберальные установки макроэкономической политики, ведущей к разрушению среднего класса и класса трудящихся, а также влекущей отрицательные последствия для всего населения. Договоры о торговле являются инструментом контроля правительств, преследующих свои узкокорыстные цели за рубежом. Как договоры о торговле, так и неолиберальная политика выступают в качестве инструментов пресловутой глобализации, призванной, как утверждают, вывести народы из состояния нищеты.
Все вышеперечисленное не приносит какой-либо пользы латиноамериканским государствам. Скорее наоборот, подрывает их общественно-политическую систему. Дестабилизация, ставшая результатом проведения неолиберальной политики, разрушает устройство национальных государств, на создание которого ушли десятилетия, закладывая основы для использования иных методов, включая насильственные (прежде всего контроль целых отраслей организованной преступностью, зачастую прикрываемой местной коррумпированной властью). Она подрывает деятельность государственных структур, правительств и механизмов общественного контроля, направленную на поддержание стабильности в обществе и повышения благосостояния народа. Дестабилизация крайне отрицательно сказывается на политической организации государства и прежде всего на таких ее составляющих как выборы, представительность, законность и государственные интересы в долгосрочной перспективе.
Но даже при этом Вашингтон не жалеет усилий ради свержения правительств, не отвечающих его интересам. Венесуэла — бьющееся сердце Южной Америки. То же самое можно сказать и про Эквадор. В Гондурасе под грубым давлением был смещен ряд высших должностных лиц, начиная с государственного переворота, в рез ультате которого вынужденно оставил свой пост Мануэль Селайя (Manuel Zelaya).
Единственный выход — это противодействие. Необходимо постоянно обличать действия Вашингтона, поскольку он проводит свою политику постоянно, не останавливаясь ни на минуту. В Мексике, да и во всей Латинской Америке, все, от правящих кругов и до всех слоев общества, включая научных работников и журналистов, имеют привычку делать выводы, анализировать и пересматривать, планировать и реагировать только после того, как события уже произошли.
Администрация США работает так, как будто страна находится в состоянии войны, прибегая к насилию день ото дня. Нам остается только обличать, а также проявлять солидарность и сплоченность, а также реагировать, как индивидуально, так и коллективно. Это не только латиноамериканский, а общемировой вопрос, поскольку в других уголках планеты Вашингтон творит все то же самое.