Анализ проведенных 7 июня с.г. в Турции парламентских выборов позволяет предположить возможные варианты развития политической ситуации в стране и ее влияние на российско-турецкие отношения. Главный итог – произошло определенное смещениеакцентов внутри политических сил и, прежде всего, вокруг и внутри правящей последние 13 лет Партии справедливости и развития (ПСР), что в значительной степени коснулось и положения бизнес-элиты.
ПСР вынуждено формировать коалиционное правительство (полученных 40,9% — 258 депутатских мест недостаточно), скорее всего, со своим давним оппонентом – Народно-Республиканской партией (НРП) – 25%). В этой ситуации придется поделиться министерскими портфелями (не исключено, что сюда войдут в т.ч. министерство энергетики и министерство финансов). Кроме того, коалиционная составляющая потребует ревизии в руководстве самой ПСР. Наиболее вероятным преемником на посту лидера партии и премьер-министра называется экс-президент А.Гюль. Замена «ручного» (для Эрдогана) нынешнего премьера А.Давутоглу на авторитетную фигуру Гюля повлечет за собой укрепление позиций «людей бизнеса Гюля». Не говоря уже о том,что в самое ближайшее время следует ожидать рокировку во всем турецком бизнес-сообществе. «Анатолийских тигров», пришедших вместе с Эрдоганом, начнут оттеснять традиционные представители крупного бизнеса, ориентированного главным образом на Запад (в частности, объединение ТЮСИАД).
Другим серьезным риском для Р.Т.Эрдогана может стать коалиция ПСР с Партией националистического действия (ПНД) – 16,3%). Явно пантюркистская партия, выступающая, кстати, в данный момент за возвращение Крыма Украине вооруженным путем, приложит все усилия, чтобы похоронить не только все начинания Р.Т.Эрдогана в экономическом взаимодействии с Россией, но и его самого, как политического лидера.
Хотя на встрече президента В.В.Путина в Баку 13 июня с турецким коллегой Р.Т.Эрдоганом была подтверждена приверженность Турции соблюдать достигнутые договоренности относительно сооружения «Турецкого потока» и строительства АЭС Аккую, следует понимать, что функции нынешнего турецкого президента – чисто представительские. В создавшейся ситуации есть предположение, что Эрдогану вряд лиудастся решить вопрос о возможности изменения парламентской системы правления напрезидентскую. Вместе с тем, учитывая его харизму и тот факт, что ПСР все равно остается в коалиционном большинстве, можно ожидать появление новых неожиданных вариантов в борьбе за власть, что слабо просчитывается оппозицией. В любом случае – политическая фигура президента Турции была и остается своеобразным символом нынешних российско-турецких отношений.
Руководитель СПб РИАЦ РИСИ профессор, д.и.н. А.А.Колесников
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+