Возвращение «воcьмёрки» (G8) к её первоначальному формату «семёрки» (G7) означает не только сужение пространства диалога между Западом и Россией, но и появление дополнительных акцентов в отношениях евроатлантических партнёров. На прошедшем 7-8 июня в Баварии саммите G7 все поднимавшиеся вопросы – будь то глобализация, Трансатлантическая зона свободной торговли, изменение климата, ситуация на Украине или санкции против России – принимали такой вид, что это в той или иной мере продвигало американские интересы в Европе.
Проблемы глобализации связаны, в первую очередь, с международной финансовой архитектурой. Точнее, с валютой международных расчётов, каковой является американский доллар, не обеспеченный ничем, кроме страха кредиторов и торговых партнёров Америки однажды всё потерять. И даже плач Барака Обамы о дорогом долларе, не позволяющем наводнить мир своими товарами, есть завуалированное требование к европейцам поспособствовать поддержке американских производителей в ущерб собственным интересам.
Создание Зоны свободной торговли между США и Евросоюзом после заключения соответствующего соглашения также в первую очередь сработает не на европейцев. Именно просчёт последствий для ЕС от появления такой зоны послужил причиной сокращения интенсивности переговоров по данной теме и, соответственно, усиления давления на Европу со стороны Вашингтона.
Что касается проблем изменения климата, то, как известно, США, выступая лоббистом подписания Киотского протокола, так и не присоединились к нему. Через многочисленные экологические организации американцы оказывают давление на другие страны, демагогически препятствуя реиндустриализации потенциальных конкурентов. Ограничения, налагаемые Киотским протоколом, также сдерживают рост европейской промышленности. Американская пропагандистская кампания запугивает мир ужасами глобальных климатических изменений, но сами США, вопреки собственным пропагандистам и ограничениям на выброс парниковых газов, занялись реиндустриализацией, одновременно пытаясь помешать в этом европейцам.
Неонацистский государственный переворот на Украине, совершённый при поддержке США, привёл к образованию на границе с Евросоюзом перманентной зоны напряжённости. Экономика Украины шагает в пропасть, а Вашингтон добивается от Евросоюза выделения денег для поддержки «демократии» в стране, где установился неонацистский режим. Запугивая европейцев «российской угрозой», Соединённые Штаты наращивают в Европе свой военный потенциал и уже ведут речь о размещении в странах НАТО ядерных ракет, требуют от союзников увеличения военных расходов. А это также ведёт к ослаблению экономики Евросоюза и усиливает влияние США на европейские страны.
Антироссийские санкции и ответные меры со стороны России уже и так ударили по ЕС. Пока европейцы терпят убытки от сокращения торговли с Россией, США примеряются к тому, как ещё больше выдавить их с российских рынков. И продление санкций на год, о чём договорились на саммите «семёрки», позволит Вашингтону и дальше ограничить торгово-экономические связи Европы с Россией.
* * *
Если в момент создания в 70-х годах прошлого века «Группы семи» этот неформальный клуб действительно представлял собой собрание руководителей наиболее сильных в экономическом плане государств, то теперь он уже так не выглядит. В 2014 году, согласно данным МВФ и ЦРУ, Китай обошел Соединённые Штаты по объёму валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Третье место в мире по этому показателю занимает другой азиатский гигант - Индия. Россия, Бразилия, Индонезия, по данным МВФ, опережают Францию, Великобританию и Канаду. Совокупный ВВП восьми стран, не входящих в «семёрку», но превышающих по экономическому потенциалу Канаду, на 13% выше, чем у клуба государств, взявших на себя роль «вершителей судеб мира». Даже совокупный ВВП пяти стран БРИКС уступает суммарному ВВП «семёрки» всего на 5%.
Эти данные позволяют абсолютно серьёзно отнестись к заявлению китайской газеты «Хауньцю шибао» о том, что G7 как структура глобального управления утратила влияние, которое она имела в 1990-х годах, когда «возомнила себя неким международным политбюро». По мнению «Хауньцю шибао», после начала украинского кризиса «семёрка» превратилась в «вассала США, помогающего давить на Россию». При этом, считает китайская газета, ни давление на Россию, ни давление на Китай не отвечают интересам Европы, которая только проигрывает от того, что находится «на геополитической передовой» новой холодной войны.
Отповедь китайской газеты тем, кто «возомнили себя неким международным политбюро», прозвучала резче, чем заявление МИД России, где восприняли позицию США на саммите G7 как «шаги по обострению двусторонних отношений» и «последовательному наращиванию на Россию санкционного давления, направленного на ослабление российской экономики». (3) Если же говорить не на языке дипломатов, то надо прямо заявить, что на прошедшем в Баварии саммите Вашингтон открыто пытался подмять под себя Европу её руками и за счёт европейцев.
Фото: theguardian.com