Сегодня уже забылось и мало кто об этом вспоминает – как и когда началась та весна, которую назвали «арабской». Она распустилась кровавым цветом сотен погибших, растоптанных на площадях, растерзанных судьбами. Та весна началась 17 декабря 2010 г., когда от отчаяния и нестерпимого унижения поджег себя Мухаммед Буазизи, продававший на тележке овощи в затерянном в глубине Туниса местечке Сиди Бузид.
Весна прорвалась в январе-феврале 2011 г., когда бурные волнами одно за другими проходили выступления на площади Тахрир, в Иордании – «день гнева», в Сирии, следом в Ираке, на Бахрейне на Жемчужной площади, в Ливии, в Йемене. Что это была за весна? Тогда по горячим следам все в один голос называли эти события взрывом поколения Твиттер, широких слоев молодежи против социальной несправедливости, разрыва уровней жизни правящей элиты и основной части населения, против чудовищной коррупции и безработицы. Этот бурный поток неожиданно поднял, едва ли не вопреки силе инерции, а, скорее, под напором общей динамики на загривок мощной волны силы традиционного консервативного ислама. Политические светские партии в этот решающий момент были поглощены личным соперничеством за лидерство и власть.
Триумф исламских партий, а это, прежде всего, в Египте организация «Братья мусульмане» и «ан-Нахда» в Тунисе, был недолог: их руководство не имело опыта управления государственными структурами. Хотя они и понимали, но не хотели признать, что их время ушло, а молодежь, составляющая более половины общества, рвется вперед и неизбежно будет противиться их затягиванию назад, в средневековье, в схоластику догм, в оковы замшелых традиций.
Настал период новых бурных взрывов и выступлений, и весь Арабский Восток превратился в один постоянно действующий вулкан. Сила его извержения во много крат увеличивалась в результате подстрекательских действий западных стран, действовавших по излюбленной формуле «разделяй и властвуй». А эту практику на Арабском Востоке не забыли и убеждены, что многие сегодняшние беды и проблемы выросли из того периода, когда их территории безжалостно кромсали по живому, разрывали на части соперничающие между собой великие державы в схватке за богатые природными ресурсами земли этого региона.
И что особенно важно, «арабская весна» многократно усилила резонанс от событий, прошедших незадолго от этого в Заливе, когда после вторжения США в Ирак в 2003 г., вместо правящих на протяжении десятилетий суннитов, к власти в Багдаде усилиями американцев были приведены представители шиитского большинства. Тем самым был нарушен, сформировавшийся в Заливе на протяжении многих лет, хрупкий баланс сил. США за несколько недель разломали один из самых сложных, существовавших в мире политических ландшафтов. Это было подобно смещению тектонических пластов, что привело в движение всю и без того сейсмически опасную и в прямом и в политическом смысле территорию зоны Ближнего и Среднего Востока.
Особая драматическая роль в «арабской весне» выпала на долю Сирии – ключевой стране региона, где сходятся нервные окончания узловых проблем в силу ее стратегического положения в восточном Средиземноморье и вблизи от Персидского Залива.
Развитие событий в сирийском кризисе, вопреки расчетам Запада на быстрое падение режима и успех оппозиции, пошло иным путем. Вряд ли в американские планы входило прямое содействие перевоплощению банд боевиков сирийской оппозиции в композит страшного мутанта ИГИЛ, хорошо вооруженные боевые группы которого овладели частью территории Сирии, Ирака, провозгласив вслед за этим создание Исламского Халифата – структуры, не имеющей аналогов до сих пор на Ближнем Востоке. Предводители ИГ называют главной целью установление традиционного справедливого исламского государства и борьбу против США, других стран Запада, «продажных» арабских монархий. Ныне боевики ИГ, совершая зверские расправы с иноверцами и по ходу дела со всеми, кто оказывается у них на пути, расширяют ареал своих действий на Северную Африку. Эта террористическая структура не сама по себе появилась на арабской почве, она была выращена, как эмбрион в пробирке, с расчетом на то, что превратится в послушного робота-исполнителя целей своих спонсоров США и некоторых арабских монархий. Но вышло все иначе. Сегодня опасность, исходящую от ИГИЛ квалифицируют, в том числе, с высоких трибун международных организаций, в качестве первоочередной угрозы миру. Как противостоять этой угрозе? И каковы причины и корни подъема исламского радикализма?
Некоторые ученые предлагают в этом плане вновь обратиться к «пророчеству» известного историка Самуэла Хантингтона о том, что ХХI-е столетие будет веком столкновения цивилизаций. Впрочем, об этом писал ранее Р. Киплинг: «Западу и Востоку не сойтись».
«Хантингтон был прав, – утверждают многие исследователи. – Нынешние события – это столкновение между западной цивилизацией, завершающей свой цикл и отходящей в прошлое, и восточной, вступившей в новый цикл возрождения». На данном историческом отрезке в первой четверти ХХI века на мировую авансцену выдвинулась и набирает силу исламская цивилизация. Одно из проявлений противоборства цивилизаций – исламский радикализм, контуры которого обозначились в ходе волны арабских революций и материализовались в образе ИГИЛ как средства активной воинственной защиты исламских ценностей.
В современных условиях это – реакция на агрессивные действия Запада, прежде всего США, на насильственную вестернизацию, на их попытки навязать исламской Умме, в том числе посредством военной силы, порядки, ценности, постулаты, образ мышления, которые народам Востока духовно неприемлемы и во многом противоречат предписаниями Исламской Веры. По сути ИГ – это одно из проявлений реакции Востока на попытки западной цивилизации – точнее его ядра, так называемого сверхобщества с лидирующей ролью англо-саксов, провести новую колонизацию мира. В нынешних условиях Запад осуществляет то, что ныне получило название как гибридная колонизация, в которой используется широкий арсенал средств – от классического варианта внешней агрессии до «мягкой силы». Суть в том, что для мировой сверхэлиты, а это максимум «золотые пятьсот миллионов» (и вовсе не «золотой миллиард», как пытаются внушить доверчивой публике), мир является объектом колонизации, необходимой для поддержания исключительно высоких стандартов, качества жизни и сохранения долларовой империи. Таранным механизмом колонизации ХХ-ХХI века является глобализация – то есть стирание границ для беспрепятственного перемещения товаров, капитала, манипуляции средствами массовой информации.
Исламский радикализм как явление – это во многом отвержение широкими массами мусульман колонизации англо-саксов и Запада в целом, прежние накаты которой сохранены в генетической памяти народов, и, как следствие, противодействие нынешней новой ее волне будет приобретать все более широкий характер.
Вместе с тем, следует отметить, что росту исламского радикализма способствовала несостоятельность арабского светского национализма. Кроме того, процесс радикализации в исламе связан с общим низким социально-культурным уровнем масс мусульман, и возможно самое главное – с сохраняющейся в большинстве мусульманских стран закостенелостью, архаичностью и догматизмом, превалирующих в современном подходе к мусульманскому учению, с сохранением обрядов, ритуалов, традиций, находящихся в явном противоречии с современностью. В ХV-ХVI вв. Европа пережила эпоху Реформации, и этот процесс проходил в жестокой борьбе с мракобесием, косностью, сопровождался изуверствами инквизиции, убийствами священников, сжиганием церквей, уничтожением книг, кровопролитными войнами. Аналогичный процесс проходит в мире ислама. История повторяется: борьба за идеи прогресса неизбежно сопровождается кровопролитием. Ислам как совокупность взглядов и религиозная практика нуждается в реформации, в открытии пути к свободе, к обсуждению вопросов адаптации вероисповедания к изменяющимся условиям современности.
По сути, архаичен не ислам, а то, как его трактуют определенные круги и деятели в исламском мире, частично по инерции, но в основном в целях сохранения властных структур, подчинения им масс мусульман, и в практических материальных интересах. Столкновение новых тенденций и архаизма усиливает разрыв и толкает массы верующих к крайностям.
Борьба с исламским радикализмом, и в конкретном плане с ИГ, только путем силы, тем более военной, бесперспективна. Даже некоторые успехи в погашении отдельных очагов, районов сосредоточения сил, не говоря уже о том, что неизбежно будут сопровождаться большими человеческими жертвами и разрушениями, могут привести лишь к еще большему ожесточению, обострению конфликтных ситуаций, перемещению отрядов боевиков в другие районы и, кроме того, толкать исламские экстремистские группы к еще большему числу терактов против Запада. В итоге влияние ИГ может лишь усилиться, и при этом возрастет элемент непредсказуемости действий террористов. Продолжение курса Запада в борьбе с ИГ путем бомбовых ударов и военных операций лишь усилит размах и масштабы противостояния, превращая его в перманентную войну.
В России нет исламского радикализма в тех формах и масштабах, в каких он существует на Ближнем Востоке. Это не означает, что вообще нет отдельных экстремистски настроенных групп. Но большинство их связано с центрами за границей, многие «вирусы» религиозного экстремизма завезены студентами, возвращающими после обучения в исламских учебных заведениях, прежде всего в Саудовской Аравии.
В борьбе с исламским радикализмом история и опыт мусульман России могут быть весьма полезными и поучительными. В большинстве своем мусульманские общины России сумели избежать закостенелости в восприятии постулатов ислама, развивая их теоретическую трактовку и ритуальную практику сообразно общественному прогрессу. Это стало возможным благодаря тому, что на протяжении современной истории мусульмане России не остались на обочине общего процесса поступательного развития, не изолировались от основной части населения, несмотря на существовавшее внутри многих общин противодействие этой тенденции. Мусульмане были естественной частью населения и развивались вместе и как неотъемлемая часть всего российского общества. В их среде происходили глубокие социальные перемены, способствовавшие культурному, социальному, материальному прогрессу. К концу ХIХ века после нескольких веков органического существования в составе России мусульманских регионов Поволжья, Приуралья, Сибири, и после присоединения Кавказа и Крыма сцементировался сверхпрочный композит русско-мусульманских связей.
Это помогло мусульманам России придти к необходимости реформаторства ислама и практически во многом реализовать этот процесс, хотя в разных мусульманских общинах он проходил в различных формах и масштабах.
Ведущую роль в этом сыграла, поднявшаяся в ряде районов проживания мусульман России, плеяда образованных, широко мыслящих, ярких динамичных людей, обладавших острым чувством патриотического и национального сознания. Это – Исмаил Гаспринский, Шихабуддин Марджани, Габдерашид Ибрагимов, Зайнулла Расулев, братья Буби и Зияутдин Камали, Шамсутдин Культяси, Габдлла Апанаев, Муса Ярулла Бигиев и многие-многие другие.
Они ратовали за свободу мышления, научных поисков, идеал свободно мыслящего человека, делали упор на веротерпимости. Реформаторы отстаивали «право и джтихада», то есть право на самостоятельное суждение на базе Корана по разным религиозным и юридическим проблемам Уммы, развивали, предлагали меры по упрощению мусульманского культа.
Передовые мусульмане-просветители России исходили из того, что решение основных проблем российских мусульман было связано с их религиозным самоопределением. Всеохватывающий характер ислама, являющегося не только религией, но и философией, мировоззрением, нормой поведения и образом жизни, предопределял начало любой реформы в мусульманском обществе реформой религиозной. Надо было отказаться от схоластики, догматизации таклида – традиции, бессмысленного соблюдения обрядов в неадекватных условиях, от самоизоляции мусульман и открыть свободу интерпретации Корана и хадисов, дав тем самым импульс подлинному возрождению первоначальной чистоты ислама.
Первоочередное значение в своей просветительской деятельности они придавали ликвидации неграмотности, образованию молодежи, развитию науки. (В конце ХIХ века из 14 млн мусульман России грамотных было менее 1 млн, русским языком владели около 10 тыс., а читать на нем могли только 4 тыс.). Основным локомотивом этого процесса реформирования была новая методика образования, которую выработал и предложил пользовавшийся огромным авторитетом образованнейший человек своего времени крымский ученый Исмаил Гаспринский (умер в 1914 г.).
Характерной чертой мусульманских просветителей России является то, что в большинстве своем они выступали за реформаторский, а не революционный метод осуществления преобразований, без давления и насилия, и главное – при сохранении неразрывных связей с Россией. Они воспринимали русский язык и культуру как цементирующий материал для консолидации Уммы и ее прогресса, постоянно подчеркивали в своих выступлениях, что «для мусульманских народов русская культура более близка, чем западная».
Мусульманские просветители, прекрасно осведомленные о методах и тяжелых последствиях колониальной политики западноевропейских государств для народов Востока, относились к Западу с большой настороженностью. Вот как они об этом писали в своих работах и публикациях: «Навязать Востоку западную цивилизацию – лишь удвоить нищету человека Востока. От этого он не станет ни восточным, ни западным, но чем то средним со всеми слабостями одного и без положительных качеств другого. Их цель – грабить экономически весь Восток, ослаблять Россию периодическими войнами с мусульманами, снаряженными оружием «западных друзей».
В долгой истории России были периоды противостояния народов, но гораздо более длительными – периоды мирного сосуществования, взаимного плодотворного взаимодействия и взаимовлияния. В формировании естественной идентификации и в том числе современной парадигмы евразийства важную сцепляющую роль сыграли мусульманские народы в силу их вклада и органичного участия в политической, экономической, духовной жизни российского государства.
«Многие века заставляли Россию роднится с Востоком: мешались кровь, верования, обычаи, заботы; одни и те же светлые дни, и времена невзгод вложили одну и ту же думу в сердце русских и восточных людей, которых в России многие-многие миллионы, и которые, будучи таким образом связаны своей жизнью с Россией, связаны в то же время и с дальним нерусским Востоком. Подобными путями, незримо, русская мысль сказывается и в странах отдаленных, и вековая солидарность жизни России и Востока делает для России доступнейшими его заветные думы». Эти глубокие мысли, высказанные в прошлом веке выдающимся русским востоковедом азербайджанского происхождения Мирза Мухаммедом Али (Александр Касимович), как никогда правдивы и актуальны сегодня, когда и Россия, и страны мусульманского Востока переживают сложный момент своей истории.
Ситуация в регионе благоприятствует распространению радикального ислама
Александр Шустов
Переход на сторону «Исламского государства» высокопоставленного таджикского офицера, командира республиканского ОМОНа полковника Гулмурода Халимова (на фото) вновь привлек внимание к проблеме распространение радикального ислама в Центральной Азии. Между тем обстановка, складывающаяся в регионе в последнее время, делает его одним из наиболее благоприятных для распространения радикальных мусульманских движений на пространстве бывшего СССР.
Гулмурод Халимов – полковник МВД Таджикистана, командир отряда милиции особого назначения. Родился 14 мая 1975 года в Варзобском районе республики. С 1994 по 1996 г. служил в президентской гвардии. После этого перешел на службу в республиканский ОМОН. Проходил спецподготовку в российском и американском спецназе. Окончил Академию МВД Таджикистана (2000-2005 гг.). В 2008 – 2009 гг. – замкомандира республиканского ОМОНа по боевой подготовке. В 2013 г. получил звание полковника и был назначен командиром ОМОНа МВД Таджикистана.
В официальной биографии Г. Халимова, размещенной вместе с текстом видеообращения в интернете, сообщается, что он отвечал за организацию охраны первых лиц государства и был близок к семье президента Э. Рахмона.
Ситуация, сложившаяся вокруг Г. Халимова, с самого начала обрела черты детектива. В конце апреля таджикские СМИ сообщили о том, что командир республиканского ОМОНа исчез. Как сообщал веб-ресурс avesta.tj, Г. Халимов не появлялся на работе, и его местонахождение было никому не известно. Вскоре появились предположения, что он выехал в Турцию для того, чтобы присоединиться к отрядам «Исламского государства» на Ближнем Востоке, так как в последнее время часто упоминал о нем в разговорах. 1 июня ТАСС со ссылкой на «компетентные органы» сообщил, что бывший командир таджикского ОМОНа действительно находится в рядах сторонников «Исламского государства» в Сирии, куда он добрался транзитом через Турцию еще в конце апреля вместе с двумя ближайшими сторонниками. 27 мая в интернете появилось видеообращение Г. Халимова длительностью 12 минут и 20 секунд, где он подтвердил, что действительно присоединился к ИГ. Полковник говорил на русском языке, что сразу же наводит на мысль о том, что его слова адресованы отнюдь не только таджикам, а всем мусульманам, проживающим в республиках бывшего СССР. Ключевым моментом, способным пролить свет на эту историю, является вопрос о мотивах, заставивших Г. Халимова перейти на сторону ИГ. Несмотря на обвинения таджикских властей в том, что действовал он из корыстных побуждений, действия Г. Халимова явно мотивированы его религиозными взглядами. В обращении он утверждает, что хорошо знает историю и изучал ислам. Привлекательность ИГ для него связана, прежде всего, с тем, что на его территории действует шариат и нормы ислама, которые были установлены Кораном. В Таджикистане же эти правила, по его мнению, не действуют. Более того, «президент и министры» активно борются с растущей исламизацией общества и в, частности, запрещают носить хиджабы и читать на улице намаз. То есть современное таджикское государство, на его взгляд, фактически имеет антиисламский характер.
В видеозаписи присутствует обращение Г. Халимова к таджикским трудовым мигрантам - «братьям, работающим в России». «…Работая в России, вы стали рабами кафиров, а должны были стать рабами Аллаха…, - утверждает он. - Чем вы там занимаетесь?... Работаете на кафиров… Вы для них чурки, больше никто. Скажете, что не так? Они должны вам джизью платить, а не наоборот…». (Джизья – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах, рассматривавшаяся правоведами как выкуп за сохранение жизни при завоевании). Причины же сложившейся ситуации Г. Халимов видит в том, что его соотечественники «…отошли от ислама… и стали рабами кафиров». Чтобы вернуться к исламу, следует делать хиджру (араб. – «переселение») и джихад.
Вместо работы в России на «неверных» Г. Халимов предлагает таджикам присоединиться к «Исламскому государству» с тем, чтобы стать на путь джихада.
Во второй части обращения Г. Халимов на таджикском языке повторяет призыв ко всем таджикам «совершать хиджру и джихад», присоединившись к «Исламскому государству», где, по свидетельству бывшего омоновца, есть «братья из Кавказа, Индонезии, Америки, Европы и России». Причем из России в ИГ, по его словам, переезжают «целыми семьями». Конечной целью этой «хиджры» является построение халифата, который должен дойти до Таджикистана и вернуть себе «свои земли».
Инцидент с Г. Халимовым породил много вопросов, которых пока гораздо больше, чем ответов. Какие последствия будет иметь тот информационный фон, который сложился вокруг перехода на сторону ИГ высокопоставленного офицера таджикского спецназа? Что, если Г. Халимов среди таджикских, да и других среднеазиатских военных не один такой? Если начальник подразделения, обеспечивавшего безопасность президента, перешел на сторону ИГ, то же самое могут сделать и его подчиненные, для которых командир, по логике, должен обладать авторитетом. И не приведут ли эти процессы к тому, что в ходе более-менее серьезного конфликта местные военные начнут массово переходить на сторону ИГ?
Причины привлекательности «Исламского государства» в глазах определенного числа жителей бывшего СССР является неудовлетворенность положением дел у себя на родине или в России, где они вынуждены работать. В ИГ же они видят возможность построить действительно справедливое общество, основанное на нормах шариата. «Главная причина, по которой люди присоединяются к ИГ, на мой взгляд, заключается в том, что они разочарованы в происходящем у себя на родине, - заявил в интервью русской службе BBC руководитель проекта Международной кризисной группы в Центральной Азии Дейрдре Тайнан. - Для политических или общественных идей в Центральной Азии нет сколь-нибудь значительного выхода, а «Исламское государство» представляется куда более привлекательным и праведным вариантом». Добавим, что внутренняя демократия и эгалитаризм, практикуемые в отношении членов «своей» мусульманской общины, выглядят выгодной альтернативой общественному устройству государств СНГ, где о социальной справедливости давно уже все позабыли.
То, что переход Г. Халимова на сторону «Исламского государства» – отнюдь не рядовое событие, подтверждается и комментариями со стороны США. По информации госдепартамента с 2003 по 20014 гг. он прошел пять этапов обучения по борьбе с террористическими группами как в самом Таджикистане, так и в Штатах. Причем инициатива его обучения исходила от таджикских властей. По словам самого Г. Халимова в США он был три раза. Бывший офицер американских спецслужб Майкл Брин в интервью CNN, которое цитирует таджикская служба «Радио «Свобода», назвал переход столь высокопоставленного офицера таджикских силовых структур на сторону ИГ неприемлемым, поскольку «Халимов прекрасно осведомлен, каким образом разрабатываются антитеррористические операции». По мнению же работающего в Центре безопасности США Пола Шарре Г. Халимов будет не только обучать боевиков ИГ новой тактике борьбы, но и привлекать в ряды организации новых членов.
Впрочем, с точки зрения интересов США ситуация с Г. Халимовым выглядит отнюдь не однозначной. Американцы явно ведут на Ближнем Востоке двойную игру, с одной стороны заявляя о необходимости борьбы с ИГ, а с другой негласно поддерживая его деньгами и оружием.
Об этом, в частности, свидетельствуют опубликованные в интернете фотографии, на которых американский сенатор-республиканец Джон Маккейн запечатлен с лидерами «Исламского государства». Фактически ИГ действует в интересах Вашингтона, сражаясь с двумя его главными врагами в этом регионе – шиитским Ираном и алавитской Сирией. В рамки американских интересов полностью укладываются и военно-политические проблемы, которые ИГ способно создать на южной периферии СНГ. При этом никаких действий против Саудовской Аравии – главного союзника американцев, оно не предпринимает. Примечательно, что на сторону ИГ перешел офицер, которого активно готовили именно американцы. Даже если для них это создаст определенные проблемы, усиление ИГ играет на руку США.
У России же деятельность «Исламского государства» к югу от ее границ вызывает растущую тревогу. В декабре прошлого года глава российского МИДа С. Лавров в интервью «Коммерсанту» отметил, что эмиссары ИГ появляются уже в Афганистане, что создает угрозы республикам Центральной Азии и России. Генеральный штаб ВС РФ оценивает численность его вооруженных отрядов в 70 тыс. боевиков различных национальностей. Сколько из них составляют выходцы из бывшего СССР, точно не известно. Максимальная цифра, которая фигурирует в СМИ – до 4 тыс. человек. В январе этого года один из воюющих на стороне ИГ таджикских боевиков Нусрат Назаров, известный под именем Абу Холид Кулоби, заявил, что в настоящее время в Сирии воюют около 2 тысяч таджиков. Не исключено, что эти цифры близки к реальности. 5 июня глава МВД Таджикистана Рамазон Рахимзода заявил, что установлены личности 412 граждан республики, воющих на стороны ИГ. 71 из них уже погибли в боях. Но степень осведомленности МВД не ясна, да и в признании популярности ИГ среди населения республики таджикские власти не заинтересованы.
Сама по себе численность выходцев из бывшего СССР, воюющих на стороне «Исламского государства», пока слишком мала, чтобы создать военно-политические проблемы для республик Центральной Азии. Скрытая угроза, которую несет в себе ИГ, заключается в другом. Постепенное, а со временем – все более широкое распространение его идей может привести к тому, что число сторонников «Исламского государства» будет расти, и несколько тысяч его вооруженных приверженцев получат социальную базу для того, что сформировать исламскую оппозицию светским режимам Центральной Азии. Сразу же начинать вооруженную борьбу с ними ИГ вовсе не обязательно. Достаточно заполучить большое количество приверженцев, особенно в органах власти и силовых структурах, после чего власть при определенных обстоятельствах может сама упасть им в руки. «Глубинное» государство, созданное параллельно «официальному», в один прекрасный момент может его заменить.
Время для обращения к таджикским мигрантам в России Г. Халимовым выбрано как нельзя более удачно. Из-за сочетания целого ряда неблагоприятных факторов они переживают сейчас не лучшие времена. С 1-го января вступили в силу изменения в миграционное законодательство, обязывающие мигрантов из государств СНГ, не входящих в состав ЕАЭС, приобретать патент, для чего необходимо сдавать экзамены по русскому языку, истории и законодательству РФ. Кроме того, из-за резкого падения курса рубля в конце прошлого года количество трудовых мигрантов и их доходы в РФ заметно сократились. Причем если общее количество жителей стран Центральной Азии, работающих в России, по сравнению с прошлым годом сократилось на 15%, то объем денежных переводов в Таджикистан за четыре месяца этого года упал сразу на треть.
При этом в России до сих пор работают около 1 млн. таджикистанцев. Их материальное положение в результате последних событий заметно ухудшилось, что создает благоприятную социальную почву для роста радикальных настроений.
Судя по развитию ситуации вокруг «Исламского государства», в ближайшее время оно обещает стать одной из главных угроз как внешней, так и внутренней безопасности России и азиатских республик бывшего СССР на южном направлении. И случай с переходом на сторону этой организации высокопоставленного сотрудника таджикских силовых структур, возможно, является далеко не последним.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+