Наиболее значительными событиями, произошедшими в странах Шама-Леванта (к которым уже по традиции добавлены близлежащие Турция и Ирак), безусловно, стало новое наступление ИГИЛ, причем сразу в двух направлениях. В связи с этим, начать данный обзор, вероятно, следует именно с этого.
Ирак
После некоторых успехов иракской армии, включающей и отряды ополчения (курдского, суннитского и шиитского), освободивших ранее г. Тикрит, боевики ИГИЛ вновь перешли в наступление. Итогом атак экстремистов стал захват г. ар-Рамади, административного центра провинции аль-Анбар.
После захвата этого города Вашингтон и Багдад обменялись взаимными обвинениями. Так, президент США заявил, что падение Рамади – это "тактическое отступление", но обвинил иракцев в "неорганизованности и плохой подготовке", призвав усилить роль суннитов в борьбе против радикалов. Также Белый дом обвинил иракские власти в том, что их армия оказалась недееспособной, поскольку не смогла оказать должного сопротивления боевикам.
Иракское правительство, в свою очередь, отметило, что подразделения, которые защищали Рамади, проходили обучение под руководством американских инструкторов, и именно они ответственны за этот провал.
На этом фоне Багдад призвал на помощь ополченцев, и объединенные войска приступили к операции по освобождению Рамади. Пока удалось освободить лишь часть города: в частности, экстремисты были вытеснены из университетского комплекса и нескольких районов. Также войска сумели отбить Хусайбу – небольшой городок к востоку от Рамади.
***
Официальные лица Ирака призвали к немедленному вмешательству и страны международной коалиции, предупредив, что в противном случае в руки ИГИЛ попадет вся провинция Анбар, и боевики выйдут непосредственно к границам Багдада.
Однако коалиция во главе с Вашингтоном, если и помогает, то делает это как-то вяло. Создается впечатление, что за кулисами происходящих процессов явно ведется какая-то игра. В связи с этим весьма примечательными являются слова израильских экспертов, подчеркивающих, что полная ликвидация ИГИЛ не является предпочтительным вариантом. По их словам, эта группировка весьма эффективно подходит для того, чтобы изматывать шиитские отряды. Идеальной же ситуацией для Тель-Авива эксперты считают войну между ИГИЛ и шиитскими бойцами "до полного взаимоуничтожения".
Попутно, видимо, планируется уничтожать и обычных мирных граждан. Уж где-где, а в ИГИЛ это поставлено на поток. Вот и последние действия радикалов, связанные с перекрытием плотины на р. Евфрат, помимо очевидных целей, преследуют и неочевидные – ведь отсутствие питьевой воды в таком месте как Анбар, по сути, приведет к тысячам смертям от жажды…
Сирия
Другой страной, где "игиловцам" удалось развить свое наступление, стала Сирия. Здесь экстремисты сумели захватить Пальмиру – город, который является не только археологическим памятником (о чем в последнее время без конца твердят западные СМИ), но и важным узлом связи на юго-востоке Сирии. Вследствие потери Пальмиры Дамаск, фактически, теряет контроль над границей с Ираком, и это позволяет боевикам еще более вольготно перемещаться из Ирака в Сирию и обратно.
Что же касается волнующей Запад утраты археологического наследия Пальмиры, то члены ИГИЛ, видимо осознав свои возможные имиджевые потери, решили полностью не сравнивать исторические памятники с землей, ограничившись лишь разрушением нескольких артефактов. Однако вопрос, который возникает у всех, кто знаком с историей этого региона, все равно остается – неужели боевики ИГИЛ умнее и лучше разбираются в исламских законах, чем поколения первых мусульман, которые оставили эти руины в покое, занимаясь более важными и насущными делами?
***
Помимо наступления на Пальмиру и ее последующего захвата, экстремисты атаковали и расположенный вблизи от Дамаска лагерь палестинских беженцев "Ярмук". Это было уже второе нападение радикалов на многострадальных переселенцев из Палестины. Как и в прошлый раз, благодаря совместным действиям палестинских отрядов самообороны и правительственных войск, нападение было отбито, и под контролем боевиков осталась лишь небольшая часть лагеря.
Атака на "Ярмук" в очередной раз показала истинную сущность экстремистов – нападать на бедных палестинских беженцев, это верх цинизма и беспринципности. В чем они-то провинились перед т.н. сторонниками "чистого" ислама? И можно ли после этого называть идеологию этих хариджитов "чистой" или, вообще, просто исламской?! Не случайно, глава Турции Р. Эрдоган даже отказал "игиловцам" в праве называться мусульманами.
***
Примечательно, что в атаке на палестинцев участвовала и другая радикальная группировка – "Джабхат ан-Нусра". И это при том, что она считается филиалом "Аль-Каиды", а идеологи последней призвали к борьбе против членов ИГИЛ, которых "алькаидовцы" называют "вероломными предателями" и "сборищем преступников, еретиков и разбойников".
Еще одним парадоксом является тот факт, что боевики "Ан-Нусры" вроде как входят теперь в объединенную оппозиционную группу "Джейш аль-Фатх", которую поддерживают США, Турция и аравийские монархии. Эта группа тоже считает ИГИЛ своим врагом… Вот такой узел завязался в районе Ближнего Востока, и с каждым днем он завязывается все туже. Причем создается такое впечатление, что определенные силы явно заинтересованы в том, чтобы его невозможно было развязать.
На этом фоне уже не кажутся случайными успехи отрядов "Джейш аль-Фатх", наступающими на севере Сирии и захватывающими там все новые города, в частности г. Эриха (один из последних значимых населенных пунктов в провинции Идлиб).
Этим пытаются воспользоваться Анкара, Доха и Эр-Рияд, объявившие о намерении создать на утраченных Дамаском территориях буферную и даже "беспилотную" зону. Все это сильно напоминает ситуацию в Ливии, однако то, что сейчас в этой североафриканской стране творится настоящий хаос, похоже, никого не заставляет задуматься.
***
Нельзя пройти мимо и тех сообщений, согласно которым будто бы в России и Иране готовы к поражению сирийских властей, рассматривая варианты развития ситуации в Сирии без них. Здесь следует отметить, что данная информация исходит в основном из источников, близких к Саудовской Аравии. С одной стороны, дыма без огня не бывает, но и напустить дыму – тоже нередкое явление. Тем более, что Тегеран уже объявил о продолжении поддержки Дамаска.
А вот ЕС только усилил давление на Дамаск, продлив антисирийские санкции еще на год. Словно не понимая, что режим санкций в большей степени ударяет по мирным гражданам. Но разве "цивилизованный" Запад думает о простых сирийцах…
Турция
Одна из стран региона, власти которой, вероятно, тоже не до конца осознают всю опасность сложившегося положения – это Турция. Анкара продолжает активно играть на сирийском поле, поддерживая т.н. "умеренную" оппозицию. (Впрочем, насколько она "умеренна", можно судить по группировке "Ан-Нусра", факты сотрудничества с которой официально признали в штабе оппозиции).
Турецкое руководство, конечно, пытается вести свою игру. Например, в попытках поддержать сирийских оппозиционеров Анкара не всегда находит поддержку у своего главного союзника – США. В начале мая даже появились сообщения о том, что программа подготовки бойцов оппозиции была приостановлена. Официальной причиной были названы проблемы технического характера. Но, очевидно, что это только "вершина айсберга" – по данным экспертов, главным камнем преткновения между Анкарой и Вашингтоном является вопрос о том, против кого должны быть направлены тренируемые силы – против официального Дамаска или же против ИГИЛ. Белый дом, опасаясь ответной реакции со стороны союзников сирийских властей, настаивает на том, что оппозиционеры должны воевать против "игиловцев". Турецкие же власти хотят, чтобы те воевали против Асада.
***
С сирийским кризисом связан и последний, случившийся в Турции скандал: местная пресса опубликовала снимки, на которых запечатлены факты поставки Анкарой оружия в Сирию. Как утверждается, фотографии сделаны полицией в январе 2014 г. в провинции Адана (на юге страны) во время обыска грузовиков, следовавших в сторону турецко-сирийской границы. Машины принадлежали службе турецкой разведки MIT, и по их версии везли в Сирию гуманитарную помощь. Однако военные, осматривавшие грузовики, сообщили о наличии в них оружия. И действительно, на фотографиях видны различного рода боеприпасы, в т.ч. мины и артиллерийские снаряды.
Власти попытались оправдаться и тем, что оружие предназначалось сирийским туркменам, которых Турция хотела вроде как защитить. Однако представители туркоман отреагировали на это своим заявлением, отметив, что они не договаривались и не получали турецкого оружия.
Дело дошло до того, что председатель профсоюза адвокатов Турции заявил о намерении обратиться в турецкий и международный суды с целью начать разбирательство в отношении президента Р. Эрдогана и премьер-министра А. Давутоглу по делу "о грузовиках, которые перевозили оружие и боеприпасы террористическим группировкам в Сирию".
Таким образом, накануне парламентских выборов и в условиях непростой внутриполитической ситуации, "команда Эрдогана" оказалась замешана в весьма неприятном и где-то даже грандиозном скандале, который может отразиться на результатах выборов. Конечно, скорее всего, скандал был специально "раздут" именно к этому периоду времени. Но с другой стороны, факты поставки Анкарой вооружения в Сирию едва ли вызывают сомнение.
***
Из других заметных внутриполитических событий в Турции стало обострение ситуации с леворадикальными группами, которые ранее провели несколько терактов, в результате чего были убиты госслужащие и сотрудники полиции. Также "леваки" попытались спровоцировать беспорядки на первомайской демонстрации, традиционно проводящейся в стране в начале мая.
В связи с этим спецслужбы Турции провели масштабную акцию по задержанию членов радикальных группировок, прежде всего, "маоистов". Операция была проведена силами сотен сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. подразделениями спецназа, и охватила почти 30 адресов в 10 округах Стамбула.
***
Что же касается внешнеполитического фронта, то здесь Анкара продолжает свою проатлантическую тенденцию, всецело поддерживая процесс расширения Североатлантического альянса, о чем турецкие власти и объявили на прошедшем в г. Белек саммите НАТО. Примечательно, что даже американцы и их европейские союзники по военному блоку пока еще официально не озвучивали столь амбициозные планы.
Что же хочет выгадать этим заявлением Анкара – заручиться поддержкой альянса? Но по натовским правилам Турция как член альянса и так имеет право на защиту. Стать ведущей державой в НАТО? Так это очевидная утопия. Может, получить приоритетный статус главного союзника США? Но для этого нужно полностью выполнять волю Вашингтона, чего Анкара не очень хочет.
Подобного рода раздвоение наблюдается и в отношениях Турции с ЕС. С одной стороны, Анкара "видит себя частью Европы". С другой стороны, заявляет, что "если Евросоюз откажет Анкаре в членстве в организации, то турок это ничуть не огорчит".
В общем, политика турецкого руководства выглядит весьма двойственной и запутанной – создается впечатление, что турки сами до конца не понимают, чего же они, собственно, хотят.
Иордания
А вот в Иордании местные власти, пожалуй, знают, что им нужно прежде всего – финансы. Вероятно, поэтому наиболее заметным событием для страны стало проведение Всемирного экономического форума по Ближнему Востоку и Северной Африке. Мероприятие оказалось очень и очень представительным: участие в нем приняли более 1.000 государственных лидеров и известных бизнесменов из 50 стран мира.
В рамках форума было объявлено, что в Иордании начнется реализация инвестиционных проектов на сумму порядка $ 7 млрд. При этом, выступая на церемонии открытия мероприятия, король Иордании Абдалла II заявил, что не допустит, чтобы региональный кризис стал преградой на пути развития страны, добавив, что в течение ближайших 10 лет на развитие иорданской экономики будут привлечены $ 20 млрд.
Другим важным событием для жителей Иордании стала отставка главы МВД Х. Маджали. Такое решение последовало после критики жестких действий полиции в г. Маан, жители которого вышли на митинг. Местные жители обвинили полицейских в чрезмерном применении силы при попытке задержать нескольких протестующих.
В итоге, согласно указу премьер-министра страны А. ан-Насура, глава МВД был отправлен в отставку по причине "неспособности органов безопасности координироваться между собой по вопросам, касающимся безопасности граждан, и неспособности решать эти вопросы на должном уровне". Также были отстранены от должностей и руководители местной полиции и жандармерии.
Нельзя не отметить и все возрастающее беспокойство иорданских властей угрозой проникновения боевиков ИГИЛ на территорию страны, возможность чего стала еще более реальной после продвижения радикалов в Сирии и Ираке…
Ливан
Проблемы с экстремистами тревожат и Ливан. Армия этой страны продолжает бои против экстремистов на границе с Сирией.
Здесь надо отдать должное США, предоставивших ливанцам противотанковые ракеты и беспилотники, которые помогут армейским подразделениям обеспечить более плотный контроль границы с Сирией и предотвратить проникновение боевиков. Хотя Вашингтон часто одной рукой может гладить, а другой…
Тем временем, как уже было упомянуто, на ливанско-сирийской границе проходят ожесточенные сражения. Прежде всего, бои идут в ущелье Каламун. Сирийская армия и бойцы ливанского движения "Хизбуллах" пытаются выбить из этого важного района боевиков ИГИЛ и "Ан-Нусры", которые время от времени вступают в конфликты и между собой. По последним данным, почти 80% территории Каламуна уже контролируется силами сирийской армии и отрядами "Хизбуллах".
В связи со сложившейся ситуацией, интересно привести мнение части ливанской политической элиты, отмечающей, что причиной нынешней ситуации в регионе является целенаправленная политика США, которая направлена на создание религиозных и региональных кризисов и войн на Ближнем Востоке. По мнению ливанцев, если "главная цель соглашения Сайкса-Пико (секретный договор между колониальными державами, разделивший регион на зоны влияния) была связана с установлением контроля над нефтяными запасами, то нынешний этап имеет своей целью реструктуризацию региона, чтобы запасы нефти продолжали в течение многих лет служить интересам крупнейших мировых держав". И с этим мнением сложно не согласиться…
Палестина
Жители Палестины вспоминали в мае об одной из главных трагических дат – годовщине Дня катастрофы ("Ан-Накба"). Его истоки восходят к 1948 г. когда было объявлено о создании на территории Палестины двух государств. Однако арабское государство до сих пор так и не создано.
С этого времени и до сегодняшнего дня продолжается одна из самых трагичных гуманитарных катастроф в современной истории. Вот уже 67 лет палестинцы стремятся реализовать свое право на государственность, но пока так и не подошли к осуществлению этой мечты. И хотя последние заявления премьер-министра Израиля были связаны с возможностью создания Палестинского государства, все прекрасно понимают, что от слов к делу здесь переходят с большим трудом. Более того, позиция политиков может меняться весьма стремительно, и израильский премьер – наглядный тому пример. Еще недавно, перед выборами в свой парламент он заявлял о том, что "не допустит создания государства Палестина". А теперь он вдруг поменял свои взгляды? Едва ли. Скорее всего, это просто очередной пиар-ход, направленный на улучшение отношений с американцами и европейцами.
Но если относительно позиции Тель-Авива особых иллюзий никто, в общем-то, не испытывает, то вот политика арабских государств продолжает удивлять и разочаровывать. К большому сожалению, палестинский вопрос, который всегда был самым важным в арабской повестке дня, в нынешнее время оказался задвинут на задний план. Проблема терроризма и боязнь пресловутой "иранской угрозы" так действуют на арабскую элиту, что некоторые режимы вовсю сотрудничают с Израилем. И конечно, в таких условиях вопрос государственности Палестины еще долгое время будет предан забвению, чего, в принципе, и добиваются заинтересованные в этом силы.
***
Другой больной точкой Палестины является Газа, где разворачивается вооруженное противостояние между силами ХАМАС и радикалами, близкими к ИГИЛ. После нескольких столкновений и последовавших затем арестов экстремистов спецслужбами ХАМАС, радикалы из ИГИЛ предъявили движению палестинского сопротивления ультиматум с требованием выпустить арестованных боевиков.
Интересно, что даже некоторые израильские военные признают, что только ХАМАС может гарантировать стабильность в Газе и предотвратить захват власти радикальными группировками. Таким образом, перед лицом опасности израильтяне признают ХАМАС организацией, с которой можно иметь дело, хотя до этого всегда признавали ее террористической.
Геополитические итоги
Если взглянуть на события в регионе более широко и глобально, то напрашивается несколько важных выводов. И самый главный из них связан с т.н. "борьбой против терроризма", прежде всего, против ИГИЛ.
Дело в том, что, согласно опубликованным недавно в западных СМИ документам, американские спецслужбы знали о возможностях этой группировки аж за два года до ее "триумфального" появления на сцене. Более того, исходя из отчета Разведывательного управления Министерства обороны США, следует, что Вашингтон явно хотел использовать радикалов для смещения Асада.
При этом в своей стратегии Пентагон опирался на советы известного американского центра стратегических исследований RAND, предложившего столкнуть между собой суннитов и шиитов, что должно было позволить американцам усилить свое влияние в регионе. И если взглянуть на сегодняшнюю ситуацию, то нельзя не заметить, что именно так все и происходит – мировые события разворачиваются в соответствии с известным принципом "разделяй и властвуй".
Именно в этом ключе можно рассматривать и такое важное решение со стороны Белого дома как принятие законопроекта о поставках оружия и оказании финансовой помощи иракским суннитам и курдам, минуя официальный Багдад. Власти Ирака прямо называют это попыткой расчленения страны. Тем более, что лидер иракского Курдистана М. Барзани уже заявил о возможности провозглашения независимости. Исходя из его слов, по данному вопросу планируется провести референдум. Правда, есть одна существенная оговорка – "когда улучшится ситуация в стране", т.е. после завершения кампании против ИГИЛ.
В любом случае, явно или неявно, но кто-то постепенно и усиленно готовит не только Ирак, но и весь Ближний Восток к значительному переформатированию. Вот только ни боевики, ни большинство глав ближневосточных государств, похоже, не понимают, какую роль им всем уготовили их "верные друзья и союзники".
Кстати, об опасности дальнейшего обострения ситуации говорят уже и сами западные эксперты. Так, представители Австралийского института стратегической политики отмечают, что положение достигло "критической точки, когда решается будущее Ирака, и если не изменить подход, то мы проиграем, и страна окончательно распадется на три части". Но, возможно, австралийские эксперты просто не в курсе, что будет являться для заокеанских стратегов проигрышем, а что, наоборот, выигрышем?
Руслан Раминов, специально для портала
Muslim Politic Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|