ЕС терпит поражение в борьбе с «Исламским государством»
Европейские страны оказались бессильны в борьбе с «Исламским государством»*, а потому надо просить помощи у России. Такое заявление по итогам международной конференции по борьбе с ИГ в Париже сделал глава МИД Франции
Лоран Фабиус. По мнению дипломата, Москва должна повлиять на ситуацию в Сирии, иначе победа над исламистами окажется недостижимой.
Сделал Фабиус еще одно признание. По его словам, успех в борьбе с ИГ зависит не только от поддержки иракской армии, но и от противостояния в Сирии. Европа не хочет, чтобы боевики «Исламского государства» подошли к Дамаску…
С Фабиусом трудно спорить. Только политика Запада на Ближнем Востоке противоречит декларациям. Во-первых, США и государства ЕС уже давно снабжают оружием и деньгами так называемую «умеренную сирийскую оппозицию». В конце мая Турция и Соединенные Штаты достигли договоренности о подготовке боевиков Сирийской свободной армии. Радикалам на сегодняшний день активно противостоят только сирийские правительственные войска. Но вместо помощи им, Запад думает о содействии тем, кто воюет против Асада.
Во-вторых, какой помощи ждет от России Запад, если сам сделал всё для того, чтобы отношения между Москвой, Вашингтоном и Брюсселем испортились? На вышеупомянутой международной конференции премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади обратил внимание, что антироссийские санкции серьезно мешают борьбе с «Исламским государством»: правительство в Багдаде из-за заморозки счетов не может заплатить РФ за новое оружие, которое так необходимо иракским военным.
Видимо, на Западе рассчитывают, что Россия использует свое влияние на Ближнем Востоке, выделит кредиты и поставит оружие тем, на кого укажут в Вашингтоне, а еще лучше – пошлет своих солдат сражаться за чужие интересы. Что Запад готов дать взамен? Недавно Лоран Фабиус заметил, что санкции против России можно и смягчить. Мол, Минские соглашения худо-бедно выполняются, Европа готова признать нашу страну не такой плохой, как раньше. Понятно, что это слова, не наполненные никаким содержанием. Пока максимум, на что готов пойти Запад, это возобновить поставки в Россию польских яблок…
– Возможно, Лоран Фабиус пожелал сделать России комплимент. Либо пришло осознание, что Франция и Европа в целом провалились в борьбе с «Исламским государством». Теперь европейцы хотят подставить чьи-нибудь плечи под свою ношу. Почему бы не России? – отмечает директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Но помочь французам нам нечем. Свое понимание в их головы мы вложить не можем. Мы можем, пожалуй, за них только помолиться и пожелать им всего доброго. Есть еще помощь по каналам спецслужб. Но надо, чтобы европейцы перестали заниматься санкционными играми и по-настоящему захотели с Россией работать.
– Насколько актуальна для Европы проблема ИГ?
– Очень актуальна. Континент исламизируется и исламизируется стремительно. Противопоставить исламистам нечего. Это доказали, в том числе, и теракты во Франции.
ИГ – очень богатая структура, сегодня это лидер исламистского «интернационала». На Ближний Восток едут получать боевой опыт тысячи французов, им симпатизируют сотни тысяч, если не миллионы, французских мусульман. Безусловно, это очень серьезная угроза. Расстояния с тех пор, как изобрели современную авиацию, ничего не значат. Можно сесть на самолет в Кабуле и через несколько часов оказаться в Нью-Йорке и пойти взрывать.
– Могут ли европейцы изменить свое отношение к сирийской проблеме?
– Для этого нужно быть политиками, способными оценить проблему. Я не верю в способность французских, немецких, британских, американских политиков измениться. Тем, кто управляет современным западным миром, думать реалистично очень сложно
– Для нас проблема ИГ настолько же актуальна, как и для Европы?
– Для Российской Федерации проблема менее острая. Боевиков, которые едут воевать на стороне «Исламского государства», в процентном соотношении с населением намного меньше. Россия пережила две чеченские кампании, иллюзий относительно радикальных исламистов у нас никаких нет. Но есть хороший опыт борьбы с террористами на собственной территории. У нас чуть меньше демократии, и это означает большую безопасность.
– То есть, бороться с ИГ мы будем собственными методами, без помощи европейцев.
– Если европейцы захотят с нами взаимодействовать, то мы будем это делать. В той мере, в какой Россия посчитает это уместным. Но если европейцы хотят на нас взвалить собственные проблемы, которые сами и создали, то такое сотрудничество неплодотворно.
– Не мы развязали войну в Сирии, которая была стабильным государством. И потому главный вопрос: как помочь себе, а не Европе и кому-то еще? – говорит директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. – Конечно, не надо пускать обратно в Россию тех наших граждан, которые воюют на стороне «Исламского государства». По самым скромным подсчетам, их до 1700 человек. Вместе с жителями постсоветского пространства - до трех-четырех тысяч. Мы должны принять закон об изъятии загранпаспортов у боевиков и согласовать, чтобы такие же законы были приняты в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, Азербайджане. Если государства не пойдут на это, то мы должны будем ввести с ними жесткий пограничный режим. Нельзя допустить, чтобы боевики ехали к нам.
Далее, надо оказать помощь сирийскому руководству. Дамаск испытывает серьезные финансовые трудности. Значит, надо выделить ему кредит для закупки бронетехники, авиации, запчастей.
Вообще, пора указать господину Фабиусу, чтобы европейцы прекратили поддержку так называемой «сирийской умеренной оппозиции». Под этим предлогом они снабжают оружием Джабхат-ан-Нусра** (сирийское отделение Аль-Каиды***).
Необходимо поддержать иракских курдов. Сейчас на Санкт-Петербургском международной форуме будет президент Иракского Курдистана Масуд Барзани. Почему бы не поставить ему, по согласованию с Багдадом, стрелковое оружие. Мы можем помочь отремонтировать советские танки, которые достались курдам от режима Саддама Хусейна – Т-62, Т-55, Т-72 и так далее. Иракские курды могут получить мощную бронетехнику и значительно усилить свое давление на «Исламское государство».
Что касается всего остального, то пусть Запад выкручивается, как может.
– Фабиус заявил, что он против подхода ИГ к Дамаску.
– Коалиция «Джабхат-ан-Нусра», Сирийской свободной армии и прочих подобных движений при помощи палестинских радикальных групп захватили Ярмук – пригород Дамаска, от которого до президентского дворца 15 минут езды на машине.
Европейцы должны официально заявить, что прекращают помощь коалиции сирийской оппозиции, которая действует со стороны Турции. Пока лишь одни слова. Решатся ли на изменение своей политики европейцы – сложно сказать. Но мы, повторюсь, должны думать о своей безопасности. Не сделав этого, трудно говорить о какой-то помощи Франции и ЕС.
По мнению научного сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Леонида Исаева, Запад хочет использовать Россию в качестве посредника в переговорах с Сирией, Ираком и Ираном:
– Бороться с ИГ на территории Сирии и Ирака нельзя, если вы не координируете свои действия с силами, которые дают отпор исламистам. Я имею в виду, прежде всего, сирийскую армию и армию Ирака, поддерживаемую сегодня Ираном. Контакты с Дамаском и Тегераном у ЕС и США отсутствуют. С ними держит связь Москва. Поэтому вполне разумно, что Фабиус говорит о тесном взаимодействии с Российской Федерации. Без нас противостояние ЕС с ИГ, которое длится больше года, оказывается безрезультатным.
– Но Европа должна тогда изменить свое отношение к Башару Асаду.
– Европейцы пытаются менять свою стратегию. Но ситуация прошла точку невозврата. Асада обвинили во всех грехах, разорвали все отношения с ним, недавно сравнили сирийский режим с террористическими группировками. Очень сложно теперь сказать, что Европа готова взаимодействовать с Асадом. Европейцы понесут серьезные имиджевые потери. И это обстоятельство не дает признать свои ошибки по отношению к режиму в Сирии. Хотя Обама, Керри осторожно говорят о необходимости сотрудничества. То есть, какие-то сигналы есть. Но напрямую общаться с режимом Асада и Тегераном некомфортно. Поэтому Западу нужна Москва, как посредник между западными странами и Сирией с Ираном.
Правда, тогда Западу надо пересмотреть свое отношение к России в целом. Поэтому на повестку дня встает весь спектр проблем, от Сирии до Украины.
– Готова ли Европа пойти на уступки в отношениях с Россией?
– На мой взгляд, рано или поздно к этому всё придет. Но в краткосрочной перспективе об этом думать не приходится. Вряд ли стороны после взаимных обвинений готовы выйти на уровень сотрудничества, который был до 2014 года. Но сигналы мы будем получать. Проблема «Исламского государства» беспокоит страны ЕС и США всё больше и больше.
– Получается, что с ИГ Россия и Запад будут бороться порознь?
– Пока каждый будет сам за себя. Все будут подавать сигналы о том, что готовы к сотрудничеству. Но как дело будет доходить до воплощения договоренностей на практике, страны ЕС будут устраняться от реальной борьбы с «Исламским государством».
Надо понимать, кроме Сирии, Ирана и Ирака никто не будет давать отпор ИГ. Но у них очень ограниченные ресурсы, и они постепенно заканчиваются. «Исламское государство» одерживает победу за победой, всё время расширяется.
Мы будем поддерживать Сирию, Ирак и Иран, будем бороться с теми, кто едет воевать на стороне ИГ. Но всё это точечные способы борьбы, комплексного подхода ожидать не стоит.
Скажем, как только «Исламское государство» подойдет к границам Иордании, иорданцы начнут активно работать. Пока не подойдут – вмешиваться не будут. Никому не хочется отправлять своих солдат воевать с ИГ. Зачем это французам или англичанам? Они будут надеяться, что кто-то другой это сделает. Иордания рассчитывает на Турцию, Турция – на Египет.
У Израиля полно своих проблем, он тоже вмешиваться не будет. А вероятность присоединения ХАМАС к ИГ очень маленькая. Группировку изолировали совместно Израиль и Египет.
По сути, все будут находиться в стороне. И этой тактики постараются придерживаться максимально долго.
* – «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** – Джабхат-ан-Нусра решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** – Аль-Каида решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото: EPA/ ТАСС