Халифат здесь и сейчас?
Недавно открылись весьма странные и неожиданные подробности майского наступления ИГИЛ на Пальмиру и Рамади. Выяснилось, что боевиков перебрасывали чуть ли не саудовскими самолетами, а в операции впервые за долгое время были задействованы все имеющиеся в регионе суннитские исламистские группировки, включая и саудовскую ан-Нусру, и соединения, контролируемые Турцией. Вот это поворот, что называется.
ИГИЛ, как, впрочем, и все другие исламистские террористические группировки, подобна гранате с выдернутой чекой, то есть вы, конечно, можете ее контролировать, но не долго и не гарантированно… Поэтому, совершенно очевидно, что на данный момент, куда идет ИГИЛ и зачем, знает, пожалуй, только аль-Багдади, и то, наверное, не до конца. Естественно, цели и задачи исламского государства уже давно неизвестны ни катарским спонсорам, ни обкому, который похоже пребывает в некоторой, если не полной, растерянности. Так что, скорее всего, последнее объединение вызвано не интригами мировой закулисы, а внутренними течениями, исторически присущими исламскому миру. То есть, похоже, мы уже имеем халифат на его ядерной территории. Пока чрезвычайно хрупкий, но уже осязаемый.
Что интересно, объединение группировок, являющихся суннитскими, а, значит, хотя бы религиозно союзных саудитам, вроде как должно пойти на пользу последним. Внешне все и, правда, выглядит так, будто в железные тиски затягивается Иран, вынужденный прикрывать одновременно двух своих важнейших (читай, единственных) союзников, попутно отвлекаясь на вечно спорный и вечно разделенный Йемен. Однако если приглядеться, то и саудиты вынуждены разбрасываться и на наступление на Иран с двух сторон, и на уконтропупливание хуситов, и, что самое главное и самое трудное, на крепкую цепь для ан-Нусры и ИГИЛ, с которой оба готовы сорваться в любой момент.
В результате получается, что две крупнейшие державы Большого Ближнего фактически воюют друг с другом с помощью гибридных боев и прочих нововведений третьего тысячелетия. Война эта рискует затянуться надолго, а потому наверняка обернется моральным, физическим и экономическим истощением и тех, и других. Выиграет ли от этого только-только образующийся халифат? Вряд ли. В конце концов, ни в ИГИЛ, ни в ан-Нусре нет никого, кто бы был способен не то чтобы смочь, а хотя бы захотеть построить настоящее всамделишное государство. Конечно, арабам не привыкать жить в зонах племен, однако такие зоны совсем не удобны для Западного мира, что видно по развалившейся Ливии. Вольницу обязательно со временем прикроют, уж слишком важное геоэкономическое пространство она должна поглотить. Тогда кто, если не ИГИЛ?
Собственно, реальных претендентов роль закройщика в очередном переделе карты Ближнего Востока два – Турция и Курдистан. Стоит отметить, что пока наиболее успешно против ИГИЛ воюет именно пешмерга. Идущие на смерть вот уже 4 года по гектару отвоевывают право на жизнь и право самостоятельно ею распоряжаться. Курды слишком много лет ждали и жаждали обретения своего собственного государства, чтобы в нынешних обстоятельствах вернуть отвоеванные территории и свободу тем, кто их потерял. А Турция… Ее правление на Ближнем устраивало всех, а после распада Османской империи одни проблемы… Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|