С апреля сего года в Южной Африке резко обострилась внутренняя обстановка. По всей стране прокатилась волна массовых погромов иностранцев.
Первые погромы произошли в Соуэто в середине января. (1) Это стало началом социальных потрясений в ЮАР – стране с населением свыше 50 миллионов человек и колоссальными природными богатствами. Погромы перекинулись на крупнейшие города - Дурбан, Йоханнесбург и другие. Дошло до введения армейских подразделений в некоторые районы Йоханнесбурга. В качестве причины происходящего в ЮАР выдвигается несколько версий.
Версия 1. Корень зла - нелегальные мигранты, которые в условиях безработицы отнимают места у местного населения. В пользу этой версии говорит многое. Во-первых, уровень безработицы действительно высок (25% в целом, при этом безработица среди чернокожих, составляющих почти 4/5 населения ЮАР, доходит до 40%); во-вторых, большое количество иммигрантов (от 1,5 до 2 миллионов человек); в-третьих, высокий уровень преступности (4 место в мире), что легко придаёт любым волнениям криминальную окраску. Да и сами волнения были спровоцированы тем, что на одной из фабрик уволили бастующих, а на их место взяли иммигрантов. Однако не всё можно объяснить этой версией. Так, нападениям подвергаются только мигранты африканского происхождения, хотя проблемы в экономике создают отнюдь не они. Китайские рабочие, например, не подверглись никаким нападениям, хотя лишили южноафриканцев десятков тысяч рабочих мест именно они. Кроме того, нападают на мигрантов, которые не отнимают рабочие места, а, напротив, создают их (скажем, открывают магазины). В то же время на магазины пакистанцев и других выходцев из Южной Азии ни одного нападения не было. Поэтому нужно рассмотреть и другие версии.
Версия 2. Нападения на иностранцев - способ дестабилизации страны. В пользу этой версии тоже есть аргументы.
Во-первых, нападения носят организованный характер; в разных городах они происходят практически по одному сценарию.
Во-вторых, ряд СМИ активно включились в кампанию по разжиганию ненависти к иностранцам. Некоторые газеты публиковали провокационные заголовки и фотографии. Массовая кампания по «фотошопингу» событий разжигает, с одной стороны, ненависть, с другой - страх. Публикуются фотографии убийств и сожжений заживо, которые происходили не в ЮАР, а несколько лет назад в Кот-д’Ивуаре и других государствах. Стоит отметить и ещё одну деталь. Практически все СМИ с самого начала чётко квалифицировали беспорядки как проявление «ксенофобии». Другие оценки просто не появились. Такое единогласие в СМИ весьма необычно.
В-третьих, следует отметить роль некоторых крупных политиков, которые никогда не говорят сгоряча. Перед началом нападений король зулусов Гудвил Звелитини (2) заявил, что «иностранцы должны покинуть территорию ЮАР». Слова короля подлили масла в уже зажжённый огонь. Не случайно самые массовые нападения произошли в провинции КваЗулу-Наталь – стране зулусов.
Наконец, в-четвёртых, истерия была организована на высоком техническом уровне. По всей стране происходили массовые (многомиллионные) рассылки SMS-сообщений, провоцировавшие нападения и бегство больших масс людей. Сообщения содержали ложные предупреждения о прибытии вооружённых группировок в те или иные районы. Понятно, что этим занимались не отчаявшиеся безработные. Так что версия об использовании вражды к иностранцам для дестабилизации положения в стране выглядит более основательной.
Теперь вопрос: кому всё это выгодно? Какие внутренние или внешние силы могут быть заинтересованы в дестабилизации положения в ЮАР?
Правительству массовые волнения явно не на пользу. Оппозиции они могли бы быть выгодны, но волнения – вещь обоюдоострая, они могут привести к введению чрезвычайного или военного положения, в условиях которого оппозицию можно подавить на вполне законных основаниях. Маловероятно, чтобы оппозиция была заинтересована в серьёзной дестабилизации положения в стране. Впрочем, одна оппонирующая правительству сила в ЮАР, пожалуй, есть. Это находящиеся вне конституционных рамок расистские криминальные сообщества, (3) которые имеют свои военные лагеря и готовятся к войне. Они действительно могут быть заинтересованы в развязывании гражданской войны в ЮАР. Прямых улик против них в настоящих событиях нет, но один фактор заставляет задержать на них внимание. Это серьёзное ухудшение отношений между ЮАР и её африканскими соседями. Власти многих африканских стран, граждане которых подверглись нападениям, начали их эвакуацию из ЮАР. Резкие заявления последовали из многих столиц континента. Особо резко отреагировала Нигерия, отозвавшая своего посла и осудившая лично президента ЮАР Джекоба Зуму. Обратим внимание: осуждению подверглась не аморфная «ксенофобия», осуждению подвергся лично глава государства. В результате в настоящее время ЮАР изолирована на континенте.
Из всех версий о причинах социальных волнений в ЮАР наиболее вероятной является версия о внешнем воздействии на страну. Одним из результатов бурных южноафриканских событий стало то, что страна потеряла моральное лидерство в африканских инициативах, а ведь это было главным направлением её внешней политики. Нападения на иностранцев, представляющих почти все страны Африки, фактически подорвали экономические связи ЮАР со странами континента. Это напоминает масштабную спецоперацию тех внешних сил, которые с опаской и даже ненавистью наблюдают за успехами общеафриканской интеграции и экономическим ростом ведущих стран континента. Локомотивом этих тенденций выступает именно Южная Африка, сформулировавшая философские основы Африканского Ренессанса (программа НЕПАД) и предложившая конкретные программы решения конфликтов в Африке силами самих африканцев, без участия «международных посредников». ЮАР была, например, одним из главных инициаторов создания Африканских резервных сил (African Standby Force). Не случайно именно в разгар погромов в ЮАР появилось сообщение о том, что запланированное на декабрь 2015 года завершение формирования этих сил переносится на более поздний срок.
Современный мир знает много примеров прямой связи между внутренними беспорядками и воздействием внешних сил. Об этом прямо заявил недавно министр иностранных дел России С.В.Лавров, отметивший, что вооружённые бандитские нападения в Македонии «развиваются на фоне отказа руководства страны поддержать санкции в отношении Москвы и планов строительства "Турецкого потока"». (4)
Отметим также заявление президента ЮАР Дж.Зумы, сделанное после его приезда в Москву на празднование 70-летия Великой Победы СССР над нацизмом. Зума подчеркнул, что мировые лидеры, «с которыми он встретился», в один голос заявили ему, что проблема ксенофобии и массовых волнений населения на этой почве - «не исключительно южноафриканская, а всемирная проблема». (5) Конечно, Дж.Зума прекрасно знал об этом и раньше, а то, что он связал эти слова со своими московскими встречами, говорит о поддержке президента и правительства ЮАР со стороны глав государств, собравшихся в российской столице.
* * *
Конечно, волнениями и забастовками в ЮАР никого не удивишь. Однако нельзя не вспомнить в связи с этим о трагедии в Марикане 16 августа 2012 года. В тот день полиция совершила массовый расстрел бастующих рабочих, 34 человека были убиты и 78 ранены. Самое странное в этом – полнейшее отсутствие причины массового убийства. Угрозы, которая требовала открывать огонь на поражение, не было. События в Марикане до сих пор не получили своего объяснения. И вряд ли получат, так как рабочие бастовали не где-нибудь, а на платиновых рудниках. Место стратегическое не только для ЮАР, но и для мировой экономики: Южная Африка владеет подавляющей массой всех мировых запасов платины. Из 66 тысяч тонн платины, имеющихся в мире, 63 тысячи тонн приходится на ЮАР (6) (находящаяся на втором месте по запасам этого металла Россия обладает всего одной тысячью тонн). Специальная следственная комиссия, созданная парламентом ЮАР, завершила свою работу и несколько недель назад представила свой доклад президенту страны. (7) Доклад носит секретный характер, но независимо от того, будет ли он публикован, трагедия в Марикане указывает на внешний след.
Недавно известный политолог М.Мбеки (8) сравнил Южную Африку с бомбой, «которая ждёт, чтобы взорваться». (9) Взрывное устройство раз за разом пытаются привести в действие. Нынешний удар по ЮАР – это уже третья серьёзная попытка такого подрыва после создания демократической Южно-Африканской Республики. Первой были волнения на почве «ксенофобии» в 2008 году, второй стали события в Марикане.
Однако бомба не обязана взрываться. Южной Африке нужны межнациональный мир и стабильность. Нынешний удар по ЮАР - самый мощный по силе. Черта под нынешними волнениями не подведена, отдельные нападения продолжаются. Важно, что правительство страны понимает причины происходящего, (10) и можно надеяться, что ему удастся восстановить контроль над положением.
Примечания
1) Соуэто – пригород Йоханнесбурга и в то же время это отдельный город с особой историей, традициями. Это один из самых известных в мире «тауншипов» с населением в 1 млн. 200 тыс. человек.
2) Прямой потомок знаменитого короля Чаки Зулу.
3) См.: South Africa's White Supremacist Training Camps // https://www.youtube.com/watch?v=IKjoWRTtAWI
4) Лавров
указал на связь между событиями в Македонии и пророссийской политикой этого государства
5) См.: ответы президента Дж.Зумы на вопросы депутатов палаты провинций парламента Южной Африки 14 мая 2015 г.: President Zuma answers questions in the NCOP -https://www.youtube.com/watch?v=CKnTxwldSAE
7) См.: Marikana commission of inquiry to hand its final outcome to
President Zuma
8) Моелетси Мбеки – младший брат бывшего президента ЮАР Табо Мбеки.
10) О этом достаточно прямо сказал министр внутренних дел ЮАР М.Гигаба. См.: Malusi Gigaba briefs media on SA Govt's response
to xenophobic attacks