Латиноамериканские страсти
1/7 всей суши Земли, почти 600 миллионов человек, 33 государства, 9% от мирового ВВП – и всё это, как оказывается, «задний двор» США. По крайне мере, гринго так думают. Впрочем, сформировали они такое представление о Латинской Америке не сегодня, а ещё в те далёкие времена, когда для государств этого региона, как говорят, деревья были большими. Однако ситуация с тех пор постоянно меняется. От Штатов, хищнические инстинкты которых ещё достаточно сильны, всё же веет какой-то дряхлостью. А вот «ободворные соседи», несмотря на все трудности, набираются сил. Нынче же многие из них, вопреки и даже наперекор стареющему деспоту, всё больше и больше хотят свободно дружить со всеми обитателями мировой деревни.
Общего между странами региона много, но и отличий достаточно. Значительно разнится и политика латиноамериканских государств в отношении США. Нередко руководство некоторых стран обвиняют в излишнем антиамериканизме: якобы будь верхи этих стран разумней, то проблем для их отчизны и региона в целом было бы меньше. А как же исторический опыт экономического закабаления режимов лояльных Штатам?.. Часто из уст прозападных журналистов звучит и другой укор, что многие латиноамериканские политики являются преградой на пути сближения с США, так как вся их популярность в народе зиждется на антиамериканской риторике. То есть нет антиамериканских лозунгов – нет народной поддержки. Ладно, представим, что политики не те, но откуда же у избирателей столько антиамериканизма? Не причина ли тому народная память, в которой запечатлелись все «прелести» от дружбы с гринго?..
В большинстве случаев на долю тех, кто принимают на себя основной удар противника, выпадает больше испытаний. Усиливается давление – обостряются внутренние противоречия. Тем не менее благодаря им противник увязает в борьбе и не может развернуться в полной мере, чтобы удовлетворить свои скверные желания. Поэтому, чтобы не говорили насчёт излишнего антиамериканизма некоторых государств, по-моему, именно эти страны сдерживают экспансию штатов. Вступив в открытое политическое противоборство, такие небольшие государства как Куба, Венесуэла, Никарагуа, Эквадор, Боливия, Аргентина воодушевляют весь регион на сопротивление, создают возможность для самостоятельной интеграции (АЛБА – «Боливарианский альянс для народов нашей Америки — Торговый договор народов»). Их позиция, во многом, предоставляет возможность другим странам региона вести гораздо более гибкую политику в отношении своего северного соседа.
Вместе с тем накопленные внутренние противоречия вкупе с геополитическими играми, которые сейчас явственно набирают обороты, создают для Аргентины, Венесуэлы, Кубы серьёзные риски прихода к власти проамериканских сил.
Аргентина
В 2003 году главой государства в Аргентине стал Нестор Кришнер. Он значительно улучшил социально-экономическую ситуацию в стране. В международном плане взял курс на независимую политику. Конечно, такая позиция США и странам Западной Европы пришлась не по нраву, но нашла отклик у государств, входящих в Боливарианский Альянс (АЛБА). Преемница Нестора, Кристина Кришнер продолжила политический курс мужа, в том числе и на международной арене. В её президентство отношения с Западом только ухудшались. В статье «Россия и Китай — стратегические союзники Аргентины» газета "La Nacion Argentina" пишит: «Последней крупной фигурой американского правительства, которая посетила Аргентину, была госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton). Случилось это пять лет тому назад, и тогда она публично заявила, что никогда больше ее нога не ступит на аргентинскую землю. Барак Обама ни разу не приглашал Кристину Киршнер посетить с визитом США. Кристина всегда отвечала взаимностью».
Но президентство Кристины Кришнер истекает через полгода. Впереди выборы. Баллотироваться на третий срок она не может. Есть множество трудноразрешимых социально-экономических проблем. Конфликтность внутри страны растёт. Оппозиция набирает силу, пуская вход стандартный набор средств: массовые протесты, компромат и, конечно же, своя «сакральная жертва» – прокурор Альберто Нисаман. Он, бескорыстный и принципиальный борец с проклятым «кишнеризмом», перед своей таинственной
гибелью
успел даже составить ордер на арест президента Аргентины! Но пуля – дура…
Главного оппозиционного кандидата зовут Серхио Масса. Претендент на президентский пост является лидером партии «Фронта Обновления». Всю свою предвыборную кампанию строит на лозунгах «антикишнеризма». В статье Марины Богословской «Это будут самые грязные выборы за всю историю Аргентины» приводятся такие данные: «По сообщению газеты Infobae социологический опрос, проведенный группой Карлос Фара (Carlos Fara) показал, что фавориты в президентской гонке лидер «Фронта Обновления» с 28% голосов, затем лидер «PRO» (20%), губернатор провинции Буэнос-Айрес (18%) и министр внутренних дел и транспорта (5,8%). Последние двое кандидаты от правящего «Фронта за победу». Это был первый опрос после событий связанных со смертью прокурора Нисмана».
Победа оппозиционера может серьёзно изменить вектор международной политики Аргентины. Стоит вспомнить хотя бы тот шум, который подняла оппозиция после поездки К. Киршнер в Москву. Волновавший вопрос: сможет ли новый президент отменить договора, заключённые К. Киршнер с представителями Китая и России. А таких соглашений около 60, причём половина из них держится в секрете.
Скорей всего, правящая партия, которая уйдёт в оппозицию, существующие на данный момент международные договорённости, и другие факторы умерят пыл нового главы государства. Ему, как это обычно и бывает, придётся «малость» отступить от радикализма своих предвыборных заявлений, в пользу политической прагматики. Но смена ориентиров в Аргентине будет способствовать ослаблению сопротивляемости Латинской Америки Штатам, которые, как известно, вновь активизировались в направлении этого региона. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|