США пытается оформить свою попытку перезагрузки отношений с государствами Центральной Азии личными договоренностями с элитами региона. Скорее всего, речь идет о попытках Вашингтона сохранить, а в перспективе расширить свое влияния на регион, что обусловлено, прежде всего, геополитическими факторами.
С 20 по 24 апреля проходит турне делегации США в Центральной Азии. Во главе делегации заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Даниэл Розенблюм. В опубликованных ранее заявлениях Госдепа отмечалось, что в ходе турне представители США посетят все пять стран региона. Будут обсуждаться вопросы региональной безопасности и стабильности. Подобные консультации проводились и ранее, в том числе и по инициативе элит стран Центральной Азии.
Д. Розенблюм заявил о том, что у США «есть определенные интересы к странам Центральной Азии, поскольку эти государства граничат с крупными державами, с которыми у Америки складываются сложные отношения. Соединенные Штаты не хотят, чтобы страны Центральной Азии стали прибежищем для террористических групп. Мы хотим развивать наши отношения в области безопасности так, чтобы они могли совместно противостоять нашим общим угрозам – терроризму, наркотрафику».
В сложившихся условиях США не может использовать свой излюбленный аргумент интервенции во внутренние дела независимых государств Центральной Азии. Риторика соблюдения прав человека и демократизации – не оправдана. Однако и резкую конфронтацию с Россией и Китаем, все активнее участвующих в жизни государств Центральной Азии США также не может себе позволить.
Характерно, что значительная часть консультаций в ходе турне посвящена вопросам взаимодействия США и государств Центральной Азии в свете возможной афганизации и игилизации региона. Устами Д. Розенблюма было четко сказано, что США также допускают в качестве реальной угрозу дестабилизации региона деструктивными экстремистскими силами. Это означает, что США косвенно признают, что оказались неспособными привнести стабильность в Азию. Афганистан и Ирак смотрятся на этом фоне как разворошенные муравейники, беспокоящую все большую Евразию.
И здесь, самое время напомнить, какой стратегии придерживалось НАТО во время проведение операции «Несокрушимая свобода». НАТО всячески игнорировало ОДКБ, не признавая эту организацию в качестве самостоятельного субъектного партнера, взаимодействие с которым способно существенно улучшить ситуацию в регионе.
Как следствие, цели операции «Несокрушимая свобода» не достигнуты, а талибы сейчас, как и пять или десять лет назад в очередной раз объявляют о весенних атаках на правительственные силы в Афганистане.
Возможно, в сложившейся конфигурации, когда у США (чтобы не говорил Д. Розенблюм) нет возможностей развивать экономическое сотрудничество со странами региона США сделают ставку именно на военный контент взаимоотношений. В этом случае в медийной сфере будет широко распространяться алармизм по поводу экспорта нестабильности, от которого сейчас западные СМИ в основном воздерживаются, по понятным причинам.
Скорее всего, в условиях ограниченного количества ресурсов США предпочтут таргетированную работу с государствами региона. Наибольшую заинтересованность США могут вызывать, естественно, Узбекистан и Туркменистан. С геополитической точки зрения размещение в Узбекистане военной базы США – самый выгодный для Вашингтона вариант. Для его реализации, похоже, Вашингтон готов не только на щедрые подарки в виде бывшей в употреблении военной техники, но и готов к определенным финансовым издержкам.
Еще одним из инструментов американского влияния на Центральную Азию может быть решение Кабула (которое, безусловно, было одобрено в Вашингтоне) о формировании в Афганистане правительства национального единства (в которое, вошли не только пуштуны, но и таджики и туркмены). Тем самым США оказываются заинтересованными в том, чтобы государства Центральной Азии активно взаимодействовали с Афганистаном. Однако за всеми этими политическими консультациями и жестами доброй воли в виде поставок военной техники может скрываться вполне явная угроза дестабилизации Центральной Азии, или ее афганизация.
Если США рассчитывают влиять на сектор безопасности государств Центральной Азии и игнорировать при этом фактор России, совершенно очевидно, что эта стратегия – деструктивная. Заинтересованность в стабильности Центральной Азии (как цель) не может быть реализована без консультаций с евразийскими гегемонами (Россия и Китай). Однако в Вашингтоне, похоже, такую работу не могут/не хотят вести, что означает отличность реальных намерений США от декларируемых.
Для США в условиях протекания украинского кризиса важнее сейчас окружить нестабильной ситуацией в соседних с Китаем и Россией государствах для того, чтобы отвлечь силы этих государств на вопросы собственной безопасности. Центральная Азия граничащая как с Китаем, так и с Россией, отлично для этого подходит.