Грехэм оригинален, и представляет необычную гипотезу, что "северная связка" из трёх неарабских государств, игравших ключевую роль в американской стратегии времён холодной войны против бывшего Советского Союза – Турции, Ирана и Пакистана – снова разнообразит геополитический ландшафт как "существенно более прогрессивная, умеренная и прозорливая коалиция, чем проталкиваемая саудовцами "коалиция суннитская", разрозненная, идеологизированная, деструктивная и сектантская".
Работа Грехэма плотно набита идеями, и на самом деле бесполезно пытаться обобщить её логику. Лучше прочитать самим, вот тут тут. По-моему, в ней существует много побочных линий, а некоторые из них даже важнее основного повествования. Возьмём, к примеру, недавнее российско-иранское дружелюбие. Нет нужды напоминать об отчуждённости между странами из-за отказа Москвы ранее выполнять соглашение о С-300. Сегодня Россия заявляет, что американские санкции против Ирана не касаются оборонительных систем, подобных С-300. Погодите. Но четыре года назад Москва выдвигала совершенно противоположный аргумент, намереваясь заморозить сделку.
Не удивительно, что Тегеран не прыгает от восторга из-за того, что теперь Россия передумала. Министр иностранных дел Мохаммед Зариф отреагировал сдержанно, поздравив Москву с возвращением на "верный путь". Тегеран утверждает, что вообще-то сделка по С-300 – не столь и существенна. В то же время и Тегеран, и Вашингтон отделяют свои двусторонние дела от негативных последствий сделки по поставкам систем С-300.
Дело в том, как недавно отметил Зариф в редакционной статье New York Times, что Тегеран надеется расширить ведение дел с США до плавного налаживания цепочки совместных действий в регионе. Кроме того, Вашингтон видит положительные стороны закулисных консультаций с Тегераном до приостановки Саудовской Аравией ударов по Йемену.
Теперь же Россия будет знать, что Иран ничем не отличается от других партнёров, с которыми она ведёт дела, – вроде Узбекистана, Турции или Вьетнама, реализующих "многовекторную" внешнюю политику, заботящихся о своей стратегической автономии и достаточно умных, чтобы с выгодой воспользоваться предложенной дружбой.
Москве не на что жаловаться. Москва слишком поддерживала недавнюю резолюцию ООН по Йемену, накладывающую эмбарго на хуситов – хотя эксперты и говорят, что на Ближнем Востоке Россия поддерживает шиитов.
На деле голосование Москвы в Совете Безопасности не ускользнуло от внимания короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза аль-Сауда, который позвонил президенту Владимиру Путину и выразил признательность. Салман проверял, насколько будет прагматично вести себя Россия, если США и Иран общаются открыто.
После чего Кремль раскрыл, что Путин пригласил Салмана посетить Россию и оба лидера "вновь подтвердили готовность углубить координацию между двумя странами по региональным м международным вопросам. Они выразили взаимное желание продолжать выстраивать взаимовыгодное двустороннее сотрудничество по широкому кругу вопросов".
Итак, что мы имеем в итоге? Тегеран консультировал Москву по проблеме Йемена и дошёл до заявления, что страны занимают близкие позиции; хотя Москва не противоречила иранскому заявлению, но, тем не менее, проголосовала в Совете Безопасности ООН в пользу Саудовской Аравии, что было сразу же оценено Риядом и вполне может привести к королевскому визиту в Москву, где обе стороны могут обменяться замечаниями о непоследовательности американской политики; в то же время Вашингтон консультирует Тегеран и Рияд и прорабатывает возможность прекращения огня в Йемене. Москва поставит С-300 с определёнными возможностями, которые не имеют существенного влияния для Тегерана и представляют собой фактор, с которым Вашингтон и Тель-Авив могут смириться, а вот нефтяное своп-соглашение с Ираном придерживается.
В целом, вот что мы тут видим – игроки маневрируют в силу собственных особых обстоятельств, доступных вариантов и стремятся сохранить соответствующие приоритеты. (Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф направляется в Рияд с ещё одним визитом). Очевидно, у всех на уме снятие санкций против Ирана и ожидаемое возрождение страны.
Грехэм прав: с течением времени будет всё меньше и меньше тех, кто принимает саудовское "хвастовство о сильной и обширной коалиции, направленной на блокирование столь разрекламированной угрозы иранского/шиитского империализма" – и не только на мусульманском Ближнем Востоке, но и в мусульманском мире вообще. Ранее на этой неделе министр иностранных дел Индонезии совершил демарш в отношении посла Саудовской Аравии в Джакарте из-за беспричинных воздушных ударов по Йемену.
Итак, разрастётся ли "северная связка" до "неформального блока" – теперь или когда-либо? Я сомневаюсь, поскольку Турция, Иран и Пакистан преследуют разные цели, у них нет совпадающих интересов, способных собрать их под одной крышей.
Даже если такое произойдёт, просто ради предположения, – прислушается ли Саудовская Аравия к не-арабам? Никогда. Суть в том, что Дом Сауда обрушится, если Саудовская Аравия откажется от подрыва "Шиитской дуги", угрожающей арабам-суннитам. Ведь иранская система, которая была построена из пепла разрушенной монархии и, при всех её недостатках, представительна по сути своей, – антитеза саудовскому режиму.
Следовательно, Соединённые Штаты, несомненно, застряли в возглавляемой саудовцами "контрреволюционной арабской коалиции" так, что разлучить их может лишь смерть. Наступили времена, когда можно пожелать Обаме получить исключительный третий президентский срок подобно Франклину Теодору Рузвельту, чтобы осуществить этот "Новый Курс" в американской ближневосточной политике. Сложно представить, что Хиллари Клинтон или Джеб Буш доведут дело до конца. И Салман тоже это понимает.