После развала Советского Союза Вашингтон активизировал действия по усилению своего влияния в Африке. Первыми в поле его внимания попали Судан и Эфиопия, в прошлом активно сотрудничавшие с СССР.
СУДАНСКИЙ КРИЗИСВ 1983 году гражданская война расколола Судан на две части: северную – мусульманскую и южную – условно христианскую.
Соединенные Штаты сначала поддержали правительство в Хартуме, то есть мусульман, которые установили на подконтрольных им территориях закон шариата, что только усилило ожесточение борьбы. Война получила наименование «Вторая гражданская» и продолжалась около 22 лет, до 2005 года. За это время от голода, болезней, экзекуций и в боевых действиях погибло более 2 млн человек, свыше 4 млн стали беженцами.
События в Судане развивались в кризисном режиме, по нарастающей, и довольно стремительно.
В 1989 году в северном, мусульманском, Судане произошел военный переворот, власть захватили еще более радикальные, чем были прежде, исламские фундаменталисты. На этот раз США приняли решение поддержать повстанцев юга.
Открытие в 1990 году американской компанией Chevron месторождения нефти в Судане подлило масла в огонь.
Война приняла наиболее ожесточенный характер именно в нефтеносных районах, каждая из сторон стремилась их контролировать. Американским нефтепромышленникам боевые действия мешали наладить добычу нефти, и в 1994 году под давлением США между исламским правительством Судана и южносуданскими повстанцами была подписана декларация о новом государственном устройстве страны. Документ вступил в силу только в 1997 году, опять же под давлением США и их союзников по НАТО. Но правители мусульманского севера проявили несговорчивость. Реакция последовала очень быстро. Спецслужбы США организовали в северном Судане народные волнения, которые правительство подавляло очень жестоко. Волнения не утихали, ими руководила довольно сильная оппозиция, которая получала чувствительную поддержку Запада.
В 1998 году американская авиация бомбила столицу северного Судана – Хартум. Вслед за этим парламентом в Хартуме была принята новая Конституция, закрепляющая многопартийность, оппозиция была допущена к выборам. Но война продолжалась.
И только в 2005 году юг и север пришли к соглашению об окончании вооруженного противостояния. Была достигнута договоренность о переходном периоде. Мирный процесс развивался очень долго. Окончилось все тем, что после референдума 2011 года Южный Судан получил независимость. Но это до сих пор не принесло мир народам как северного, так и южного Судана. Америка оказывает поддержку, в том числе военную, и той и другой стороне. Правительства обеих стран сильно зависят от экономической и военной помощи США, и это несмотря на наличие богатейших природных ресурсов (нефть добывается в южном Судане, но все нефтепроводы и нефтеналивные терминалы находятся на территории северного Судана). Обе страны погрязли в нищете и коррупции, с соответствующими последствиями.
ВОЙНА В ЭФИОПИИСоседняя с Суданом Эфиопия подверглась не менее суровым испытаниям.
В 1993 году в результате двухлетней гражданской войны страна развалилась на две части: южную – христианскую, которая известна сейчас как Эритрея, и северную – в основном мусульманскую, сохранившую свое прежнее название. Примечательно, что оба новых государства были и являются по сей день союзниками США.
В 1996 году под давлением США и Эритрея, и Эфиопия приняли участие в гражданской войне в Судане, действия их объединенных сухопутных сил поддерживала американская авиация. А в 1998 году оба союзника США начали между собой войну. В том же году солдаты Эфиопии покинули Судан, а 2 мая 1999 года и Эритрея вывела оттуда свои войска.
После 11 сентября 2001 года спецслужбы США создали на территории Эфиопии лагеря по обучению боевиков сомалийской оппозиции. Также были оборудованы аэродромы для действий авиации, в том числе и беспилотников, против Сомали и Йемена.
В 2006 году под давлением американцев Эфиопия ввела свои войска в Сомали, которые присутствуют там и сегодня. На сегодня мирные взаимоотношения между Эфиопией, Эритреей и Суданом так и не установились, и прогресса в этом вопросе в обозримом будущем не предвидится.
ЭКСПАНСИЯ В СОМАЛИВесной 1993 года США на основании резолюций Совбеза ООН в составе миротворческих сил предприняли ряд операций в Сомали. Американские военные провели шесть рейдов по захвату лидера одной из крупнейших вооруженных боевых группировок – генерала Айдида. Заключительный рейд произошел 3–4 октября 1993 года в столице Сомали – Могадишо. Со стороны США участвовали 160 спецназовцев, их поддержали миротворцы ООН. Попытка закончилась неудачей. Потери американских военных составили: 18 убитых, 73 раненых, один человек попал в плен. Кроме того, боевики сбили два вертолета «Блэк Хок» и сожгли один грузовик. После этого случая американцы своими сухопутными силами больше наземных операций в Сомали не проводили, а в марте 1994 года весь военный контингент ВС США был эвакуирован.
К началу 2000 года в стране появилась сильное радикальное сообщество – «Организация исламских судов» (ОИС), которое получало прямую помощь от мусульманских стран, включая Саудовскую Аравию и государства Персидского залива.
Представителям спецслужб США в 2004 году удалось уговорить полевых командиров сомалийской оппозиции, воевавшей против ОИС, создать переходное правительство. С подачи все тех же чиновников из ЦРУ повстанческие группы, по сути, сами террористы и бандиты, формально объединились в Альянс для восстановления мира и борьбы с терроризмом. В том же году под давлением американцев Африканский союз признал это эфемерное правительство. Но правда в том, что оно ни дня не просуществовало как единое целое. Полевые командиры стремились сохранить свою самостоятельность. В результате в июле 2006 года отряды ОИС взяли Могадишо, а к 12 декабря исламисты уже контролировали территорию всей страны.
В начале 2007 года в Сомали вторглись войска Эфиопии, Пунтленда и оппозиции. Авиация США нанесла авиаудары по исламистам с воздуха. В дальнейшем Вашингтон планировал привлечь солдат стран Африканского союза, но из этой затеи ничего не получилось. Воевать пришлось в основном эфиопским вооруженным силам.
В августе 2008 года набравшая силу за время войны крайне радикальная организация «Эль-шабаб» откололась от ОИС и начала партизанскую войну против коалиции, созданной США.
В настоящий момент Переходное правительство Сомали, так и не добившееся единства, держится только на эфиопских штыках. В то же время в стране набирают силы многочисленные джихадиские группировки. На этой волне снова увеличилось влияние ОИС. При этом помощь исламских стран Сомали в конечном счете идет на пользу джихадистов. Например, ОАЭ – союзник США – является крупнейшим держателем акций Somali Telecom Association, финансирующей ОИС.
В итоге правительства стран Африканского рога – Судан, северный и южный, Сомали и Эфиопия – попали в положение «между молотом и наковальней» и теперь всецело зависят от поддержки США. Осложнившая ситуацию сильная засуха 2009 года и наступивший затем голод, охвативший Судан и Эфиопию, и аналогичное бедствие, поразившее в 2011 году всю восточную Африку, включая Сомали, Кению, Эфиопию, Уганду и Джибути, и унесшее жизни более 100 тыс. человек – оказались для Вашингтона как нельзя кстати.
ЛИВИЯ И МАЛИЗнаковой жертвой экспансии США и их союзников по НАТО в Африке стала Ливия. В 2011 году на волне арабской весны она была ввергнута в пучину хаоса. 15 февраля 2011 года начались волнения, а по существу вооруженное восстание в крупных городах Ливии. 18 января Совбез ООН под давлением США принял Резолюцию № 1973, а 19 февраля ВВС Франции начали наносить авиаудары по военным и промышленным объектам Ливии. США и Великобритания обеспечивали воздушную разведку на всем ТВД. 20 октября Каддафи был убит, одна из организаций повстанцев – ПНС – формально пришла к власти. Наземная операция сил НАТО была ограничена действием спецназа США, Франции и Великобритании, а в основном как сухопутные силы использовались повстанцы (по сути – бандиты).
Первой ощутила на себе последствия ливийских событий Республика Мали, бывшая французская колония.
На протяжении всей своей недолгой постколониальной истории эта страна постоянно находилась под угрозой восстаний северных племен, главным образом туарегов, стремящихся создать собственное независимое государство Азавад, чьи владения, по замыслу кочевников, должны охватить северную часть Мали, юг Алжира, восточные провинции Мавритании и северные районы Нигера. И эти восстания, практически не затухая, происходили с частой периодичностью. В этом регионе, как и везде в Африке, границы государств, образовавшихся после падения колониализма, проводились без учета дисперсности проживания этносов и пролегания путей кочевых племен, что создало благодатную почву для межэтнических конфликтов.
Военная активность племен севера Мали многократно повысилась после падения режима Каддафи. Туареги, служившие в ливийской армии, прихватив с собой изрядный арсенал, ушли на юг и на запад. Кроме того, много складов с оружием ливийской армии оказались в руках многочисленных групп исламских боевиков всей северной Африки, вплоть до экватора. И это оружие нашло своих покупателей далеко за пределами Ливии: в Мали, Нигерии, Камеруне, Центральноафриканской Республике, Южном Судане и в Сомали.
В конце 2012 года Туареги подняли очередное восстание и начали наступление на юг Мали. Правительственная армия дрогнула под натиском кочевников и начала отступать. С большим трудом усилиями объединенной военной группы Африканского союза восставшие были остановлены на подступах к столице республики – городу Бомако. Но перелом в войне наступил только благодаря французской военной экспансии. Наступление исламистов в Мали окончательно было остановлено, а их основные силы рассеяны французским сухопутным военным контингентом (около 4000 штыков) при поддержке авиации и участии войск африканского союза (около 10 тыс. штыков). Усилиями французских военных советников удалось восстановить боеспособность армии Мали.
Президент Франции, принимая решение о военном вторжении в Мали, заверил мировую и французскую общественность, что солдаты Пятой республики будут находиться там не более одного месяца. Это было в начале января 2013 года. С тех пор минуло уже немало времени. Операцию «Сервал» официально завершили, но французские войска остались в Мали, в рамках новой операции под названием «Бархан». Дело в том, что в Мали и в сопредельном Нигере есть богатейшие залежи урана, изыскания и разработку которых ведет флагман французской атомной энергетики концерн Areva. Во Франции АЭС дают 80% электроэнергии, а сам концерн является крупнейшим в мире производителем обогащенного урана, реакторов и оборудования для АЭС.
По мнению экспертов, французские спецслужбы долго вели подготовку сложившейся ситуации. Именно они и их коллеги из США причастны к организации восстаний туарегов в Мали. Франция стремится к военному присутствию в регионе, чтобы не допустить туда конкурентов. А правительство Мали держится только на французских штыках и теперь всецело зависит от поддержки Запада.
ОТГОЛОСКИ АРАБСКОЙ ВЕСНЫПосле падения режима Каддафи джихадистские вооруженные организации активизировались в Центральноафриканской Республике, Нигере, Камеруне и особенно в Нигерии.
Самой жестокой оказалась организация «Боко харам», что означает «Все западное под запретом». Ее дерзость и жестокость воистину не знает границ, даже многие мусульмане осуждают ее деятельность. Правительства Нигерии, Камеруна и Нигера не в состоянии справиться с ней. Пользуясь сложившейся ситуацией США в 2014 году направили в Нигерию, обладающую колоссальными запасами легкой нефти и природного газа, 300 военных специалистов. Формально – для организации борьбы с «Боко харам». Кроме того, против исламистов используются американская боевая авиация, в том числе беспилотники. Еще более 3 тыс. военных США были направлены в Западную Африку, богатую полезными ископаемыми, для борьбы с распространением эпидемии лихорадки Эбола. А это немалая вооруженная сила для Черного континента. Запад также активно поставляет в этот регион вооружения.
В конечном счете сразу целый кластер, включающий Западную, Центральную и Субэкваториальную Африку, попал в зависимость от военной поддержки США и их союзников. Следует также отметить, что Евросоюз рассматривает Нигерию как возможного крупного поставщика природного газа.
СПИРАЛЬ ИСТОРИИПредпосылки для многих проблем современной Африки были созданы еще колонизаторами. Не считаясь со сложившимися здесь традициями землепользования и ведения сельского хозяйства, общественными отношениями и культурными особенностями, европейцы перекраивали все по-своему и тем самым заложили мину замедленного действия, которая сработала сейчас. В наши дни западные страны, в первую очередь США, и международные корпорации, эксплуатирующие Африку и ее ресурсы, умело пользуются сложившейся здесь – благодаря усилиям все тех же западных стран – кризисной ситуацией. Ослабленные национальные правительства одно за другим оказываются в зависимости от поддержки США и их союзников.
Современная мировая политика Нового Света очень напоминает многовековую политику Великобритании, базировавшейся на принципе «разделяй и властвуй». Лондон умело стравливал между собой племена, народы и страны, после чего каждая из сторон, оказавшись в окружении врагов, апеллировала к помощи Британской короны. А та организовывала дворцовые перевороты, действуя где угрозой, а где подкупом, и ловко создавала свою империю, «над которой никогда не заходило солнце». Еще одна аналогия напрашивается, когда речь заходит о США – древний Рим в период наивысшего его рассвета. Что было потом – известно. А история ведь имеет тенденцию к повторению.