Уже больше месяца центр военной напряжённости смещается от ненадолго затихшего востока Украины к вновь закипающему Ближнему Востоку. Ни о какой случайности здесь речь не идёт, расчёт поджигателей на данном направлении предельно прост и циничен. Да и основную цель никто не скрывает. Большая война на Ближнем Востоке даст резкий рост курса доллара ко всем остальным мировым валютам. Как известно, нефть торгуется именно в долларах, и во многом чёрное золото и придаёт зелёным бумагам их нынешнюю ценность. Массовый отказ от доллара, который наметился в мировой торговле, вызван тем, что США резко увеличили производство своего главного товара, породив закономерные опасения всех остальных участников рынка в надёжности американской валюты.
Теперь Вашингтон наносит ответный удар. Сомневались в долларе? Получите! Такой вот бизнес на крови. Подобная тактика срабатывала уже трижды (вспоминаем первую и вторую мировые войны, а также крах Советского Союза), и американские банковские элиты очень хотели бы повторить всё в четвёртый раз. Не зря же целое столетие на карте мира одна за другой закладывались геополитические бомбы… Время для их единовременного подрыва пришло.
Большая война не начинается внезапно. К ней всегда долго и обстоятельно готовятся. Очевидно, что количество накопленных на Ближнем Востоке вооружений, а также острота идеологических и территориальных споров давно подошли к критической массе. Если украинский кризис выявил нежелание европейцев вновь превращать свой континент в одно большое пепелище, то здесь напротив воевать готовы долго, упорно и до победного конца. Помимо солнца горячую кровь местного населения постоянно разогревают напоминания о былых взаимных обидах, настоящих или вымышленных. Осколки большой ближневосточной войны, если она всё-таки состоится, неизбежно зацепят и Европу, и Россию, и Восточную Азию в виде многих миллионов беженцев (только в одной Германии и только одних сирийских вынужденных переселенцев сейчас насчитывается около 100 тыс.) и экономических убытков, масштаб которых сейчас ещё трудно вообразить. Также перебои с поставками углеводородов из зоны Персидского залива выбьют почву из под ног развитых экономик Дальнего Востока — Китая, Японии, Тайваня, Южной Кореи, которые как раз получают нефть и газ из ближневосточного региона. США же надёжно обеспечены немалыми запасами собственных ресурсов, что в эру глобальной нестабильности станет очевидным конкурентным преимуществом. И снова здравствуй, рост доллара! Всё просто настолько, что ощущается даже лёгкое разочарование от примитивности плана.
Напрашивается вопрос: неужели Соединённые Штаты Америки готовы бросить своих союзников, Саудовскую Аравию и Израиль, в прямой или опосредованный конфликт с Ираном? Да, готовы. Саудиты, к примеру, стали слишком независимы и Вашингтону, где продолжается борьба собственных элит, такое по нраву. Израиль… да кто такой этот Израиль? Обе ближневосточные державы американцами взращивались все эти десятилетия с одной только целью — в нужный момент пустить торпеду в существующий миропорядок, взорвав всё вокруг себя. В этом и Саудовская Аравия и Израиль очень напоминают нынешнюю Украину. Каждая из этих стран имеет мессианскую идеологию, которая позже отливается в пули и снаряды, несущие разрушение всему и вся. Что-то до боли знакомое, не так ли?
И потом, если на месте большой Саудовской Аравии возникнет несколько государств поменьше, то американцы ничего не потеряв экономически, зато выиграют геополитически, ибо небольшим, только возникшим государствам будет куда проще продиктовать свою волю. А нефть никуда не денется.
И снова возникает вопрос: насколько близки к реальности предсказания о крахе крупнейшей ближневосточной монархии? Наверняка сказать сложно. Саудовская Аравия больше похожа на традиционные империи XIX — XX веков, чем на великие державы современности. Абсолютная монархия, жесткая религиозность общества и государства, территория спаянная военной силой из покорённых независимых государств, непропорционально огромные армия и флот — в XXI веке всё это выглядит динозавром, неведомо как пережившим мировые катаклизмы. Однако ничего вечного в динамично меняющемся мире нет и быть не может. Население в Саудовской Аравии не хочет работать, но при этом привыкло к высокому уровню потребления. Падение уровня жизни вполне может вызвать недовольство, особенно на фоне военных неудач, если армия Королевства всё-таки решится войти в Йемен. А там и до развала страны недалеко. Традиционно исконно Саудовской землёй является только Неджд, а Хиджаз, Джебель-Шаммар, Асир — это бывшие независимые государства, завоёванные и присоединённые силой к империи саудитов. В положении покорённых народов оказались мусульмане-шииты, которые вынуждены жить не только в условиях гораздо более худших, чем условно титульная нация, но и подвергаются постоянным репрессиям. Нищета, смешанная с религиозным ущемлением, создаёт взрывоопасную смесь, которую пока удавалось держать в узде лишь грубой силой, основанной всё на тех же нефтедолларах.
Как и любая империя, движущаяся к своему упадку, монархия саудитов впала в безумие, решив поиграть в великую мировую державу. Очевидно, новому королю, который давно уже пресытился всеми плотскими радостями, хочется бессмертной славы великого завоевателя и основателя династии Абдул-Азиза ибн Сауда. Вот только, планируя новые приращения, не следовало бы забывать и другую мудрость: идя по чужую голову, несёшь и свою.
В безумие, пусть и не настолько очевидное, впало и руководство Израиля, которое, судя по всему, готово идти даже на тактический союз с ближневосточными монархиями против шиитов вообще и Ирана в частности. Но если монархии рискуют распадом своих королевств, то Израиль поставил на карту само своё существование — не только государства, но и народа.
Понятно, что в таких условиях конфронтация будет очень жёсткой, и пощады в ней ни просить, ни давать никто не станет. Зрелище обещает быть интересным…
Автор Игорь Кабардин
Ближневосточный фронт. Часть вторая
Четыре года катастрофы на Ближнем Востоке изменили фактическую карту региона до неузнаваемости. Сирия, Ирак и Йемен прекратили своё существование, распавшись на отдельные враждующие территории. Иран и Саудовская Аравия готовятся к возможной войне друг с другом, а исламисты всех мастей беспрепятственно пересекают государственные границы в любом направлении. Россия с беспокойством взирает на все это со стороны. И дело тут не в том, что наша страна имеет выход по Каспию на Иран и небольшую военно-морскую базу в Сирии - если ситуация окончательно пойдет вразнос, то заполыхают и Кавказ со Средней Азией. Последняя особенно интересна с позиции разрушительного воздействия на Россию и Китай одновременно - географически для таких целей больше всего подходят Киргизия и Таджикистан. Для читателей, которые следят за событиями в этих странах за последние пару месяцев, очевидно, что движение к дестабилизации уже началось.
В остальном же большая региональная война может оказаться выгодной не только Соединённым Штатам, но и России. Сейчас перед спровоцировавшими конфликт американцами стоит довольно любопытная дилемма. Если Королевство Саудитов всерьёз и надолго ввяжется войну в Йемене наземными силами, то золотовалютные резервы Эр-Рияда предсказуемо быстро пойдут на убыль. Война – дело исключительно дорогое и было таковым всегда. А значит для пополнения резервов придется возвращать относительно высокие цены на нефть, что играет на руку уже России. Той самой России, которую Соединённые Штаты вот уже целый год отчаянно пытаются наказать за Крым и Донбасс. Впрочем, одной только экономикой интерес Москвы в конфликте не исчерпывается.
Геополитический момент также достаточно очевиден. Определённо, именно Саудовская Аравия сегодня является самым враждебным России азиатским государством. Доказательства? Сколько угодно. Поддержка моджахедов в Афганистане; обрушение цен на нефть, вызвавшее экономическую катастрофу в Советском Союзе (и аналогичные действия в наше время против Российской Федерации); снабжение чеченских боевиков оружием, деньгами и наёмниками; распространение ваххабизма и терроризма на территории России; переправка россиянок из Ичкерии в саудовское рабство и многое, многое другое. Ясно, что при существенном ослаблении Саудовской Аравии рухнет и мировая система ваххабизма, подобно тому, как с крушением Советского Союза прекратили своё существование коммунистические подпольщики по всему миру. В целом же внезапно обозначившийся ближневосточный фронт открывает окно широчайших возможностей для России при правильной внешней политике.
Необходимые минимальные шаги уже сделаны. В понедельник, 13 апреля Россией было отменено эмбарго на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300 Ирану. Эмбарго было введено президентом Медведевым в 2010 году и было негативно встречено российской общественностью. Теперь эта досадная ошибка будет исправлена. Министр обороны Ирана генерал Хосейн Дехган уже в среду прибыл в Москву и цель его трехдневного визита, в общем-то, ясна. Тегерану срочно нужно оружие, чтобы к моменту начала возможной войны с Саудитами и (или) Израилем быть готовыми к любому развитию событий. Вопрос времени здесь чрезвычайно важен – С-300 должны быть развёрнуты до начала боевых действий, когда неизбежно будет объявлен международный мораторий на поставку оружия воюющим странам. У Ирана уже есть 26 комплексов «Тор-М1» и 10 «Панцирь-С1», и «трёхсотые» дополнят картину, обеспечив оборону на дальних рубежах. Теперь суммарно персы могут создать эшелонированную систему ПВО вокруг какого-нибудь одного объекта. Например, крупного города или атомной электростанции. Против атаки сотен самолётов это, конечно, не спасёт, но первую волну нападающих проредит весьма изрядно.
Может Москва оказать Тегерану помощь и иного рода. Буквально накануне начала бомбардировок Йемена, 10 марта 2015 года, в строй вступил иранский фрегат «Дамаванд», представляющий собой образец новейших достижений военно-технической мысли этой страны. Пока корабль служит в Каспийском море, однако Россия вполне может предложить дружественной державе воспользоваться Волго-Донским каналом для переправки корабля в Чёрное море с возможной остановкой в Крыму, а далее через турецкие проливы (если Анкара не воспротивится) двинуться на пополнение припасов в российский пункт материального обеспечения в Тартусе, откуда до Красного моря рукой подать. Тем же путём может пройти и небольшая эскадра, а арабская коалиция в итоге получит неприятный сюрприз в виде внезапного усиления иранских ВМС в регионе.
Для Эр-Рияда столь очевидный (и неприятный) расклад давно не является секретом, и Королевство пытается давить на Россию путём прямых публичных нападок, как через собственных дипломатов, так и устами представителей соседних марионеточных режимов. Министр иностранных дел просаудовского правительства Йемена Рияд Ясин уже обвинил Россию в поставках оружия повстанцам, на что МИД России ответил, что наша страна не вмешивается в конфликт и не собирается этого делать. Хотя поддержка хуситов вполне бы соответствовала национальным интересам и России, такой шаг требует от Кремля определённой самостоятельности и смелости в принятии решений, чего при нынешнем руководстве едва ли можно ожидать – ещё украинские события показали, что понятие о стратегическом мышлении там настолько же чуждо, как и радиопослание из параллельного мира.
Так что прикрывать Россию с южного направления, судя по всему, придётся Ирану. Вернее, прикрывать он будет, естественно, себя, но для россиян его активность на данном этапе – большое благо. Под шум борьбы с Исламским Государством Тегеран медленно, но верно закрепляется на шиитской части Ирака, о чём лет 15 назад ещё не смел и мечтать. Эти территории, в свою очередь, удобно расположены рядом с шиитскими восточными землями Саудовской Аравии.
На йеменском направлении война повисла в воздухе – в буквальном смысле. Бомбардировки продолжаются уже несколько недель и особого военного эффекта не приносят. Арабской коалиции придется либо вторгаться сухопутными частями, чего никто не хочет, либо полностью сворачивать боевые действия, что недопустимо с точки зрения имиджа. Дальнейший воздушный террор приведет лишь к увеличению жертв среди гражданского населения, что закономерно усилит поток желающих отомстить агрессору на земле. И длинная, плохо охраняемая граница не станет для по-настоящему решительных людей серьезным препятствием.
В ближайшее время саудитам придется принимать конкретное решение. Каким оно будет – сказать сложно, но вероятность ввода войск в Йемен достаточно высока. Промедление грозит распространением конфликта на территорию самой Саудовской Аравии. Ввод войск же сулит затяжную и кровопролитную партизанскую войну, сколь угодно долгую по времени совершенно непредсказуемую в плане конечного результата.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+