Территориальные захваты являлись обычной практикой в новое время. Если европейские державы в основном обзаводились заморскими владениями, то такие страны как США, Россия и, например, Бразилия, предпочитали экспансию на континенте. Лишь когда на материке такая деятельность стала затруднительной, американцы потянулись в океаны. Вопреки распространённому мнению, Соединённые Штаты Америки не только приобретали, но нередко и теряли свои владения в пользу других стран, либо предоставляли им независимость.
Часто то была земля, обильно политая кровью американских солдат, которая вполне навсегда могла стать американской, но политическая целесообразность диктовала другое решение. В список не входят американская оккупационная зона в Германии, а также периоды оккупации основной части Японии, Южной Кореи, Исландии, Триеста и других стран над которыми Штаты не провозглашали свой суверенитет. Таких территорий наберётся очень много, даже если рассматривать лишь отрезок в последние 100 лет. Что касается аннексий целых независимых государств, то они случались. Яркий пример – Техас или Гавайи. Во время мексикано-американской войны отдельные политические деятели предлагали полностью присоединить к себе Мексику (в итоге забрали «всего лишь» две трети этой страны), в период испано-американской войны аналогичные предложения звучали относительно Кубы, а в эпоху Второй мировой войны находились в Сенате и те, кто требовал сделать американской территорией Японию. Но времена менялись. То, что было очень легко в 18 веке и легко в 19-м, стало невероятно сложно в двадцатом и почти невозможно в двадцать первом.
Как ни странно, особенно существенные территориальные потери США понесли в пик своего могущества, после 1945 года, когда американские президенты стали проявлять особенную щедрость для дружественных стран. В общем-то, ничего необычного тут нет. В мире, где твоя валюта является высшей ценностью, а твои корабли бороздят чужие моря, как свои собственные, обладание заморскими территориями уже не является высшей ценностью. Ведь там нужно строить дороги, содержать школы и т. д. Это лучше отдать туземцам, а хозяин займётся более важными делами.
Так империализм уступил место глобализму. В прежней эпохе, великие державы боролись между собой за обладание колониями и отдельными островками. В однополярном мире предполагается, что вся планета стала колонией Соединённых Штатов, где отдельные части пользуются той или иной степенью автономии. Насколько это справедливо, другой вопрос, но именно так построена идеология Вашингтона после 1991 года.
А раз заморские территории не имеют критического значения, то с ними можно и расстаться, если хлопоты превышают выгоды. Разумеется, при условии сохранения американских баз и решающего влияния на местные политические элиты. Автор статьи предлагает несколько таких примеров для наглядности.
Филиппины. За эту землю американцы воевали дважды, сперва в испано-американской, а затем в тихоокеанской войне. Едва отвоевав её во второй раз, почти сразу предоставили островному государству независимость. До того Содружество Филиппины было частью США и имело своего представителя в Конгрессе, как Гуам или Пуэрто-Рико. Но, даже получив суверенитет, страна осталась вернейшим союзником бывшей метрополии.
Архипелаги Рюкю и Бонин. После окончания оккупации Японии эти территории остались под американской администрацией, которая ввела там доллар и американские законы. На картах того времени эти острова обозначаются как «U.S. adm». Местное население, познав прелести американской оккупации, в конце концов, восстало и американцы решили вернуть острова Японии. Военные базы США остались, однако их число постепенно сокращается.
Микронезия. Иной оказалась судьба других Тихоокеанских островов. После десятилетий под американской опекой Маршалловы острова, Федеративные Штаты Микронезии и Палау выбрали независимость, пусть и ограниченную «свободной ассоциацией» с США. Северные Марианские острова предпочли остаться вместе с Соединёнными Штатами на особых правах.
Атоллы в Карибском море: Серрана Банк, Куита Сьено Банк, Ронкадор Банк. Эти небольшие острова были переданы по договору от 1972 года Колумбии. США, фактически контролировавшие и использовавшие эти острова в военных целях, отказались от претензий. В этот же период остров Сван перешёл от США к Гондурасу.
Кто следующий на выход? Возможно, это многих разочарует, но пока что никто. Теоретически могла бы отделиться одна из внешних территорий (Пуэрто-Рико, Северные Марианские острова, Гуам), но по факту им это едва ли кто позволит. Штаты США же, при всей широте их внутренних полномочий, не имеют права на сецессию. Верховный суд США постановил, что Союз Штатов является вечным, как того хотели отцы-основатели. Не наблюдается и серьёзных сепаратистких движений на местах. Так что можно констатировать, что пока американская империя сохраняет своё богатство и могущество, распад ей не грозит.