На этой неделе в Баку пройдет первое заседание совещательного совета «Южного газового коридора». В заседании примут участие министры энергетики Греции, Грузии, Болгарии, министр экономического развития Италии и вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. Представители стран Европы заявляют о намерении «вывести проект на политический уровень», о чем сообщает пресс-службы Еврокомиссии. Для Еврокомиссии такая формулировка означает приоритет проекта и придание ему первостепенного значения. Однако, принимая во внимание современную геополитическую ситуацию, уместнее будет говорить о «политизации» поставок энергоресурсов представителями Еврокомиссии.
В Азербайджане и других странах Каспийского региона не отрицают свою заинтересованность в реализации проектов «Южного газового коридора». Экономическая выгода от продажи газа европейским потребителям очевидна. Однако на этом фоне часто звучат заявления о том, что убытки потерпит та сторона, против которой и направлено «выведение проекта Южного коридора на политический уровень». В своем стремлении хотя бы частично отгородиться от поставок российского газа Запад уже даже не столько ведет политическую игру, сколько пытается кидаться от проекта к проекту. Стоит отметить, что на это обращают внимание потенциальные поставщики газа Центральной Азии, Азербайджан и Турция.
Речь идет о переменах в настроении Еврокомиссии касательно российского «Турецкого потока» и азербайджанского «TANAP». Например, после заявлений главы Газпрома Алексея Миллера о том, что поставки российского газа через Турцию являются единственным возможным способом транзита, представители Еврокомиссии наконец-то осознали, что это не политическая игра, а реальные намерения России. После этого, вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович высказался об «экономической нецелесообразности» строительства «Турецкого потока», а также выразил мнение, что это не окончательно решение российской стороны.
Дополнительно, европейские политики неоднократно утверждали, что Россия будет препятствовать реализации проекта «Южного газового коридора». Как выяснилось, Москва не намерена ставить палки в колеса партнерам, среди которых Азербайджан, Иран и иные потенциальные поставщики газа. Гораздо больше Россию интересуют собственные проекты газопроводов, и «Турецкий поток» сегодня явно в приоритете. Как уже не раз говорилось, 16 млрд. кубометров газа, экспортируемых по газопроводу TANAP, не покроют потребностей стран ЕС. В этой связи в пору говорить об усилении влияния российского Газпрома. При этом даже в случае присоединения к газопроводу Туркменистана и Ирана, доля российского газа в импорте Европы не сократится ввиду увеличения потребностей рынка.
Страны Европы пытаются создать иллюзию независимости от российских поставок, оказывая знаки внимания Азербайджану, Турции и другим странам-участникам TANAP. Однако все участвующие в проектах «Южного газового коридора» страны проявляют солидарность с позицией российского Газпрома. Турция дает понять, что строительство российского газопровода на ее территории позволит реализовать транзитный потенциал страны. Азербайджан, в свою очередь, не обеспокоен строительством «Турецкого потока», так как проект не конкурирует с TANAP. С недавних пор усилилась роль Греции, новые власти которой заявили о намерениях ухода от влияния Евросоюза. При этом именно на границах Турции и Греции может возникнуть масштабный газовый хаб, где страны ЕС будут вынуждены осуществлять закупки. По этим причинам, когда речь идет об обеспечении европейских потребителей энергоресурсами, Еврокомиссии было бы верно отказаться от политической игры и выступить разумным экономическим партнером.