Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Эрдоган готовит в Турции «ползучий переворот»

Эрдоган готовит в Турции «ползучий переворот»


25-01-2015, 11:12 | Политика / Аналитика мировых событий | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (5 880)

Эрдоган готовит в Турции «ползучий переворот»

 ИМПЕРИЯ

Странное впечатление производит политический ландшафт современной Турции даже при небольшом к нему приближении. Общество все время живет в состоянии политического стресса: сначала суды над военными, которых обвиняли в подготовке государственного переворота, а теперь власти вновь «ищут черную кошку в темной комнате», заявляя, что «в стране готовится переворот». На днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Совет по научно-техническим исследованиям Турции (ТUBITAK) в организации прослушивания переговоров турецкого руководства, расшифровка части которых была использована для раскручивания в Турции коррупционного скандала в декабре 2013 г.

 

Власть публично заявляет, что в стране действует так называемое параллельное государство, готовящее «очередной государственный переворот». Эта версия событий сейчас превращается прокуратурой в уголовные обвинения, которые выдвигаются против сотрудников полиции, органов прокуратуры, журналистов, некоторых общественных деятелей. При этом Анкару не смущает то, что ЕС в своем последнем докладе о Турции обратил внимание на нарушения в области свободы прессы, а докладчица Европарламента Кати Пири раскритиковала готовящийся правящей Партией справедливости и развития новый закон о внутренней безопасности, который расширяет полномочия государства, способствуя «эрозии правового государства» в Турции.

 

Возможно ли в нынешнее время осуществить в Турции переворот? В последнее время этот вопрос стал самым обсуждаемым среди турецких аналитиков. Убежден, что это невозможно, а различные кривотолки о перевороте — это всего лишь попытка власти прикрыть результаты будоражащих общество результатов антикоррупционной операции, проведенной в конце прошлого года. Напомним, что тогда четыре министра правительства Эрдогана вынуждены были подать в отставку. При этом следственные органы получили в свое распоряжение убедительные доказательства, которые остаются в силе, несмотря на предпринятые властью массовые увольнения в органах полиции и прокуратуры.

 

Когда правительство стало переводить все «стрелки» в сторону общественного движения «Хизмет», которое якобы инициировало антикоррупционный скандал, возникли вопросы, на которые власть не дает ответа. Неужели действительно сотни полицейских и прокуроров в Турции, ведущих активную борьбу в стране против коррупционных проявлений во всех эшелонах власти, являются «гюленовцами» (представителями движения «Хизмет»)? Почему противниками власти объявлены именно те, кто по долгу службы действовал по закону и отстаивал юридическую правду? Наконец, почему следуют «громкие» аресты и «тихие» освобождения, а власти не удосужились публично предъявить хотя бы один документ, подтверждающий выдвигаемые ими обвинения, и не является устроенная шумиха вокруг «Хизмет» прикрытием для действий каких-то иных политических сил, ведущих борьбу против Партии справедливости и развития? Каких именно — это еще предстоит узнать. Тем более что, по оценке многих экспертов, эти силы вынуждены будут проявить себя более активно накануне намеченных на июнь парламентских выборов.

 

Во всем этом просматриваются серьезные внутриполитические и внешнеполитические подтексты. Эрдоган пытается выдавливать из турецкой политической жизни Гюлена, объявляя его «лжепророком», а самого себя олицетворять в роли «главного архитектора в строительстве новой Турции». Под предлогом борьбы с «параллельным государством» Эрдоган постепенно берет под свой контроль все ветви власти, прежде всего СМИ, и фактически осуществляет в стране поэтапный «ползучий переворот». Он опасается того, что его будут выдавливать из «большой политики» через электоральные процессы, поскольку ПСР может не набрать большинства голосов на предстоящих летом 2015 г. парламентских выборах. При таком ходе событий Эрдогану не удастся провести конституционные поправки, наделяющие президента повышенными полномочиями, то есть преобразовать Турцию в президентскую республику. Так мы выходим на скрытый внешнеполитический подтекст, связанный с арестами журналистов. Когда глава дипломатии ЕС Федерика Могерини и еврокомиссар по европейской политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан в совместном заявлении подчеркнули, что «Турция выходит из правовых европейских стандартов», президент Эрдоган посоветовал ЕС «держать свое мнение при себе».

 


Пока же, как считает главный редактор газеты Zaman Экрем Думанлы, «борьба за демократические ценности в Турции достигла критического уровня», и парламентские выборы могут стать «последними демократическими выборами в Турции». В этой связи он призвал «здоровые элементы в стране активно выступать в защиту демократических институтов и ценностей, которые приведут страну к более демократическому решению вопросов в области верховенства права». Посмотрим, что из этого выйдет.


 
 
ИА REGNUM 



Турция все больше отдаляется от Запада

 

Турция все больше отдаляется от Запада\
Президент Турции заявил, что, если страну не примут в Европейский союз, то она не станет умолять, стоя на пороге Европы, о членстве, а пойдет своим путем.

В субботу на пресс-конференции в ходе визита в Эфиопию турецкий президент выступил с речью против терроризма и массовой гибели мусульман в региональных конфликтах и гражданских войнах. Он заявил, что Турция никогда не будет толерантна к террористам, которые могут быть представителями различных религий. После чего резко изменил и направил свою риторику в русло отношений с Европейским союзом и членства Турции в Евросоюзе.

"Мы проверяем Европу. Сможет ли Европа принять и включить свои ряды Турцию, население которой составляют мусульмане? Если вы против исламофобии, то вы должны принять Турцию в ЕС ", — заявил он.

"Турция является членом НАТО, ОЭСР… Почему вы не допускаете нас в ЕС? Получается, проблема совсем в другом", — продолжил он, добавив, что "Турция – сегодня сильная страна и она не будет стоять под дверями ЕС и просить о членстве".

Подобные заявления президента Эрдогана и более активная внешняя политика Анкары, идущие вразрез с интересами ее западных союзников, могут стать началом окончания романа между Турцией и Западом, который так и не принес ожидаемых плодов.

Главной целью президента Эрдогана сейчас является очередная победа на выборах. На этот раз на всеобщих парламентских выборах, которые должны пройти в Турции 13 июня. В прошлом году Реджеп Тайип Эрдоган победил на выборах президента Турецкой республики, а до этого он в течение 11,5 лет возглавлял правительство. За четыре десятилетия в политике он выиграл немало выборов и наверняка победит и на июньских выборах. Победа на парламентских выборах станет для него юбилейной, 10-й по счету.

И хотя победить может не сам Эрдоган, а его партия – неоисламистская Партия справедливости и развития (AKP), эта победа поможет ему еще больше консолидировать власть в стране в своих руках и вести ее по намеченному им много лет назад пути исламизации. И естественно, дальнейшего отдаления от Запада.

На Западе тоже не особенно рады такому союзнику, но вынуждены его терпеть из-за стратегического положения Турции на границе Европе и Азии. Причин для недовольства Турцией у Запада предостаточно. Из последних можно, например, назвать ее явное нежелание несмотря на членство в НАТО более активно участвовать в деятельности возглавляемой США международной коалиции, которая с прошлого года борется с боевиками «Исламского государства».

Серьезные разногласия у Анкары и Вашингтона и в отношении Сирии. Совсем недавно правительство Турции запретило через суд публиковать документы, свидетельствующие о том, что турецкая разведка посылала сирийским оппозиционерам в прошлом году оружие. Часть этого оружия вполне могла попасть в руки боевиков джихадистской группировки «Джабат аль-Нусра».

Америка и Европа тоже выступают за свержение Башара Асада, но не поставляют оружие умеренной оппозиции. Одной из главных причин этого нежелания являются вполне обоснованные опасения, что оружие может попасть к джихадистам, которые воюют не только против Асада, но и против всех остальных, в т.ч. и Запада.

Турция, кстати, активно участвует в сирийском конфликте как перевалочный пункт и главный маршрут, по которому в Сирию свободно приходят и уходят боевики самых разных мастей. В т.ч. и те, кто потом совершают или будут совершать теракты в Европе и Америке.

Участие Турции в войне против ИГ состоит в разрешении использовать турецкие военно-воздушные базы самолетами коалиции. Реджеп Эрдоган не хочет давать ИГ повод мстить Турции. С точки зрения турецкого президента, ИГ и «Нусра» воюют в Сирии против трех врагов: поддерживаемых Ираном шиитов, курдов, состоящих в союзнических отношениях с Рабочей партией Курдистана, которая три десятилетия воевала с Турцией; и наконец против Башара Асада. В разной степени все эти три стороны являются и врагами самой Анкары.

Западу не нравятся друзья президента Эрдогана. К примеру, его хорошие отношения с Владимиром Путиным. В Вашингтоне и Брюсселе недовольны и вялой реакцией Анкары на события на Украине. Об отношениях Реджепа Эрдогана с союзниками по НАТО красноречиво говорят его прошлогодние слова о том, что на вид они – друзья, но мечтают о том, чтобы туркам было как можно хуже.

Не удивительно, что в последнее время в Анкаре значительно чаще говорят о вступлении Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества, а не в Евросоюз. Конечно, Западу не нравятся не только слова президента Эрдогана, но и его дела. И особенно авторитарный стиль руководства, дающий повод его соперникам обвинять его в диктаторских замашках.

Отношения между Западом и Турцией сейчас больше напоминают отношения не близких, а настороженно следящих друг за другом союзников. В союзе они состоят лишь в силу общих интересов, которых с каждым днем становится все меньше, и традиций, которые тоже имеют обыкновение со временем забываться. В зыбком равновесии эти отношения еще как-то поддерживает то, что, за исключением Сирии, президент Эрдоган пока в основном занят внутренними делами. Но после того, как он окончательно консолидирует свою власть в Турции, что может произойти после победных летних выборов, и начнет уделять больше внимания международным делам, союз между Турцией и Западом ждут новые испытания на прочность.



Рейтинг публикации:

Нравится0




Комментарий от редакции:

На грани хаоса: Турция и «сирийский ребус»

 

В Лондоне состоялось первое международное совещание «ключевой группы союзников» по борьбе против «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Группа состоит из шести десятков стран, заявивших о своем участии в коалиции для «реализации скоординированной, единой и эффективной стратегии». Как сообщил госсекретарь США Джон Керри, на данном этапе «группа» намерена подготовить «12 новых военных бригад в Ираке» и только «весной начать обучение бойцов сирийской оппозиции в лагерях Саудовской Аравии, Турции и Катара».

Пока же только самолеты США и пяти арабских стран наносят удары по позициям ИГИЛ в Ираке и Сирии. Британские и французские ВВС воздерживаются от ударов по ИГИЛ в Сирии. По словам Керри, это связано с тем, что «каждая из стран — участниц коалиции принимает собственные решения относительно участия в операциях». Неслучайно авторитетная арабская газета Asharq Al Awsat считает, что «международная коалиция для борьбы с ИГИЛ — не более, чем фикция, ее участники имеют множество разногласий, а некоторые из них придерживаются прямо противоположных точек зрения на цели и перспективы объявленной борьбы». По мнению газеты, «для уничтожения ИГИЛ международная коалиция не нужна»: «Кто-то пытается закупорить эту консервную банку, чтобы она лопнула как на Ближнем Востоке, так и далеко за его пределами, прежде всего, в Европе».

Отсюда и возникают главные вопросы, которые всячески избегают Америка и ее союзники. Военные эксперты считают, что США обладают самостоятельным потенциалом для нейтрализации ИГИЛ, однако, отказываясь от проведения наземной операции, американцы отводят достижение успехов на отдаленную перспективу. По словам Керри, «вызов ИГИЛ — это глобальная проблема, требующая долговременного глобального ответа». Об этом же говорил и президент Барак Обама, выступая в Конгрессе США с очередным ежегодным посланием «О положении страны». Обама подчеркнул, что Америка не стала «втягиваться в новую наземную войну на Ближнем Востоке», а пошла по пути формирования «широкой коалиции». Но при этом он обозначил приоритетную цель: «Ослабить и в конечном счете уничтожить данную террористическую группировку (ИГИЛ- ред.)», а затем «поддержать умеренную оппозицию в Сирии». Так Запад внешне обозначил на Ближнем Востоке две главные линии фронта: ИГИЛ и Сирия. Ранее Вашингтон с активным участием Анкары сколачивал антисирийскую коалицию, ориентированную на свержение президента Сирии Башара Асада. Тогда ИГИЛ не рекламировалась западными политиками и СМИ, а ее боевики приписывались вместе с т. н. Сирийской свободной армией (ССА) к «умеренной» оппозиции. При этом Турция не скрывала желания осуществить военное вторжение в Сирию, но при условии, что США первыми нанесут удар. Когда Вашингтон и Москва договорились по проблеме уничтожения сирийского химического арсенала, ССА стала разваливаться, а ИГИЛ предприняло неожиданный маневр — захватило Мосул, стало наступать на Багдад и Эрбиль, одновременно обостряя ситуацию на севере Сирии, где компактно проживает курдское население. Вслед за этим в юго-восточных вилайетах Турции активизировалась Рабочая партия Курдистана (РПК).

Таким образом, Турция не только получила вооруженные конфликты на границах с Ираком и Сирией, но и оказалась буквально в шаге от втягивания в новый региональный вооруженный конфликт. В этой связи, выступая на днях в Брукингском институте, глава дипломатии ЕС Федерика Могерини констатировала, что «Турция может оказаться в драматическом положении»: вместе с Ираком и Сирией вокруг нее стал затягиваться еще один сложный узел. При этом Анкара, будучи членом НАТО и главным региональным союзником Вашингтона, теряет солирующую роль на Ближнем Востоке. Вот что говорил по этому поводу Ахмет Давутоглу, будучи еще главой МИД: «Турция является одной из стран, подвергшихся наибольшему влиянию событий в Сирии. Она продолжает удовлетворять все нужды беженцев и делает это в одиночку». Анкара подвержена и многим другим факторам, об которые она стала «спотыкаться». Обозначим все по порядку.

Первое. Стало ясно, что Запад теперь перестал делать ставку на свержение правительства Асада в Дамаске, а процесс формирования сил как светской, так и военной сирийской оппозиции затягивается.

Второе. Падение влияния Турции усилило региональное лидерство Ирана. Обозначились контуры неформальной коалиции России и Ирана, даже при условии того, что Белый дом продолжает диалог с президентом Ирана Хасаном Рухани.

Третье. Турция становится только наблюдателем геополитических процессов без шансов принять участие в региональном переустройстве. Дальнейшая поддержка сил сирийской оппозиции для Анкары оборачивается всего лишь туманными перспективами, а ожидаемые геополитические дивиденды оборачиваются региональным одиночеством. На фоне этого Анкара рассчитывает на прорыв в отношениях с Москвой, что в будущем может определить особое значение Турции в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ, хотя о ее переориентации на Россию говорить преждевременно.

Турция оказывается на пороге новых идей и подходов в сфере региональной безопасности с учетом собственных национальных интересов: США выстраивают для Анкары неудобный геополитический ландшафт, ориентируя в первую очередь на борьбу с ИГИЛ, а не с Дамаском. Анкара не устояла перед мощнейшим давлением Вашингтона, согласившись пропускать через свою территорию в Сирию боевые подразделения иракских курдов — «Пешмерга». И эти действия — первый шаг в борьбе против террористов, которые получают предлог для ведения боевых действий уже против Турции на ее же территории. Дело даже не в том, что в ход будут пущены турецкие вооруженные силы. Как в Сирии и в Ираке, юго-восточные вилайеты Турции станут полем битвы ИГИЛ с курдами. Парадокс заключается в следующем: поражение ИГИЛ укрепит позиции курдов в треугольнике Ирак — Сирия — Турция. А поражение курдов усилит ИГИЛ в уже имеющихся границах, включая юго-восток Турции. Первый из указанных сценариев устраивает США. Неслучайно президент Обама в упомянутом выступлении в Конгрессе не исключил самостоятельные действия Вашингтона вне международной коалиции по борьбе с ИГИЛ, призвав законодателей санкционировать применение против боевиков военной силы.

Анкара все еще держит в своих руках ключ от решения нового «сирийского ребуса», а Вашингтону пока удается склонять ее к совместным действиям против боевиков. Однако не нужно быть провидцем, чтобы понимать: ресурсы западной коалиционной дипломатии уже на исходе.

Станислав Тарасов

 

Ирхин Александр: «Ялтинский мир» и Турция: эволюция внешней политики Анкары 1945-2015 гг.

 

В начале феврале 2015 года весь мир будет отмечать 70-ю годовщину Ялтинской конференции, которая почти на пятидесятилетний период определила правила существования мирового порядка. Этот исторический период  закончился крупнейшей геополитической катастрофой для России – развалом СССР. В настоящее время, Россия находится в международной изоляции, которую организовал западный мир. По всей видимости, этот период будет достаточно затяжным, по причине того, что никто не намерен уступать в «украинской партии». Россия в этих условиях ищет дополнительные возможности для смягчения экономической и дипломатической блокады Запада. Одним из таких путей является современная Турция, которая переживает болезненную внутреннюю трансформацию, реанимируя дореспубликанские – османские политические, культурные ценности и историческую память. В этом контексте интересны внешнеполитические подходы турецкого государства последних 70 лет, что опосредованно будет давать оценку функциональности российского выбора в пользу энергетического и политического сотрудничества с Анкарой.     

Итак, на протяжении практически всего периода Второй мировой войны Турецкая Республика придерживалась позиции нейтралитета и политики многовекторности. Турецкая дипломатия заключает договоры с противоборствующими сторонами об экономической и военно-политической помощи: Германией, Великобританией, с СССР отношения были урегулированы путем пролонгации договора о дружбе и нейтралитете от 1925 года, США в декабре 1941 года распространили действие ленд лиза на Турцию, что было воспринято в Анкаре, как одобрение ее внешнеполитической линии.

Таким образом, Турция показывала, что не склоняется, на чью либо сторону, придерживаясь нейтралитета, получая военную техническую и экономическую помощь от двух противоборствующих сторон конфликта.

К 1942 году в результате нового положения на восточном фронте, Турция более откровенно стала высказываться по поводу новой опасности в случае провала восточной кампании Гитлера. К 1942 году турецкие дипломаты стали приходить к выводам, что война может окончиться полной англо-американо-советской победой и возможным исходом войны является победа англо-американского блока с помощью СССР.  По мнению турецкой дипломатии, это означало полный распад Европы, так как ни Великобритания, ни США не в состоянии ни остановить напор русских в территориальном отношении, ни предотвратить большевизацию изголодавшейся, измученной от войны и обнищавшей Европы [1, т. 2, с. 611]. Оценивая перспективы дальнейшего развития германо-советской войны и опасаясь полной победы союзников, турецкое правительство теперь считало для себя оптимальным вариантом возможно более быструю победу Германии над СССР, после которой Германия могла бы компромиссно урегулировать свои отношения с Англией и США.

   На конференциях, происходивших во время войны в Тегеране, Ялте, Потсдаме и других турецкий вопрос, так или иначе, становился объектом обсуждения и дискуссий между тремя государствами: СССР, США и Великобритании. Последняя, после поражения Франции, желала вступления Турции в войну на стороне антигитлеровской коалиции, но затем постепенно отказалась от этой идеи.

Еще одна сторона настоятельно требовала вступления в войну Турции – Советский Союз. Турция в свою очередь, оправдывалась перед западными союзниками и СССР, всячески оттягивая вступление в войну, ссылаясь на ограниченность ресурсов и неудовлетворительное состояние вооружения своей армии, но  с оказанием технической помощи союзников турецкое руководство  брало на себя обязательство вступить в конфликт [2, р. 225].

30-31 января 1943 года в г. Адане состоялась встреча У. Черчилля с президентом Турции И. Инёню, на которой было решено значительно увеличить поставки в Турцию военных материалов.  Турецкая сторона в результате встречи получила от Англии вооружения на сумму 20 млн. фунтов стерлингов. В течение первой половины 1943 года в Анкаре побывали руководители британских вооружённых сил на Ближнем Востоке [3, c. 27].

В январе 1943 года в г. Адане между министром иностранных дел Турции Ш.Сараджоглу  и У.Черчиллем состоялся диалог. По выражению              Ш.Сараджоглу «Россия могла стать империалистической после Второй мировой войны. Это вынуждает Турцию быть исключительно благоразумной». Черчилль ответил, что будет создана международная организация для обеспечения мира и безопасности, которая будет сильнее Лиги Наций. У.Черчилль добавил, что он не боится коммунизма.                          Ш.Сараджоглу заметил, что он  ищет чего-то более реального. Вся Европа полна славян и коммунистов. Все побеждённые станут большевиками и славянами, если Германия будет разгромлена [4, т. 2, с.611]. У. Черчилль заметил, что положение не всегда оборачивается так плохо, как ожидают, но если и случится так, то лучше чтобы Турция была сильной  и тесно связанной с Соединенным Королевством и Соединёнными Штатами. «Если Россия без всякой причины нападёт на Турцию, то вся международная организация выступила бы в защиту Турции, а гарантии после нынешней войны должны быть гораздо более твёрдыми не только в отношении Турции, но и в отношении всей Европы.  Если Россия станет подражать Германии, то мы должны будем организовать самое тесное сотрудничество против неё» [5,  т. 2, с.612].  

 В Тегеране (28 ноября – 1 декабря 1943)  интенсивность обсуждения условий вступления Турции в войну была достаточно высокой. Советская сторона настаивала на скорейшем вступлении. Англия и Соединённые Штаты занимали более сдержанную позицию. 

В Ялте вопросы вступления Турции в войну обсуждались уже в связи с созданием ООН и сроков вступления государств желающих принять участие в работе организации. И.Сталин уже был менее оптимистичен по поводу вступления Турецкой Республики в войну.  Конференция определила срок вступления государств в конфликт – до 1 марта 1945 года. В самой Турции понимали, что любая критика решений конференции может поставить государство в положение изоляции перед союзниками  [6, оп.128, д.820, л. 217-219].

На Потсдамской конференции  (с 17 июля по 2 августа 1945) был поднят вопрос о проливах, по инициативе президента США  Трумэна на 8-м заседании 24 июля 1945 года [7, с. 314].

Отдавая должное турецкому правительству за прекрасную внешнеполитическую тактику, необходимо отметить, что к концу войны цели и задачи Турции изменились. Придерживаться нейтралитета до конца войны было по крайней мере невыгодно, так как в послевоенном устройстве мира государство не получало никаких значительных перспектив. Конечно, как и прежде оно могло рассчитывать на поддержку Запада. К концу войны изменилось соотношение мировых сил Восток-Запад, что естественно сильно влияло на позицию Турции. Усиление СССР было крайне опасно для положения Турции.

К концу Второй мировой войны политическое руководство Турции пришло к осознанию необходимости вступления своего государства в войну с целью участия в организации, которая будет определять  устройство послевоенного мира. Так, 23 февраля1945 года, когда территории Турции уже не могла угрожать германская авиация, а исход войны был полностью предрешён, государство вступило в конфликт на стороне антигитлеровской коалиции.   

Таким образом, государство обеспечило себе положение победителя при максимально низких издержках и отсутствии каких бы то ни было разрушений.

Советское правительство 19 марта 1945 года заявило о денонсации договора 1925 года о дружбе и нейтралитете. В ответ на предложение Турции начать переговоры по условиям будущего договора были выдвинуты территориальные претензии, касавшиеся возвращения провинций Карс и Ардаган, а также изменения статуса проливов и совместной их обороны.

         В турецкой прессе реакция на денонсацию данного договора была представлена таким образом,   что турки не понимают претензий СССР и готовы дальше укреплять советско-турецкую дружбу. Однако вследствие внешнеполитических действий СССР, Турция оставляет себе право судить о том, что будут ли советские предложения способствовать развитию дружбы между странами  [8, оп. 128, д.820, л. 5,12,16,17].

В 1946 году СССР направил две ноты турецкому правительству, в которых обвинял последнее в нарушении конвенции Монтрё во время Второй мировой войны, и предлагал новый проект режима проливов:

проливы должны быть всегда открытыми  для прохода торговых судов всех стран;

проливы должны быть всегда открытыми для прохода военных судов Черноморских стран;

проход через проливы для военных судов не Черноморских держав не допускается, за исключением особо предусмотренных случаев;

-  Турция и Советский Союз как державы наиболее заинтересованные и способные обеспечить свободу торговли мореплавания и безопасность в проливах для предотвращения использования проливов другими государствами во враждебных Черноморским державам целях, должны были разделить ответственность по их обороне [9, c. 169].

Итак, первый этап внешней политики Турции в обозначенных хронологических рамках можно обозначить, как «от нейтралитета к прозападному выбору и до первых кризисных проявлений в результате Кипрских кризисов» - 1945-1974 гг. В рамках данного внешнеполитического этапа проходит интеграция Турции в НАТО (1952 г.), участие Турции в Корейской войне (1950-1952 гг.), интеграция Турецкой Республики в экономическую и военно-политическую систему западного мира, что подкреплялось распространением «плана Маршалла» и «доктрины Трумэна», заключением двусторонних экономических и военно-политических договоров, адаптирующих турецкую экономику под американские интересы.   

Второй этап внешней политики Турции 1974-1980. Это этап «публичной порки» турецкого правительства Вашингтоном. США вводят санкции и прекращают поставлять военно-техническую и предоставлять экономическую помощь. Поводом для такой американской реакции стало нарушение базового соглашения, лежавшего в основе «доктрины Трумэна», где Турция брала на себя обязательство не использовать поставляемую американскую военную технику без согласования с США, против третьей стороны. Турция же в результате второго Кипрского кризиса оккупировала часть Кипра и вступила в прямое противоборство с другим членом НАТО Грецией, что явно ослабляло Североатлантический альянс в регионе и не входило в планы Вашингтона.

Третий этап с 1980-го до 2002 гг. период восстановления проамериканской ориентации Турции, заключение новых договоров о военно-техническом и экономическом сотрудничестве. В этот период значительно смещается глобальный расклад сил в пользу западной цивилизации. Турция в период с 1991 до начала нулевых годов XXI века сталкивается с образовавшимся вакуумом силы на своих северных границах, что дает ей возможность выдвинуть концепцию создания свой зоны влияния «от Балкан до Великой китайской стены», которую она пыталась реализовать в рамках проекта «Великий Туран» - единение всех тюрок, проживающих на различных территориях под протекторатом Анкары.       

По причине дефицита ресурсов, Турция не смогла реализовать данный проект, сузив его до гуманитарных программ сотрудничества.

Четвертый этап внешней политики Анкары относится к 2002-2015 году. Он характеризуется большей региональной самостоятельностью Турции. Современная модель внешней политики Анкары представляет из себя два этажа. Верхний этаж – глобальный, где Турция ориентируется на США и на свои союзнические обязательства. Анкара на этом этаже своей внешней политики полностью поддерживает американский мир.  Нижний – региональный, где Анкара пытается реализовать свои собственные региональные интересы и проекты, которые зачастую противоречат современным интересам Вашингтона. Приведенная двухэтажность внешней политики турецкого государства только фрагментарно дает основания считать Турцию надежным партнером России в процессе противостояния Москвы с Западом по причине того, что верхний этаж в турецких приоритетах остается за США и их союзниками – Анкара по прежнему является членом НАТО и ассоциированным членом ЕС. Кроме того, на нижнем этаже своей внешней политики региональные интересы Анкары и Москвы сталкиваются практически по всем направлениям (турецкая концепция лидерства в суннитском исламском мире потенциально угрожает целостности России, интеграционная активность Турции в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных стран, противоречит российским интересам на Южном Кавказе и Средней Азии, турецкая политика на Ближнем Востоке, а особенно по сирийской проблеме, не стыкуется с российскими внешнеполитическими подходами) за исключением совместного блокирования против экспансии США в Черноморско-Каспийском регионе. Таким образом, в геополитической плоскости Россия и Турция имеет очень узкий сегмент совместных интересов, но он все же есть.

Исторический опыт в рамках приведенных этапов дает также следующий вывод – как только Россия преодолевала рамки сдерживания, созданные Западом и становилась сильным геополитическим игроком, как в период коренного перелома Великой отечественной войны и после Второй мировой войны, Турция занимала резко антироссийскую позицию и становилась опорной точкой в новой западной линии сдерживания, которая переносилась дальше от российских имперских границ. 

      

Список использованных источников и литературы

1.Черчилль У. Вторая мировая война (В 3-х книгах): Сокр. пер. с англ. – М.: Воениздат, -1991.

2. Feis H.  Churchill, Roosevelt, Stalin. The War They Wagen and  the Peace They Sought. Princeton University Press.-1957.- 692 p.

3. Лазарев М.С. Вторая мировая война и страны Ближнего и Среднего Востока. Положение в Турции, Иране, Афганистане и Арабских странах // Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке после второй мировой войны (40-50-е гг.). - М.: Наука, 1974.- С. 3-28.

4. Черчилль У. Вторая мировая война (В 3-х книгах): Сокр. пер. с англ. – М.: Воениздат, -1991.

5. Там же.

6. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Ф.17. Оп. 128. Д. 820, 1199. 

7. Тегеран, Ялта, Потсдам. Сборник документов трёх конференций антигитлеровской коалиции. – М.: Международные отношения,1971. –  415 с.

8.Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Ф.17. Оп. 128. Д. 820, 1199. 

9. Внешняя политика Советского Союза – М.: Издательство  политической литературы, 1952.- 836.

источник


Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: MrCrone5 (25 января 2015 11:43)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 793
    Рейтинг поста:
    0
    «борьба за демократические ценности в Турции достигла критического уровня», и парламентские выборы могут стать «последними демократическими выборами в Турции».
    Это мне напоминает анекдот советского периода "войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется". За демократические ценности боролись в Югославии, Ираке, Ливии, борются в Сирии и на Украине.
    Дай Бог Эрдогану уберечь Турцию от подобной борьбы "за демократию".

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map