Венесуэльский обозреватель Хосе Висенте Ранхель широко известен своей информированностью и точностью оценок. Недавно в телепрограмме «Из достоверных источников» (Los Confidenciales) он сообщил о направлении в резидентуры ЦРУ в Латинской Америке дополнительного контингента сотрудников. По данным Ранхеля, в посольства США и другие американские представительства на континенте прибыло подкрепление численностью не менее 500 оперативников для усиления диверсионной и шпионской работы.
Особое внимание уделено таким странам, как Венесуэла, Боливия, Аргентина, Бразилия, Эквадор и Куба. Это не означает, впрочем, что другие государства застрахованы от имперского надзора. Какими бы лояльными ни казались правительства, идущие в кильватере политики Вашингтона, спецслужбы США методично укрепляют агентурный аппарат в Мексике, Гватемале, Колумбии, Доминиканской республике, Перу, Чили и других странах. Осуществляется целенаправленное проникновение в президентские и правительственные структуры, в руководство вооружённых сил, в национальные разведывательные и контрразведывательные органы. Сотрудничество выстраивается американцами таким образом, чтобы сформировать фронт союзников для борьбы с потенциальным противником на континенте, в первую очередь с «популистскими режимами».
Разветвлённые оперативные позиции спецслужб США в странах Латинской Америки дают возможность для проведения дестабилизационных операций. За последние годы такие попытки не раз предпринимались в Венесуэле, Боливии, Эквадоре, Аргентине, правительства которых противодействовали глобализаторским планам США в Западном полушарии под вывеской Всеамериканской зоны свободной торговли. Усилия ЦРУ по организации «цветной революции» в Венесуэле в 2002-2003 гг. провалились: президент Уго Чавес не только выстоял, но и предпринял успешные шаги по консолидации Латинской Америки. Его преемник Николас Мадуро, сохранивший верность принципам Боливарианской революции, энергично сопротивляется попыткам США подорвать её завоевания путём организации финансово-экономического заговора и провокаций радикальной оппозиции.
Аналогичная схема используется ЦРУ против правительства Кристины Фернандес де Киршнер в Аргентине. В Боливии и Эквадоре резидентуры ЦРУ пытались дестабилизировать законно избранные правительства с помощью полицейских подразделений, руководство которых традиционно находилось под контролем американских инструкторов. Эквадорский президент Рафаэль Корреа чудом избежал смерти, когда мятежники окружили дом, в котором его укрыли телохранители, и снайперы, подготовленные ЦРУ, несколько часов обстреливали окна его убежища. Задачу ликвидации президента Боливии Эво Моралеса должна была решить группа боевиков из Европы, которые использовались ЦРУ для террористических акций. По данным боливийских следователей, формированием группы занимались резидентуры ЦРУ в Ирландии и Венгрии.
ЦРУ в Латинской Америке явно готовится к обострению ситуации. Электронный шпионаж АНБ, несмотря на разоблачения Сноудена, Ассанжа и других, ведётся с ещё большей интенсивностью. Полученные АНБ данные распределяются по конкретным службам разведывательного сообщества США в зависимости от их специализации. ЦРУ является главным потребителем этих материалов, используемых для подготовки «цветных революций», шантажа и вербовочных подходов, провокаций, подрывных пропагандистских кампаний и т.п. Надо отметить, что все администрации США – от Буша-старшего до Обамы - ориентировали на ведение разведывательной работы даже так называемых чистых сотрудников различных ведомств, прежде всего Госдепартамента. Мотивировалось это необходимостью активизации борьбы с терроризмом.
В одном из циркуляров, подписанном ещё при Кондолизе Райс и подтверждённом её преемниками, перед американскими дипломатами ставятся задачи по сбору данных о военных объектах, системах связи, используемых в странах пребывания, охране политических лидеров, местах их проживания, автомобильном парке, электронных адресах, телефонных номерах и т.д. Настораживает та часть задания, в которой дипломатов ориентируют на сбор сведений о состоянии здоровья «объектов», в том числе психического. Указывается на необходимость получения визуального материала, дактилоскопических отпечатков, а также «биологического материала» (последнее, по мнению экспертов, для планирования операций по ликвидации с помощью современных технологий). В число стран, включённых Госдепартаментом для приоритетного разведывательного освещения дипломатами в Латинской Америке, входят Бразилия и Венесуэла, а также Китай и Россия. Слежка за их представителями осуществляется в режиме non stop не только в Латинской Америке, но и по всему миру.
Самая настоящая охота ведётся за российскими гражданами. Для повышения результативности спецслужбы США применяют широкий арсенал провокаций и подтасовок. В такую ловушку попал и лётчик Константин Ярошенко, обвинённый в наркотрафике. По данным информагентств, сотрудница посольства США в Колумбии передала шпионское записывающее устройство агенту Управления по борьбе с наркотиками (DEA) из местных граждан, действовавшему под псевдонимом «Сантьяго». После нескольких встреч агента с летчиком, полученные видео- и аудиозаписи разговоров были подвергнуты редактированию и представлены суду в США в значительно урезанном объеме, что прямо повлияло на приговор. Жертвами подобных спецопераций становятся бразильцы, аргентинцы, венесуэльцы, никарагуанцы и многие другие, причём подтекст всегда один: без сотрудничества с ЦРУ латиноамериканцам не обойтись!
Однако послужной список Управления в Латинской Америке таков, что вызывает настороженность и отторжение даже у лояльных Вашингтону правительств. Зловещим символом гестаповских приёмов в деятельности ЦРУ стало создание на военной базе США в Гуантанамо на Кубе концлагеря для лиц, подозреваемых в терроризме и сотрудничестве с талибами. В декабре 2005 года в защиту концлагеря выступила Кондолиза Райс, сделав упор на том, что таким образом ЦРУ «не допустило осуществления террористических атак и спасло жизни невинных людей в Европе, США и других странах». По поводу разоблачения секретных тюрем Райс высокомерно заявила: «Долой те правительства и их граждан, которые решат, что не хотят работать с нами для пресечения террористических атак против своих собственных стран».
В декабре 2014 года комитет по разведке Сената США опубликовал документ в 500 страниц об использовании сотрудниками ЦРУ пыток с целью получения информации от лиц, подозреваемых в терроризме. Полная версия расследования насчитывает почти 7 тысяч страниц и содержит такие подробности об «усиленных методах допроса», применявшихся ЦРУ, что предание их гласности признали нежелательным - ответом могли стать акции возмездия. Из первоначального текста документа были удалены названия секретных тюрем в Европе и Азии, вычеркнуты имена руководителей ЦРУ, санкционировавших пытки, и сотрудников, которые пытали заключенных. Особенно тщательно изымались данные об использовании «продвинутых техник допроса» в Гуантанамо.
Госсекретарь США Джон Керри попытался изъять из документа и другие факты, мотивируя это тем, что его публикация создаст угрозу жизни американских дипломатов за рубежом. Только вмешательство правозащитных организаций торпедировало эту попытку. Сейчас Human Rights Watch, American Civil Liberties Union и другие организации пытаются получить имена тех, кто создавали секретные тюрьмы и вводили практику пыток. Однако их усилия разбиваются о глухую оборону, занятую руководством ЦРУ во главе с Джоном Бреннаном. Мотивировка всё та же: гласность ставит под угрозу жизнь сотрудников.
Бреннану важно сохранить опытных сотрудников в связи с задуманной им глубокой реформой ЦРУ. В СМИ просочились сведения о сути планируемых перемен: вместо профильных департаментов Управления и аналитической службы будут сформированы комплексные подразделения, занимающиеся отдельными регионами и системными угрозами безопасности США. В частности, по мнению Бреннана, из-за долгой сосредоточенности ЦРУ на войнах в Афганистане, Ираке, на операциях в Северной Африке и других отдалённых регионах, включая Украину, такие угрозы созрели в Латинской Америке. Интеграционные процессы на этом континенте, формирование и укрепление таких региональных организаций, как CELAC, UNASUR, MERCOSUR, ALBA и других, ослабили позиции США в Западном полушарии. Вашингтон беспокоит усиление здесь Китая и России, причём не только в торгово-экономической сфере, но и в области ВТС, в космосе. Строительство Никарагуанского канала с помощью Китая, России и Бразилии – ещё один символ геополитического поражения США.
Американскому высокомерию трудно смириться с провалами такого масштаба. Отсюда подготовка реванша средствами синхронной дестабилизации «популистских» государств и разжигания гражданской войны в Венесуэле. Новое пополнение резидентур ЦРУ уже приступило к выполнению задания.