Греческий долг - ключевая проблема отношений между Афинами и Брюсселем
Одна из главных международных новостей начала 2015 года – возможный выход Греции из зоны евро. А может быть, и из Европейского союза. Источником новости стал еженедельник «Шпигель», сообщивший со ссылкой на канцлера Ангелу Меркель, что Германия готова исключить Грецию из зоны евро в случае победы там на парламентских выборах 25 января Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА). Потом, правда, были попытки опровержения (мол, госпожа Меркель нечто подобное говорила), но, как известно, дыма без огня не бывает. Идея отлучения Греции от еврозоны давно уже витает в воздухе. С одной стороны, подобный шаг может оздоровить экономику еврозоны. С другой стороны, он может стать прологом дезинтеграции Евросоюза. Для экономики самой Греции последствия такого развития событий неоднозначны.
Ключевой проблемой отношений Брюсселя и Афин является государственный долг Греции (см. таблицу):
Показатели суверенного (государственного) долга Греции и еврозоны (на конец года)
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014*
|
Греция
|
Общая сумма, млрд. евро
|
355,1
|
303,0
|
318,7
|
318,0
|
По отношению к ВВП,%
|
170,3
|
157,2
|
175,1
|
177,7
|
На душу населения, тыс. евро
|
31,9
|
27,3
|
28,8
|
28,8
|
Еврозона
|
Общая сумма, млрд. евро
|
8.251,4
|
8.619,8
|
8.890,4
|
-
|
По отношению к ВВП,%
|
87,4
|
90,7
|
92,6
|
-
|
На душу населения, тыс. евро
|
24,7
|
25,9
|
26,7
|
-
|
*Оценка Минфина Греции.
Источник: Eurostat
По относительной величине суверенного долга Греция является рекордсменом не только в еврозоне, но и во всем Европейском союзе. Занимающая второе место в еврозоне по относительному уровню долга Италия имела в конце 2013 года показатель, равный 132,6% ВВП, на третьем месте была Португалия – 129,0% ВВП. По оценкам правительства Греции, её государственный долг в конце 2014 года должен был составить 318 млрд. евро, но уже в первых числах нового 2015 года СМИ сообщили, что долг достиг 322 млрд. евро.
Примечательно, однако, что вопрос внешнего долга стран еврозоны и ЕС (включает как государственный, так и частный долг) обсуждается крайне редко. А Греция, между прочим, по этому показателю – далеко не в первых рядах. В конце 2012 года внешний долг Греции был равен 568,7 млрд. долл., что эквивалентно 234% ВВП; в расчете на душу населения внешний долг составил 52 тыс. долл. А вот в Великобритании в это же время внешний долг составил 10 триллионов долларов, что эквивалентно 400% ВВП. Однако, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Греция – даже не «бык», а «козёл» - козёл отпущения. Грецию еще в 2000-е годы грузили долгами - и государственными, и частными. Мировые ростовщики хотели сделать из этой южно-европейской страны дойную корову, но перестарались. «Корова» перестала доиться. Теперь она годится только на роль козла отпущения.
Как тройка МВФ – ЕЦБ – Еврокомиссия «спасала» Грецию
Несколько лет мировые финансовые круги пытались реанимировать греческую «корову». Весной 2010 года Евросоюз по согласованию с МВФ пошел на беспрецедентные меры, выделив Афинам кредит в размере 110 млрд. евро. Не помогло. Тогда была запущена новая, еще более масштабная программа помощи на сумму в 130 млрд. евро. Фактически в 2012 году была списана значительная часть суверенного долга. Для этого МВФ и Евросоюзу пришлось «поработать» с главными держателями долговых бумаг Греции и уговорить их «простить» часть долгов. Мелких держателей греческих бумаг поставили перед свершившимся фактом. В конце 2013 года МВФ и Брюссель начали переговоры с Афинами о третьей программе помощи, но экономическая ситуация в Греции не улучшалась, правительство не выполняло в полной мере требования кредиторов, и поступление новых траншей помощи в страну затормозилось. Афины с сентября 2014 года не могут получить 7 млрд. евро очередного кредитного транша. Кредиторы («большая тройка» в лице МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии) стали всё больше склоняться к тому, что «корова» для дойки больше не годится.
Одновременно и в самой Греции росло разочарование. Страна всё глубже погружается в долговую яму. Не помогают ни меры жёсткой бюджетной экономии, ни приватизация остатков государственной собственности, ни попытки привлечения иностранных инвесторов путём снижения налогов. Даже, по официальным данным, безработица в Греции перевалила за 20%, а среди молодежи достигла 40%. В 2014 году при расходной части бюджета в 56 млрд. евро на обслуживание государственного долга пошло около 6 млрд. евро, т.е. почти 11% бюджетных расходов. Часть выплат по долгам осуществлялась за счет доходов от приватизации, но из этого источника удалось наскрести лишь 2,5 млрд. евро. Многие политики и народ поняли, что проведенная три года назад «реструктуризация долга» - обман. Пропорционального уменьшения долгового бремени не произошло: списано было долгов более чем на 100 млрд. евро, а долг за период 2011-2013 гг. уменьшился лишь на 52 млрд.. Половину списанных долгов моментально заместили новыми. Кроме того, в списании и реструктуризации не участвовали так называемые привилегированные кредиторы и заимодавцы. Они продолжают получать от Греции всё до последней копейки. Первый среди «привилегированных» - МВФ.
Grexit – символ «высоких отношений» Афин и Брюсселя
Греческое общество перестало верить в успешный выход из социально-экономического тупика ещё в 2010 году, когда разразился кризис. Уже тогда стали звучать предложения о выходе из зоны евро и даже из Европейского союза. Появился даже англоязычный термин Grexit - сочетание слов Greece и exit («Греция» и «выход»). Пригрозили Брюсселю и референдумом о выходе из зоны евро. В Евросоюзе тогда всячески гасили такие настроения, полагая, что издержки выхода будут для ЕС слишком тяжелыми.
Сегодня ситуация изменилась – и в самой Греции, и за её пределами.
Внутри Греции резко усилились настроения в пользу выхода страны из зоны евро. Да, первое время будет тяжело, но возвращение к драхме даёт шанс на возвращение к самостоятельной денежно-кредитной и экономической политике. Всем надоело, что страной управляют из Вашингтона (МВФ), из Брюсселя (Еврокомиссия), из Франкфурта (Европейский центральный банк) и из Берлина (правительство Германии, которая задаёт тон в зоне евро).
А «большой тройке» и Германии надоело возиться с Грецией – «коровой», которая лишь требует «корма», а «молока» в ближайшей перспективе давать не будет. К тому же еврозона за последние два года, по мнению брюссельских чиновников и госпожи Меркель, укрепилась. Конечно, уход Греции из «единой валютной Европы» будет иметь некоторые неприятные последствия для еврозоны, но развалить ее, по мнению Брюсселя и Берлина, он не сможет.
Экономическая программа СИРИЗА
Основные положения экономической программы Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) - отказ от наднациональной валюты евро и возврат к драхме, которая существовала еще в древней Элладе, а после освобождения Греции от турецкого ига была вновь восстановлена в 1832 году. Такой шаг позволит выстроить национальную денежно-кредитную политику, которой Греция лишилась, вступив 1 января 2001 года в еврозону. Далее предлагается провести национализацию стратегически важных предприятий и всех банков страны.
Лидеры СИРИЗА прекрасно понимают, что даже восстановление государственного статуса Центробанка - необходимое, но недостаточное условие проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Поэтому предлагается ввести селективные ограничения на трансграничное движение капитала, чтобы исключить проникновение в страну финансовых спекулянтов. Вместо рекомендуемого МВФ и брюссельскими чиновниками снижения налогов предлагается, наоборот, их поднять и восстановить социальные программы, отменённые Международным валютным фондом.
Когда в стране в начале текущего десятилетия обострилась проблема государственного долга, СИРИЗА начала поиск возможных источников его покрытия. Она отвергала традиционные рецепты МВФ вроде приватизации государственной собственности. Альтернативным источником она назвала… репарации. СИРИЗА подняла вопрос о том, что Германия недоплатила Греции репарации по итогам Второй мировой войны. Да, в свое время греки получили от Германии определённые суммы репараций. Первый транш репараций был получен в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ века. В основном это были поставки промышленной продукции (станков, оборудования) на общую сумму 105 млн. марок (примерно 25 млн. долл.), что в современных ценах эквивалентно 2 млрд. евро. Второй транш репараций пришелся на 60-е гг. ХХ века. В 1960 году Греция и ФРГ заключили договор, согласно которому 115 миллионов марок направлялись греческим жертвам нацизма. Выплаты были привязаны к отказу греков от дополнительных требований индивидуальных компенсаций. Однако всё это – копейки на фоне реальных ущербов Греции от последней войны, говорят руководители СИРИЗА. Национальный совет по немецким военным репарациям назвал в 2013 году сумму ущерба в полтриллиона евро.
В марте 2014 года президент Греции Каролос Папульяс вновь потребовал от Германии репараций за ущерб, нанесенный стране во время войны. Греческая сторона претендует на 108 млрд. евро в качестве компенсации за разрушения и 54 млрд. евро за займы, выданные Банком Греции нацистской Германии и не возвращённые. Общая сумма репарационных требований Греции составляет 162 млрд. евро. Этой суммы хватит на покрытие половины нынешнего греческого долга.
СИРИЗА против мировых ростовщиков
И, наконец, самым радикальным решением проблемы государственного долга СИРИЗА считает списание долга. По крайней мере, наполовину. Придя к власти, коалиция планирует провести переговоры с кредиторами и основными держателями долговых бумаг Греции. Внешне это напоминает ту реструктуризацию, которая была проведена в отношении греческого долга в 2012 году, но есть существенное отличие. Тогда списание долга осуществлялось «сверху», сейчас планируется провести его по инициативе самой Греции, то есть «снизу».
В июне 2012 года на выборах победила правоцентристская партия «Новая демократия», которая соглашалась на проведение удушающей страну финансовой политики Вашингтона и Брюсселя. Уже тогда СИРИЗА ставила вопрос о списании долга или, по крайней мере, введения моратория на выплаты по нему. «Для того чтобы в дальнейшем Греция могла выполнять свои долговые обязательства, мы выступаем за пересмотр внешнего долга страны. Мы считаем, что большая часть этой суммы является в той или иной степени результатом незаконных операций с международным финансовым капиталом. Должна быть создана специальная международная комиссия, которая бы проанализировала внутреннюю экономическую ситуацию в Греции и вынесла бы свою оценку», - заявил накануне выборов 2012 года один из активистов СИРИЗА, депутат греческого парламента Вангелис Апостолу. «На остаток международного долга, с суммой которого мы будем согласны, - подчеркнул он, - СИРИЗА потребует ввести мораторий в виде приостановки выплаты по процентам долга на три-четыре года. Это единственный выход, чтобы мы могли в полной мере выполнять обязательства перед своим народом, и это единственное приемлемое решение, чтобы мы остались в еврозоне. В дальнейшем мы также намерены связывать оплату внешнего долга с развитием экономики страны. Прежде всего, деньги пойдут на социальные нужды граждан, а не на оплату процентов по долгу. Есть деньги — платим “по счетам”, нет денег — не будем оплачивать».
Судя по выступлениям других представителей СИРИЗА, кроме моратория и реструктуризации долга Греция в случае победы Коалиции радикальных левых сил может пойти и на вариант суверенного дефолта. Греческие политики вспоминают, что в истории страны случаи дефолтов по государственным долгам уже были. Например, в 1898-м и 1932 году. Впрочем, грань между мораторием, реструктуризацией и дефолтом достаточно условная. Речь идёт об упреждающем шаге, призванном предупредить объявление страной дефолта. Та же реструктуризация может предусматривать отсрочку (мораторий) по уплате процентов и/или погашению основной суммы долга.
Наиболее решительные представители СИРИЗА говорят, что если не удастся договориться с кредиторами и заимодавцами о реструктуризации долга, новое правительство пойдет на принятие одностороннего решения о моратории на выплаты и списание части долга.
Лидер СИРИЗА Алексис Ципрас в начале января 2015 года заявил, что правительство под руководством коалиции «начнет переговоры в рамках Евросоюза по новому взаимовыгодному реалистичному соглашению об обслуживании госдолга и развитии реальной экономики с тем, чтобы добиться списания большей части номинальной стоимости долга страны… при помощи технических приемов, которые не нанесут ущерб народам Европы, а будут реализованы с помощью коллективных европейских механизмов». «Списание долгов Германии было проведено в 1953 году, и для Греции это будет сделано в 2015 году», – добавил он. Лидер СИРИЗА отметил, что в соглашение о выплате госдолга «будет внесена поправка об экономическом развитии, чтобы деньги на погашение кредитов шли от экономического роста, а не из профицита госбюджета». Партия будет также “добиваться льготного периода, то есть моратория на обслуживание госдолга для немедленной экономии средств на развитие и перезагрузку экономики”.
Легендарный Манолис Глезос и Россия
Сегодня неформальным лидером СИРИЗА выступает легендарный Манолис Глезос, имя которого было хорошо известно в Советском Союзе. Почти 74 года назад, 31 мая 1941 года, он вместе с другом сорвал гитлеровский флаг с афинского Акрополя. Манолис Глезос еще накануне выборов 2012 года сказал: «Все договоры, которые были заключены с ростовщиками - мы их не называем ни партнерами, ни кредиторами, они и есть ростовщики, - мы прекратим... С самого начала скажем им: мы вам не должны абсолютно ничего». Сейчас он настаивает на том же: Греция мировым ростовщикам ничего не должна. Манолис Глезос рассчитывает увидеть на выборах победу своей партии, которая приведет к отмене кабальных соглашений Греции с ЕС и МВФ.
То, что происходит сегодня в Греции, созвучно событиям в России. Перед новым годом депутат Государственной Думы от парии «Единая Россия» Евгений Федоров подготовил и направил в правительство законопроект о внесении поправок в Гражданский кодекс РФ. Суть поправок – расширение списка случаев, квалифицируемых как «действие непреодолимой силы» (форс-мажор). Предлагается добавить в этот список экономические санкции, которые затрудняют работу российских компаний и организаций, в том числе затрудняют или делают невозможным погашение обязательств по иностранным кредитам и займам. Многие эксперты говорят о своевременности таких поправок: они позволят российским компаниям и организациям (или даже государству) объявлять мораторий на обслуживание и погашение внешних долгов. В этом плане России, безусловно, будет интересен опыт Греции в части введения моратория по её суверенному долгу. Естественно, это станет возможным лишь в случае победы на выборах 25 января коалиции СИРИЗА.