Цели российской внешней политики в центральноазиатском регионе можно отслеживать с двух разных точек зрения.
Если оценивать внешнюю политику России в долгосрочном плане, то стоит сказать об особом внимании руководства этой страны к Центральной Азии, Кавказу и в целом ко всем бывшим советским республикам. Так, страны, входившие ранее в состав Советского Союза, в России принято называть ближним зарубежьем. Все годы, последовавшие после распада СССР, Москва отдавала предпочтение отношениям именно с этими странами.
В более коротком временном диапазоне ввиду конкретной ситуации в современной России, связанной с конфликтом с Западом из-за Украины, российское руководство все больше переходит к сотрудничеству со странами Востока. Разумеется, это вовсе не означает, что Россия откажется от собственных интересов в контактах с Западом, однако на современном этапе она делает ставку на сближение со странами региона и так называемого ближнего зарубежья.
Россия намеревается использовать в свою пользу новую международную обстановку, сложившуюся на Востоке, чтобы таким образом получить возможность улучшить свои отношения с Ираном, Турцией, Китаем, Индией, странами Центральной Азии, Кавказа и Латинской Америки. На фоне продолжающегося уже целый год конфликта России с Западом из-за присоединения стратегически важного Крымского полуострова и западного давления на эту страну русские все так же добиваются расширения сферы собственного влияния.
Центральноазиатский вектор российской дипломатии после начала украинского кризиса
Центральная Азия и Кавказ важны для России по многим причинам. В прошлом эти два региона были для русских удобным плацдармом для увеличения своего влияния по самым разным направлениям.
После начала кризиса на Украине, когда на повестку дня встал вопрос о судьбе этнически русского населения этой страны, правительства республик Центральной Азии, в каждой из которых до сих пор проживает достаточное количество русского населения, по-новому взглянули на этот деликатный аспект своих отношений с Россией. С другой стороны, введение международных санкций создало массу проблем для России в международной сфере и губительным образом сказалось на ее внутриэкономической ситуации. Так, за последний год курс рубля упал на половину по сравнению с другими мировыми валютами. Конечно, падение курса было вызвано в том числе и снижением цены на нефть, потому как углеводороды являются основными статьями российского экспорта.
Кроме того, за последний год экономика России столкнулась с проблемой существенного оттока капитала. Правда, данный процесс наблюдался и в прошлом, однако сейчас он стал развиваться еще более усиленными темпами. По официальной статистике, отток инвестиций из России составил по меньшей мере 100 миллиардов долларов.
В данной ситуации Россия решила пересмотреть свои отношения с традиционными союзниками и теми странами, которые поддерживают с ней особо близкие связи, и начать с ними сотрудничество по новой схеме. Фактически, визит Путина в Узбекистан можно трактовать как возвращение к сотрудничеству с традиционными союзниками и пересмотр отношений России со странами Центральной Азии в целом. Узбекистан с населением 29 миллионов человек является самой густонаселенной страной центральноазиатского региона. После распада Советского Союза эта республика продолжала по традиции поддерживать свои отношения с Россией. Связи России со странами Центральной Азии
1. Российско-узбекские отношения
Узбекистан, который производит порядка 63 миллиардов кубических метров газа, поддерживает тесное сотрудничество с российским Газпромом, крупнейшим производителем «голубого топлива» в мире. Путем заключения многочисленных контрактов с узбекской стороной Россия пытается установить свой контроль над газовым экспортом этой центральноазиатской республики.
Помимо этого, Москва, развивая экономическое сотрудничество с Ташкентом, пытается расширять и своего политическое влияние в регионе. После Казахстана Узбекистан является самым близким партнером России. Эта республика важна для России и с экономической точки зрения. Так, на долю российских компаний приходится 28 миллиардов узбекского экспорта и импорта, а русским предпринимателям принадлежит более 15% внутреннего рынка Узбекистана.
2. Российско-казахские отношения
Наряду с Россией и Белоруссией Казахстан входит в состав Таможенного Союза. У России с этой страной установлены развитые торговые и экономические связи. Следует отметить, что первоначально после планируемого присоединения Украины Таможенный Союз намеревались превратить в Евразийский, однако помешал этому начавшийся украинский кризис. Тем не менее России удалось сохранить Таможенный Союз и ее представители приступили к подписанию двухсторонних соглашений об отмене таможенных тарифов с Казахстаном и Белоруссией.
Из всех центральноазиатских республик самые тесные отношения с Россией поддерживает Казахстан. Это объясняется как общими экономическими интересами между двумя странами, так и большим количеством этнически русского населения казахских городов, численность которого составляет почти 38 миллионов человек. Тот факт, что в Казахстане проживает такое большое количество русских, заставляет Россию выстраивать особые отношения с этой республикой. Кроме этого, Казахстан, будучи самой крупной из пяти центральноазиатских республик, обладает огромными возможностями для инвестиций российского капитала. Еще одной причиной большой значимости Казахстана для России являются богатые запасы нефти этой страны. Ввиду того, что Казахстан занимает первое место по экспорту нефти в Центральной Азии, российские компании, в частности Лукойл, заинтересованы в инвестировании этой республики, чтобы за счет строительства трубопроводов создать условия для транспортировки казахской нефти. Расположение Казахстана у берегов Каспийского моря еще больше увеличивает значение этой республики для России.
3. Российско-туркменские отношения
Туркмения является самым крупным экспортером газа в Центральной Азии. Компания «Газпром» как самый крупный производитель этого сырья в мире вкладывает значительные инвестиции в экономику этой страны, пытаясь при этом транспортировать основную часть туркменского газа через российскую территорию. По этой причине Туркмения важна для России в первую очередь ввиду наличия в ней больших запасов «голубого топлива».
То обстоятельство, что Туркмения граничит с Ираном и прилегает к Каспийскому морю, еще больше увеличивает значение этой страны для России. После Казахстана Туркмения имеет самую протяженную береговую линию по Каспию, поэтому географическое расположение республики создает колоссальные возможности для сотрудничества между двумя странами в судоходстве и добыче газа. Россия выступает против транспортировки туркменского газа по дну Каспийского моря, ведь после подписания за последние годы множества контрактов она смогла установить свою монополию в этой стране на экспортном рынке данного вида топлива. Общая граница этой республики с Ираном и Афганистаном и ее близость к другим экспортным рынкам является еще одной причиной большой значимости Туркмении для России.
4. Российско-киргизские отношения
Несмотря на то, что Киргизия не обладает большим рынком для российской продукции и не занимает особо значимого места в регионе, отношения с этой страной важны для России по двум причинам. Во-первых, эта Киргизия находится по соседству с Китаем, а во-вторых, имеет на своей территории весьма нужную для России военную базу. В отличие от других четырех республик Центральной Азии в Киргизии установилась достаточно демократическая власть, что стало относительным преимуществом для этой страны. Хотя в прошлом мы несколько раз являлись свидетелями того, как один за другим менялись лидеры в этой стране, по сравнению с другими республиками региона сейчас там установилась относительная стабильность.
Существенное влияние радикальных исламистов в Ферганской долине, которая состоит из одной провинции Таджикистана, одной провинции Киргизии и трех провинций Узбекистана, заставляет российское руководство с большим вниманием относиться к происходящему в этом районе. Русские добиваются того, чтобы при помощи киргизов и узбеков еще больше усилить свой контроль над этой долиной.
5. Российско-таджикские отношения
В своего рода рейтинге приоритетов внешних связей России в регионе первое место принадлежит Казахстану, второе — Узбекистану, а затем уже идут Туркмения и Таджикистан. Неподалеку от таджикской столицы Россия построила военную базу, которая имеет стратегически важное значение для ее влияния в Центральной Азии. Кроме того, уже долгие годы на таджикско-афганской границе располагается 201-я российская военная база, обеспечивающая масштабное военное присутствие русских в регионе.
Говоря об экономике страны, стоит отметить, что еще недавно весь внутренний рынок Таджикистана почти полностью был под контролем русских. Для относительно небольшого населения этой страны, численность которого составляет шесть миллионов человек, Россия инвестирует в ее экономику достаточно большие средства, объем которых составляет от двух до трех миллиардов долларов. Российские предприниматели профинансировали в Таджикистане сразу нескольких экономических проектов, в том числе и по строительству Сангтудинской ГЭС-1. Таджикистан важен для России еще и потому, что имеет общую границу с Афганистаном и Китаем.
Помимо этого, за последние несколько лет русские смогли установить хорошие отношения с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Создается впечатление, что без поддержки России он не смог бы сохранять власть в стране столь продолжительное время.
Плюсы и минусы от российского присутствия в регионе для Исламской Республики Иран
Политические угрозы
Российские официальные лица всегда выступали с критикой по поводу односторонних действий Америки. Внешне Россия проводит в международных делах политику многополярности, поощряя к тому же и Соединенные Штаты. Тем не менее по отношению к Центральной Азии и Кавказу российское правительство действует исключительно в одностороннем порядке. Подобная тактика России создает препятствия для сотрудничества с такими странами, как Индия, Иран и Китай. Москва стремится единолично увеличивать сферу собственного влияния в регионе. Хотя Россия и поддерживает тесные отношения с Китаем, в Центральной Азии и на Кавказе она действует без оглядки на интересы других стран.
Подобная политика России в центральноазиатском регионе мешает реализации совместных возможностей. Иран, который активно сотрудничает с этой страной на Ближнем Востоке, в Ливане, Сирии и Ираке, ожидает аналогичного участия и в решении проблем Центральной Азии и Кавказа, однако до сих пор Россия так и не приступила к реализации подобного партнерства.
Преимущества
В сфере производства и экспорта нефти и газа Россия могла бы благотворно сотрудничать с Ираном. Несмотря на то, что оба эти государства являются крупными производителями углеводородов и, казалось бы, должны были соперничать друг с другом, подобного рода конкуренция имеет все шансы перерасти в эффективное взаимодействие.
Хотя в культурном плане у обеих стран немного общего, в регионе Иран известен своим славным историческим прошлым. В связи с этим Россия могла бы в области культуры использовать благоприятные условия, имеющиеся в отношениях между двумя странами, и воплотить своего рода новое культурное сотрудничество.
Конечно, все последние 70 лет русские предпринимали попытки распространять свой язык в этом регионе, однако данное обстоятельство ни в коей мере не мешало тому, что в целях борьбы с экстремизмом Россия и Иран сотрудничали со странами Центральной Азии и Кавказа в плане создания атмосферы совместного культурного диалога.
Для плодотворного сотрудничества между Россией и Ираном в Центральной Азии есть все условия, однако отсутствие эффективных инструментов для подобного взаимодействия не дает реализоваться некоторым возможностям. В этом плане Иран несет более значительные убытки и виной тому все та же волюнтаристская политика России в Центральной Азии и на Кавказе.
Политический и геополитический аспекты российско-иранского сотрудничества
Россия и Иран могли бы работать над совместными проектами по установлению безопасности в регионе, а также эффективно сотрудничать в деле борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Конечно, в разного рода совместных заявлениях и декларациях стороны много раз подчеркивали свое намерение взаимодействовать в данной сфере, однако фактически какого-либо эффективного и основательного сотрудничества здесь пока не наблюдается.
Укрепление Китая вызывает серьезные опасения у России и западных стран, особенно Соединенных Штатов. Развивая партнерство с Ираном и Индией, Россия могла бы создать баланс в отношении Китая. Можно было бы даже говорить о сотрудничестве между Ираном, Китаем, Индией и Россией в целях противостояния Америке. Иными словами, у русских есть все шансы использовать имеющиеся для них риски в свою пользу.
В настоящее время Россия обеспокоена тем, что Китай с каждым днем завоевывает все большие позиции, и связанные с этим опасения не перекрывает и то, что эти две страны сотрудничают друг с другом по линии Шанхайской Организации Сотрудничества.
На этом фоне Россия могла бы начать благоприятное сотрудничество с Ираном. Данное геополитическое партнерство было бы на пользу республикам Центральной Азии и предоставило бы России возможность усилить собственный потенциал в соперничестве с Западом и Китаем. Необходимо заметить, что Центральная Азия и Кавказ это не то место, где русские смогли бы успешно проводить свою политику без согласования и сотрудничества с другими государствами, потому как сейчас в международных делах можно действовать только сообща.
Россия выиграет от того, что в XXI веке она изменит свою позицию и начнет двигаться в сторону взаимодействия с Ираном, Индией, Китаем и Афганистаном. В действительности развитие сотрудничества между Россией, Узбекистаном, Казахстаном и Таджикистаном никак не противоречит партнерству с другими государствами, такими как Пакистан, Афганистан и Иран. Более того, подобного рода взаимодействие может стать весьма успешным. Аналогично тому, как Европейский Союз смог в разных сферах сблизить друг с другом европейские страны, определить их общие интересы и создать в конечном итоге крупное торгово-экономическое объединение, можно действовать и в этом регионе, однако для этого необходимо отказаться от односторонних взглядов и сделать выбор в пользу коллективного решения вопросов.
Российско-иранское сотрудничество на примере отдельных стран
Туркмения
Компания «Газпром» в Туркмении могла бы установить тесное сотрудничество с Иранской Национальной Газовой Компанией. В плане Каспийского моря обе страны имеют возможность наладить многостороннее взаимодействие, скажем, в плане общего судоходства. К примеру, иранские пассажиры могли бы спокойно переплывать на таких судах в Туркмению, Казахстан и Россию. Сейчас на Каспийском море обычные пассажиры не имеют такой возможности. С учетом большого потока пассажирских и грузовых перевозок согласие России сотрудничать в этой сфере содействовало бы реализации общих экономических интересов, а в регионе были бы созданы условия для общего судоходства. К сожалению, из-за отказа России вести взаимовыгодное сотрудничество в данном направлении остается нерешенным вопрос и о прямых авиарейсах.
Таджикистан
Потребность этой страны в строительстве гидроэлектростанций создает благоприятные условия для российско-иранского сотрудничества. Правда, на строительство плотин в Таджикистане всегда остро реагировал Узбекистан, который в результате этого не дополучал часть водных ресурсов. Вместе с тем резонно предположить, что какой-либо совместный российско-иранский проект по прокладке газовых труб из Узбекистана в Таджикистан мог бы создать более благоприятные условия для регионального сотрудничества. Есть возможность даже подготовить почву для подписания соглашения между Узбекистаном и Таджикистаном по поводу распределения газа и водных ресурсов (к примеру, Таджикистан мог бы получать из Узбекистана газ в обмен на воду). Вполне возможно и участие в подобных проектах российских и иранских специалистов, однако до сих пор Россия воздерживается от подобного сотрудничества в этой сфере.
Казахстан
У этой страны самая протяженная морская граница по Каспию, благодаря чему там можно было бы проложить много маршрутов для судоходства и транспортировки углеводородов. Отметим, что раньше там имели место своповые поставки, сейчас они прекратились из-за введения санкций. Тем не менее в Каспийском море Россия и Иран могли бы создать условия для сотрудничества в транспортной сфере.
В настоящий момент строительство железнодорожной ветки между Ираном, Туркменией и Казахстаном кажется весьма своевременной мерой, хотя русские отказываются ее поддерживать. Дело в том, что они считают этот проект угрозой для собственных интересов, поскольку он может ослабить зависимость от них Казахстана и Туркмении. В своих статьях на эту тему некоторые авторы даже пишут, что из-за этой железнодорожной ветки казахи и туркмены будут меньше нуждаться в России. Между тем и сами русские могли бы воспользоваться данным сообщением, ведь благодаря строительству этой железной дороги не только возрастут транспортные потоки и товарообмен, но и увеличатся прибыли российских компаний.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+